kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"В гостях у приставок пре- и при-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 6 класса на тему" В гостях у приставок пре- и при-"

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"В гостях у приставок пре- и при-" »

Тема урока: «В гостях у приставок  ПРЕ- и ПРИ-.»

Урок-практикум.

Цель урока: Закрепление умения раличать и правильно писать приставки пре- и при- в словах.



Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения

  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации

  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

ХОД УРОКА

Актуализация знаний

1. Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

  • Эта приставка имеет значение «очень».

  • Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «причудливый».

  • Эта приставка имеет значение « законченное действие».

  • Эта приставка имеет значение «пере-».

  • Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».

  • Эта приставка имеет значение « самый-самый»

  • Эта приставка имеет значение присоединения.

2. Беседа по вопросам:

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском языке? (3 группы)
– Какие это группы приставок? (1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа  – приставки ПРЕ- и ПРИ-)

Целеполагание

Запишите число и тему урока.

Распределительный диктант

Выпишите слова с приставками пре- и при- в две колонки.

 Пришкольный, привокзальный, преглупый, презабавный, премилый, пресмешной, преспокойный, преудивительный, прехороший, предлинный, прескверный, преувеличить, преуменьшить.прибрежный, приморский, приволжский, приусадебный, приозерный, придорожный.



Приставка ПРИ-.



1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

Приставка ПРЕ-.

Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».

– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок третьей группы.

Трудные случаи написания.

– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить? 
– В чём сложность написания слов  с ПРЕ- И ПРИ-?  
– Назовите такие слова.оо

Творческое задание

Подберите слова к данным глаголам.

Притворить… Претворить…

Прибывать… Пребывать…

Призреть… Презреть…

Слова для справок ( дверь, мечту в жизнь, на вокзал, в городе, сироту, врага)

Выборочный диктант

Из предложений запишите только слова с приставками пре-, при-

1 . Им часто приходилось опускаться до больших глубин, преодолевать в подземельях различные преграды.

2.  В один прекрасный день непривлекательный седой привратник, пребывая на отдыхе, предавался воспоминаниям.

3.Через непродолжительное время он прикоснулся к страшной служебной тайне и узнал, как проиграл предшественник.

 В следующих словах объясни значение приставки ПРИ-.

Прибыть, прижимистый, приколоть, придавить, приструнить, приручить, придвинуть, приголубить, приварить, приволжский, причудливый, приметный, пристрастный, приезжающий, признательный, присутствие, непризнанный, приспособиться, приток, прилив.

Замени данные словосочетания одним словом с приставками ПРЕ- или ПРИ-.





Очень веселый - …

Близко от школы - …

Немного поднял - …

Ненадолго остановился - …

Очень мудрый - …

Слегка дотронулся - …

Самый-самый добрый - …

Очень противный - …

Не совсем заглушил -…

Чуть-чуть открыл - …          

Проверка.

Очень веселый – превеселый

Близко от школы – пришкольный

Немного поднял – приподнял

Ненадолго остановился – приостановился

Очень мудрый – премудрый

Слегка дотронулся – прикоснулся

Самый-самый добрый – предобрый

Очень противный – препротивный

Не совсем заглушил –приглушил

Чуть-чуть открыл – приоткрыл

____________________________



IV этап. Закрепление изученного материала.

V этап. Тест

I вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Ответы:

I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

этап. Домашнее задание

Выписать из художественной литературы предложения с приставками пре-, при-.

этап. Итог урока

– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"В гостях у приставок пре- и при-"

Автор: Воловик Ольга владимировна

Дата: 02.08.2015

Номер свидетельства: 224124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) ""ПРЕодолевая ПРИтяжение" Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- "
    ["seo_title"] => string(64) "prieodolievaia-pritiazhieniie-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "105454"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402854040"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства