Устный журнал "Слава хлебу и рукам, что его растили"
Устный журнал "Слава хлебу и рукам, что его растили"
Урок способствует совершенствованию знаний по теме «Лексика» (анализ лексического значения слов, употребление фразеологизмов), познакомит детей с профессиями сельского хозяйства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Слава хлебу и рукам, что его растили"»
Устный журнал «Слава хлебу и рукам, что его растили»
Цели урока: формирование коммуникативной и речевой компетенций обучающихся , совершенствование знаний по теме «Лексика»( анализ лексического значения слов, употребление фразеологизмов), познакомить детей с профессиями сельского хозяйства, воспитывать уважение к труду; расширять кругозор учащихся.
Оборудование: репродукции картин А. Венецианова «Гумно», «Весна», «Золотая рожь», магнитофон с записями, атрибутами к игровым моментам и раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска. За неделю до проведения урока дети получают определённые задания: подбирают стихи, пословицы, поговорки, загадки, сообщения, приглашают бывшего хлебороба и агронома. Класс оформляется иллюстрациями детей по данной теме.
Ход занятия.
Страничка первая. «Хлеб — всему голова». — Нет лучше цветка, чем пшеничный колос, нет лучше сада, чем пшеничное поле, нет лучше аромата, чем запах свежего хлеба.Так говорит народная мудрость.И самым главным занятием людей на земле стало выращивание хлеба.Дорогие ребята! Мы открываем наш устный журнал, посвящённый сельским труженикам. Как много труда положено ими, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, свежий хлеб! И первая страничка нашего журнала посвящена именно хлебу. Обратите внимание на её название и прочитайте эпиграф к ней. «Ломоть хорошо испечённого пшеничного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума».
Ведущий1: Хлеб в России пекли с куполами, Чтоб хватило, как неба, на всех. За широкими в доме столами Крошку бросить считали за грех. И хлеб-соль — это русский обычай, Словно символ людской доброты. И наш герб без колосьев пшеничных Не имел бы такой красоты. (А. Коршун).
Ведущий2: Испокон века хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Петрограда, Поволжья в годы революции, отдавали свою жизнь сотни людей. — Расскажите, если знаете, откуда пошло это слово — «хлеб»? (Рассказ учащегося)
ВедущийЗ (звучит соответствующая музыка): Хлеб войны, замешенный на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший победу. В Музее обороны Ленинграда лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба, состоящий из 80% жмыха, травы, древесной стружки, горсти отрубей и лишь 20% муки. Вот каким был ленинградский блокадный хлеб. У хлеба есть ещё одно название — «жито», что значит «житии»(жить) — так трактует это понятие этимологический словарь.
Ведущий 4: Ребята, просим вас назвать пословицы и поговорки, куда входит слово «хлеб». (Хлеб — батюшка, вода — матушка. Хлебушко — калачу дедушка. Худ обед, коли хлеба нет. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Хлеб да вода — мужицкая еда).
Ведущий1:А теперь припомните фразеологические обороты со словом «хлеб». Яназываю вам его значение, а вы мне — фразеологический оборот.
1) Жить напрасно не принося никакой пользы (Напрасно есть хлеб)
2) Пожелание приятного и хорошего аппетита. (Хлеб да соль!) З) Необходимые средства для жизни. (Хлеб насущный). 4) Угощение. (Хлеб-соль).
Ведущий2:А теперь конкурс «Знаете ли вы?»
- Сколько определений у слова хлеб в значении «пищевой продукт, выпекаемый из муки»? Назовите их. (Хлеб пеклеванный, белый, ржаной, пшеничный, чёрный, бородинский и т. д.). Ввиде изделий какой-либо определённой формы бывает круглый хлеб или другие виды формового хлеба.
II. Страничка вторая: «Хлебороб вчера». «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже самый грубый — возвышается до творчества». А. М. Горький.
Ведущий3С детства знакомо нам слово хлебороб, раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем. Оба этих сложных слова в “ своей части имеют корень хлеб- и в «Словаре русского языка» толкуются следующим образом: «Хлебопашец — тот, кто занимается хлебопашеством, земледелец». Каким же был труд хлебопашца? В рассказе К. д. Ушинского об осенних работах русского крестьянина мы находим следующие строки: «Работы у крестьянина осенью заметно убывает; но всё же он не остаётся без дела. В начале осени нужно пахать и боронить, и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги. Свезши хлеб, надобно его сушить вовин, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах».
Ведущий4: В отрывке из рассказа встречаются устаревшие слова. Они ушли из активного употребления в языке в связи с развитием сельского хозяйства, его механизацией, внедрением индустриальных технологий. Но знать их — значит знать историю своего народа. (Сообщение о лексическом значении этих слов одного из учеников) (Рига — молотильный сарай с овином, крытый ток для сушки зерна. Овин— строение для сушки хлеба в снопах топкою. Главная его часть — яма, в которой разводился огонь; над ямой — сушило или колосники, где на решётках надсаживаются снопы. Цеп — ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и прикреплённого к ней ремнём короткого деревянного била. Гумно — место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят).
Ведущий1: Часто эти устаревшие словамы и сейчас встречаем в пословицах и поговорках. «Соберите» их правильно . 1) Ни, овина, у господина, ни, нашего, ржи. 2) Молотильщиков, гори, хоть, корми, овин. 3) Умна, свинья, у, гумна, и, богатого. 4)Год, ленив, с, тому, и, кто, сохой, плохой. 5) Семеро, а, сошкой, один, ложкой, с, с.
Ведущий2: Чем отличается соха от плуга? (Соха — шест, жердь, цельная лесина, раз двоенная на конце, самое простое орудие пашни. Плуг — самое тяжёлое пахотное орудие с широким металлическим лемехом). В. И. Даль в своём словаре поясняет различие этих сельскохозяйственых орудий так: «...соха разрывает, бороздит землю, а плуг поднимает, обор ачивает пласт».
Сегодня у нас в гостях человек, который много лет трудился на земле и знает цену хлеба.(Слово бывшему хлеборобу Клименко М.В.)
111. Страничка третья«Хлебороб сегодня». Ты на земле рождён. Заветом далёких предков суждено Тебе всегда, зимой и летом, душою слышать: сей зерно! (М.Дудин.)
Ведущий3: Ты, на земле рождённый, в высь ли Глядишь на звёздное руно, Или веленьем острой мысли Спешишь в глубины — сей зерно! Земля — твоя! Она качала Твоей судьбы веретено. И нет конца, и нет начала У вечной песни — сей зерно! (М. Дудин.)Ведущий4 Чтобы посеянное зерно стало хлебом и дошло к нашему столу, трудятся представители почти 120 специальностей. Назовите эти профессии. 1) Кто выводит новые сорта пшеницы? (Селекционер). 2) Кто планирует весь цикл выращивания хлеба? (Агроном). З) Кто строит машины для уборки хлеба? (Машиностроитель). 4) Кто сеет хлеб, убирает его с полей? (Тракторист, комбайнер). 5) Кто вывозит его с полей? (Шофёр). б) Кто производит муку? (Мукомол). 7)Кто удобряет посевы, уничтожает вредителей на полях? (Лётчик сельскохозяйственной авиации). 8) Кто печётхлеб? (Пекарь). 9) Кто продаёт егонам? (Продавец). — Это только некоторые профессии людей, поставляющих нам хлеб.
Ведущий1.Вчера пахарь — сегодня механизатор. С разделением труда в сельском хозяйстве на смену пахарю (оратаю) пришли новые профессии: тракторист-машинист, комбайнёр, инженер по землеустройству, агроном-семеновод, энтомолог, почвовед и другие. Сегодня агроном — хозяин полей. Это специалист по агрономии, науке о законах полеводства .Сегодня у нас в гостях известный агроном района Скрипкина А.А.( предоставляется ей слово)
Ведущий2 Трудно представить себе сегодня работы на поле без трактора, а значит, без тракториста-машиниста. Появилась эта профессия довольно давно. давайте обратимся к исторической справке. «Первые колёсные тракторы с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1930 году, с 1912 года — в США, а потом ‘ и в других странах. В СССР первые тракторы стали выпускать в начале 20-х годов ХХ века. В русский язык это слово пришло из английского языка в это же время».
Ведущий3Труд современного земледельца воспет в стихах и песнях, пословицах, поговорках и загадках’. Вспомните художественные произведения, посвящённые этому труду. (Художественный фильм « Тракторист», картины «Вечер на полевом стане» и «3олотая рожь», скульптура « Рабочий и колхозница» и т. д.). А теперь - в русском народном творчестве. (Тот же Савка, да в иных санках. Идёт силач добывать калач. Конь стальной овса не просит, А сеет и косит. (Трактор)).
Ведущий4 Атеперь — конкурс «Знаете ли вы?» 1) Какова старинная мера веса хлеба? (Пуд — 16,3 кг). 2) Замените словосочетания с несогласованными определениями на согласованные: — комбайн для уборки зерна (зерноуборочный); — комбайн для уборки свеклы (свеклоуборочный); — комбайн для уборки хлопка (хлопкоуборочный). 3) Что такое нива? (Нива — поле, воз деланное для посева или засеянное хлебом). 4) Что такое пары? (Незасеянное поле, оставленное для отдыха земли). 5) дайте толкование слову «мелиорация». (Мелиорация — совокупность мероприятий по коренному улучшению земли. Это орошение земель, осушение их. Мелиорация приводит к устойчивым урожаям, способствует рациональному использованию земель).
Ведущий1 Вот он, хлебушек душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел…
(ученица в цветном платке, накинутом на плечи, с хлебом и солью на подносе угощает всех присутствующих)
IУ. Обобщение. — Вот и закрыли мы последнюю страничку нашего устного журнала. Сделайте вывод о том, как же приходит хлеб в наш дом. (Дети делают выводы ) -Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на уроке по разделу «Лексика» — Какие виды работы понравились вам больше всего? — Что запомнилось? Что узнали для себя нового?.
Литература: Григорян Л.Т.Язык мой – друг мой М.,1988г.
Жуков В.И. Школьный фразеологический словарь русского языка М.,1980г.
Петрухин В.И.Профориентация учащихся во внеклассной работе по р усскому языку –«Русский язык в школе»- 1989 ,50с.
Ушаков Н.Н., Суворова Г.И.Внеурочная работа по русскому языку М., «Просвещение» 1989 -101с.
МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»