kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 6 классе «В гостях у художника – В. Серова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 

развитие  умения создавать собственный текст на основе картины;

-формирование   умения описывать внешность и внутренний мир человека по картине;

 - развивать наблюдательность у учащихся, ассоциативное мышление, эмоциональную сферу, внимание к слову;

- закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

Задачи урока:

  • направленные на достижение предметных результатов обучения:

      - формирование умения использовать информацию из различных источников для

        создания собственного речевого высказывания, ответа на вопросы;

- корректирование текста с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;

- совершенствование умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами.

  • направленные на достижение метапредметных результатов:

- развитие умения работать с информацией;

- формирование умения слушать и слышать собеседника;

- формирования умения работать в группе;

- развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде;

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  • направленные на достижение личностных результатов:

- формирование эстетических потребностей и художественного вкуса при восприятии произведений искусства;

 - развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения по создавшейся проблеме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 6 классе «В гостях у художника – В. Серова»»

1.Автор проекта: Воробьёва Оксана Николаевна, город Курск, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№57».

2. Предмет: русский язык.

3. Класс: 6.

4. Тема урока «В гостях у художника – В. Серова» (Подготовка к написанию сочинения по картине В. Серова «Девочка с персиками»).

5. Цель урока:

-развитие умения создавать собственный текст на основе картины;

-формирование умения описывать внешность и внутренний мир человека по картине;

- развивать наблюдательность у учащихся, ассоциативное мышление, эмоциональную сферу, внимание к слову;

- закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

6. Задачи урока:

  • направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения использовать информацию из различных источников для

создания собственного речевого высказывания, ответа на вопросы;

- корректирование текста с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;

- совершенствование умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами.

  • направленные на достижение метапредметных результатов:

- развитие умения работать с информацией;

- формирование умения слушать и слышать собеседника;

- формирования умения работать в группе;

- развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде;

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  • направленные на достижение личностных результатов:

- формирование эстетических потребностей и художественного вкуса при восприятии произведений искусства;

- развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения по создавшейся проблеме;

7. Планируемые образовательные результаты:

Учащиеся в процессе работы:

- усовершенствуют навыки в подборе материала к созданию своей творческой работы;

- научатся редактировать услышанные тексты своих товарищей и свои собственные;

- усовершенствуют навыки в отборе языковых средств для достижения логичности, связности высказывания.

8. Содержание урока:

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся.

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап.

1. Оргмомент. Обучающие приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

2. Мотивация учебной деятельности. Обучающиеся слушают чтение отрывка из стихотворения Б. Ахмадулиной «Девочка с персиками» (Приложение №1) , знакомятся с картиной В. Серова «Девочка с персиками» (Презентация, слайд №2).

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют задания:

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение Б. Ахмадулиной?

- Каково первое впечатление от картины В. Серова?

-Что вы представляли, когда слушали это стихотворение? Совпало ли это с тем, что изображено на полотне?

Лексическая работа

-Найдите в толковом словаре слово «палитра», «искусствовед». Каковы их значения? Сколько значений имеют эти слова?

-Представьте: каждый из вас является искусствоведом. Ответьте на вопрос: какую палитру красок подобрал художник, создавая образ девочки. Запишите 2-3 предложения в тетради. Как вы думаете: почему именно эти краски выбрал автор полотна?

- Созвучны ли настроение стихотворения Б. Ахмадулиной и картины

В. Серова?

3. Определение темы урока. Целеполагание.

Обучающиеся работают с таблицей (Приложение№2), отмечая + те пункты, ответы на которые не вызывают затруднения, - те, которые вызвали затруднение, формулируют тему урока, цели, записывают тему в тетради.

Вопросы

Да

Нет

Начало урока

Конец урока

Начало урока

Конец урока

Я знаком (а) с творчеством

В. Серова?





Я знаком(а) с картиной «Девочка с персиками»?





Я могу ответить на вопросы: что такое «настоящее искусство», «внутренний мир человека»?





Я могу отобрать необходимый материал для сочинения-описания по картине?






2. Основной (информационно-аналитический) этап.

1. Обучающиеся рассматривают галерею портретов В. Серова (Презентация, слайд №2-7). Слушают рассказ о художнике, подготовленный одной из творческих групп, фиксируют в тетради наиболее интересные факты из жизни мастера. Обмениваются первыми впечатлениями.

2. Читают отзывы современников о художнике, подготовленные творческой группой (Приложение №3). Собирают фактический материал для сочинений. Дают определение: что такое «внутренний мир», записывают его в тетради.

3. Рассматривают картину В. Серова «Девочка с персиками» (презентация, слайд №11-15) . Слушают историю о создании полотна, подготовленную творческой группой. Делают записи в тетради.

4. Обучающиеся сравнивают два описания, относящихся к полотну. Одна цитата принадлежит Г. Арбузову (Презентация, слайд №1), другая – самому художнику (Презентация, слайд № 15):

  • Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд её карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно и живо лежащие на столе руки, неповторимая чистота тонов – всё это прелестно, всё оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русское искусство.

Г. Арбузов

  • Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:
    «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности...»

5. Обучающиеся работают над понятиями «портрет», «искусство», обращаются к различным словарям, записывают определения в тетради. (Презентация, слайд №17). Дают своё толкование понятию «искусство». (Что такое искусство, можно сказать, это “образ” - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.) 

6. Обучающиеся рассматривают полотно художника, отвечают на вопросы учителя, затем осуществляют самопроверку (материал на слайдах):

  • Что изображено на картине? (На картине изображён летний день. За спиной девочки окно, за которым зеленеют деревья сада, на столе – кленовые листья. Вся комната залита лучами солнца, и кажется, что полотно пропитано солнечным теплом и светом.) (Презентация, слайд №18);

  • Как вы думаете, чем занималась девочка, прежде чем оказалась за столом? (Видимо, она играла в саду, радовалась солнцу, лету и своей юности: лицо её смугло от загара, волосы слегка растрёпаны. Создаётся впечатление, будто она только что вбежала (влетела) в комнату и присела к столу. За окном трепещут листьями клёны, и кленовые листья лежат на столе. Вероятно, девочка только что подняла их в аллее сада.) (Презентация, слайд №19);

  • Какие краски использует художник, чтобы создать у нас праздничное настроение? (В. Серов использует светлые радостные тона: светлая зелень за окном, белые рамы окон, светлые стены, белая скатерть, на которой лежат розовые персики. Девочка одета в розовую кофту.) (Презентация, слайд № 20).

  1. Сообщение творческой группы информации о возникновении названия картины.( Название портрету-картине дал замечательный художник Игорь Грабарь. Увидев портрет на выставке, он воскликнул: «Девочка с персиками!». Воспоминания И. Грабаря: «Он (В. Серов) был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых Веруши, которой уже давно не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал её. Черноглазая с румянцем во всю щёку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась почти барышней, хотя ей не было ещё полных двенадцати лет. Серов сразу решил писать её – в том самом платьице, в котором увидал, - в розовой кофточке, с чёрным бантом… Художник задумал портрет-картину…и создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи…»)

  2. Беседа по вопросам:

  • Что такое пейзаж? Что такое интерьер? Какую роль играет здесь пейзаж? (Пейзаж помогает созданию образа героини: помогает понять естественность её натуры, цельность характера, почувствовать гармонию Верочки с природой. Солнечный свет создаёт ощущение радости бытия.)

  • С какой целью художник выписывает предметы интерьера? (Интерьер создаёт впечатлен реалистичности, отдельные детали: фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты, фарфоровое блюдо на стене, розовые персики – напоминают о детстве. Окно наводит на мысль о большом мире, на пороге которого стоит юная героиня картины.)


9. Обучающиеся работают над составлением плана своего сочинения. (Презентация, слайд №20)

I.Серов – замечательный русский портретист. Тема картины «Девочка с персиками».

II. Образ Верочки Мамонтовой.

2. Внешний облик:

а) общее выражение лица, взгляд;

б) черты лица: волосы, лоб, брови, глаза, румянец, губы;

в) поза;

г) одежда.

3. Внутренний мир героини.

4. Характер девочки.

III. Интерьер (стол со скатертью, стулья, стены, фарфоровое блюдо, фигура игрушечного солдата).

IV. Пейзаж на картине: вид за окном, солнечный свет.

V. Настроение, которое создаёт полотно.

Учащиеся вспоминают особенности композиции текста-описания. (Приложение №4)

10. Словарная работа (Презентация, слайд №24)

11. Обучающиеся отвечают на вопрос: в чём заключается мастерство художника, осуществляют самопроверку (Презентация, слайд №25). Слушают сообщение творческой группы о дальнейшей судьбе Верочки Мамонтовой. (Презентация, слайд №26,27)

10) Учащиеся составляют небольшие письменные тексты по выбранной теме. ( Приложение№5, памятка «Как писать сочинение-описание по картине»).

12. Учащиеся зачитывают отрывки из своих сочинений (по желанию). Осуществляют частичное, совместное с учителем, редактирование собственных творческих работ и работ одноклассников.


3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап.

1. Возвращаются к таблице целеполагания. Заполняют колонки «Конец урока».

2. Отвечают на вопросы учителя.

- Что вам удалось сделать сегодня за урок?

- Что вызвало затруднение?

- Что доставило удовольствие?

- Какие чувства испытываете от нашего сегодняшнего занятия?

2) Домашнее задание: продолжить работу над сочинением-описанием по картине В. Серова «Девочка с персиками»; можно поработать над сочинением-рассуждением: что такое внутренний мир человека? (15.3)







Приложение №1

ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ Сияет сад, и девочка бежит, ещё свежо июня новоселье. Ей весело её занятье - жить, и всех любить, и быть любимой всеми. Она и впрямь любима, как никто, семьей, друзьями, мрачным гимназистом, и нянюшкой, воззревшейся в окно, и знойным полднем, и оврагом мглистым. Она кричит: "Я не хочу, Антон, ни персиков, ни за столом сиденья!"

 

Художник строго говорит о том, что творчество, как труд крестьян,- вседенно. Меж тем он сам пристрастен к чехарде, и сам хохочет, змея запуская. Везде: в саду, в гостиной, в чердаке - его усердной кисти мастерская! А девочке смешно, что ревновал угрюмый мальчик и молчал сурово

 

Москву давно волнует Ренуар, Абрамцево же влюблено в Серова Он - Валентин, но редко он отверг и слыл Антоном в своеволье детства.

 

Уж фейерверк, спех девочки - наверх: снять розовое, в белое одеться. И синий бант отринуть до утра, она б его и вовсе потеряла, он - надоел, но девочка - добра и надеванье банта повторяла.

 

Художника и девочки - кумир: лев золотой, Венеции возглавье. Учитель Репин баловство корил, пост соблюдал во трудах, во славе.

 

А я люблю, что ей суждён привет модистки ловкой на мосту Кузнецком. ...Ей данный вкратце, иссякает век. Она осталась в полдне бесконечном.

 

Ещё сирень, уже произросло жасминное удушье вкруг беседки. Серьёзный взор скрывает озорство, несведущее в скуке и бессмертье.

 

Пусть будет там, где персики лежат, пусть бант синеет, розовеет блуза. Так Момонтову Верочку мне жаль: нет мочи ни всплакнуть, ни улыбнуться.

 

Белла Ахмадулина В ночь на 4 марта 1999 Ахмадулина Б. Влечёт меня старинный слог. - М, 2004.- С. 517-518.

Приложение №2

Таблица. Целеполагание.

Вопросы

Да

Нет

Начало урока

Конец урока

Начало урока

Конец урока

Я знаком(а) с творчеством В. Серова?





Я знаком(а) с картиной «Девочка с персиками»?





Я могу ответить на вопросы: что такое «настоящее искусство», «внутренний мир человека»?





Я могу отобрать необходимый материал для сочинения-описания по картине?










Приложение№3

Отзывы (зачитывают учащиеся):

“Серов всегда нов, правдив и художествен”.

И.Репин

“У него душа художника, глаза художника, руки художника”.

В.Брюсов

“Он сумел через лицо подсмотреть душу. Портреты Серова почти всегда – суд над современниками... Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами, всеми утаенными от других переживаниями”

В.Брюсов

“Всего сильнее Серов в портрете. С первого взгляда он умел определить в изображаемом им лице его духовную сущность. Серов был художником человеческого “Я”.

(из журнала “Нива”)

“В.Серов пишет живых людей, пишет их в спокойных позах. Глядя не его холсты, вы видите всегда живого человека, готового с вами заговорить. Вы понимаете, где он, что делает, иногда даже кажется, что можно сказать, что он думает и, уж во всяком случае, кто это”.

Н. Кравченко

“Человеческое лицо не было для него лишь сочетанием линий. – Он обладал удивительной способностью уловить в лице отражение внутреннего мира человека, самых сокровенных глубин души его с большим мастерством передавал это в своих картинах, оживляя полотно и заставляя краски служить проводниками наблюдательности и таланта. Реализм Серова сочетался в нем с особой, ему лишь свойственной искренностью.

(из “Всеобщей газеты”)





Мир в статике: изображаются объекты окружающей действительности (живые и неживые, реальные и мифи-ческие), явления природы. К тексту в целом можно задать вопрос: каков объект?

Основа описания – перечень, перечисление признаков, свойств выделенного объекта (явления). Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличи-тельные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов и явлений окружающей действительности, в том числе событий, действий.


1.Зачин, общее пред-ставление объекта: задается объект описания.


2.Срединная часть – перечень отличи-тельных признаков заданного объекта.


3.Концовка – это либо вывод из пере-численных свойств для характеристики

заданного объекта, либо результирующее предложение, просто заканчивающее дан-ный перечень. Однако вывод в описании не обязателен.


Связь между предложениями обычно – параллельная. Вначале – первое предложение или абзац в качестве исходного пункта. Все остальные предложения по смыслу связаны с начальным, конкретизируют его. Эти предложения между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически. Поэтому каждое предложение относительно само-стоятельно. Характерно отсутствие лексических повторов (кроме анафоры), синонимических замен, указательных и других местоимений. Наоборот характерно единство видовременных форм сказуемых-глаголов. Если встречаются сказуемые-глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия. Характерен параллелизм, т. е. оди-наковое расположение членов предложения, чаще – главных. Частотно употребление именных сказуемых, назывных и безличных предложений.



Приложение №4 Описание



Приложение№5 Памятка

Как работать над сочинением-описанием по картине

  1. Прочитайте сведения о художнике.

  2. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.

  3. Рассмотрите картину; вдумайтесь в её содержание. Рассмотрите внимательно, что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа).

  4. Сформулируйте тему и основную мысль сочинения, озаглавьте его. (Заглавие вашего сочинения и название картины могут не совпадать).

  5. Вспомните композиционные особенности текста-описания.

  6. Составьте план своего сочинения.

  7. Обратите внимание на соразмерность частей текста-описания. Помните: главное в нём – описание полотна.

  8. Напишите черновик сочинения. При написании сочинения следуйте плану, следите за логикой развёртывания мысли. Не забывайте употреблять разные средства связи между предложениями и абзацами.

  9. Написав сочинение, отредактируйте текст в черновике, обратите внимание на соблюдение лексических и грамматических норм, орфографическому и пунктуационному оформлению текста.

  10. Перепишите текст из черновика в чистовик, затем внимательно проверьте свою работу.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи в 6 классе «В гостях у художника – В. Серова»

Автор: Воробьева Оксана Николаевна

Дата: 02.04.2016

Номер свидетельства: 314060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок-творческая мастерская "Символика цветов" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-tvorchieskaia-mastierskaia-simvolika-tsvietov"
    ["file_id"] => string(6) "149777"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420301860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства