kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 5 классе по ФГОС. Строение текста типа описания предмета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока с УУД,  Урок снабжён презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок 136»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА


Дата: 19.04.16.

Класс: 5 б

Авторы УМК: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.

Урок № 136

Тема урока: РР. Строение текста типа описания предмета.

Тип урока: урок общеметодической направленности

Цель: дать представление об описании предмета как о разновидности типа речи «описание», научить опознавать в тексте фрагменты со значением описания предмета, находить в них «данное» и «новое», изучить основные способы выражения «данного» и «нового» и применять их при создании текста.

Задачи:

Образовательная: углубить и обобщить знания учащихся об описании как типе речи; сформировать представление о его структуре и особенностях употребления.

Развивающая: выработать умение составлять текст описание.

Воспитательная: воспитание чувства прекрасного, любви к родному краю.

Коррекционные задачи: формирование навыков связной речи, развитие речевого слуха, обогащение коммуникативного опыта.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять композиционные и языковые особенности текста типа речи описание

Метапредметные:

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования


ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап

Приветственное слово учителя, организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность.

Приветствие учащихся. Готовят  к уроку рабочее место, слушают учителя.

Регулятивные:

выявление готовности к уроку

Личностные:

эмоциональный настрой на урок

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

  1. Работа с текстом:

- Ребята, у нас сегодня урок развития речи, и мы продолжим работать над темой «типы речи». А поможет нам известная сказка. Вспомните, название сказки и ее автора по отрывку.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Слайд 1.


Слайд 2.

Прочитайте все три текста.

Что вы можете сказать о типах речи этих отрывков? Докажите свою точку зрения.

А каким типом речи вы воспользовались, отвечая на вопрос?

Текст 1.

Но вряд ли Вашему Величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свои подарки и забавы. Декабрь, январь, февраль – катание на коньках, новогоднюю елку, в марте начинает таять снег, а в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники….


Текст 2.

В снежную, вьюжную пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Сходила бы ты в лес, да набрала там подснежников».


Текст 3.

Никогда я столько подснежников не видела! Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.




Итак, подведём итог - Слайд 3.


Слайд 4. Отвечая на мои вопросы, вы использовали тип речи рассуждение, как же строится текст рассуждение? Сформулируйте тезис, приведите обоснование из текста, сделайте вывод.


Повторение ранее изученного материала.







Отвечают на вопрос:

«Двенадцать месяцев» С. Маршак











Определяют типы речи представленных фрагментов:

1 – рассуждение; 2 - повествование; 3 – описание.


















Рассматривают слайды, корректируют пробелы в знаниях









Корректируют ответы, сделанные ранее




Личностные:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные:

оценивают результаты по эталону;

адекватное восприятие оценки учителя и товарища

Познавательные:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятель­ности

Коммуникативные:

развитие умения исполь­зовать простые речевые средства для пе­редачи своего мнения;

умение полно и точно выражать свои мысли.


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слайд 5. Работа с эпиграфом к уроку:

«Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам, нужно научиться видеть. Хорошо может видеть людей и землю тот, кто их любит»

К.Г.Паустовский

- Как вы понимаете слова Паустовского?

Слайд 6.


- Родная природа! Вглядитесь в нее, поймите ее язык: в тихом шелесте леса, в звонком говоре весенних ручье, в лепете цветов.

Нынче удались цветы повсюду,

Вволю им дано покрасоваться.

Я смотрю на землю как на чудо,

Просто не могу налюбоваться.

Н. Рубцов

- Ребята, как вы думаете, о каком типе речи мы сегодня будем говорить?

Как бы вы определили тему урока?

А теперь попробуем сформулировать цель и задачи нашего занятия.


Запись темы урока. Работа над орфографией в теме урока.

Читают эпиграф к уроку, озвучивают своё понимание



Озвучивают названия





Ответы детей

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

















Формулируют цели и задачи урока.





Оформление тетрадей

Личностные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,

адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей

Коммуникативные:

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала

Познавательные:

задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

4. Первичное усвоение новых знаний

  1. Слайд 7. Работа с текстом 3.

- Ребята, как бы вы озаглавили этот отрывок? Какой тип речи представлен здесь? Как же строится текст описания?



- О чем говорится в первом предложении?


- Какая информация содержится в последующих предложениях?




- Какие слова помогли нам увидеть подснежники? Какие средства выразительности использует автор?

- Как вы думаете, понравились подснежники падчерице? Почему?

- А какой тип речи мы использовали, давая название этому тексту?




Вывод. Слайд 8. Запись в тетрадях


- А что можно описывать?

- А где нам может понадобиться умение строить текст описания?

Работают в группах:

распределяют роли и поручения и выполняют задания






Выбрать название с оценкой действительности (Например, любимые цветы)

Описание.

Назван предмет (данное)


Каждое предложение вносит новую деталь в описание подснежников


Прилагательные, эпитеты.


Да

Оценка действительности




Записывают композицию описания.









Предлагают варианты

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

формирование умения учиться высказы­вать своё предположение на основе рабо­ты с представленным материалом;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения слушать и пони­мать других;

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме;

Познавательные:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания), коррекция

  1. Творческая работа в группах.

Угадайте, о каком цветке мы продолжим разговор.

На зеленой ножке

Выросли сережки,

Белые душистые,

Как снежинки чистые.


Слайд 9. Фотография с изображением ландышей, автор Гиппенрейтер, см. учебник № 12.

- Я предлагаю вам сейчас написать сочинение-миниатюру о ландышах.

- Какой стиль речи вы выберете?

- Какой тип речи вы выберете?

- Какие языковые средства помогут вам описать предмет?


Бузаева Лиза работает с деформированным текстом:

Ландыш - настоящее украшение … леса! У него …. цветки, похожие на … . А листочки у цветка …. . Мне этот цветок нравится своей …. красотой.

Слова для справок: изумрудные, весенний, белоснежный жемчуг, хрупкие,
скромный.


  1. Чтение текстов, созданных ребятами, анализ выполненной работы.



  1. Работа со стихотворением. Слайд 10.

- А вот как о ландыше сказал поэт.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят,

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.


Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

На солнце раскрывают венчики

У колокольчиков весны.


Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.


Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

С. Маршак


- В каком стиле написан текст?

- Докажите, что это описание.

- Найдите данное, новое.

- А как выражается оценка?

- Какие художественные средства использовал автор?


Ландыш









Художественный

Описание

Эпитеты, сравнения, метафоры







Читают образцы, корректируют



Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.










Личностные:

формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной дея­тельности;

формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Познавательные:

грамотное построение устного и письменного высказывания;

Регулятивные:

учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

Коммуникативные:

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом.


6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Что такое описание? На какой вопрос отвечает текст описания?

- Как строится описание?

- Какие части речи преобладают в описании? Какие художественные средства используются?

- Где используется описание?

- Что понравилось на уроке и что вызвало затруднения?


Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

7. Домашнее задание

- Сегодня, описывая предмет, мы говорили о цветах. Что было бы с нашей планетой, когда б исчезли они? Среди алых, белых, голубых, желтых цветов есть один – самый любимый. Расскажите о нем.

- Напишите сочинение-миниатюру «Мой любимый весенний цветок».

Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы.

Фиксируют домашнее задание в дневниках.







Просмотр содержимого презентации
«5 РЯ»

Текст 1.  Но вряд ли Вашему Величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свои подарки и забавы. Декабрь, январь, февраль – катание на коньках, новогоднюю елку, в марте начинает таять снег, а в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники….     Текст 2.  В снежную, вьюжную пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Сходила бы ты в лес, да набрала там подснежников».     Текст 3.  Никогда я столько подснежников не видела! Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.

Текст 1. Но вряд ли Вашему Величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свои подарки и забавы. Декабрь, январь, февраль – катание на коньках, новогоднюю елку, в марте начинает таять снег, а в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники….   Текст 2. В снежную, вьюжную пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Сходила бы ты в лес, да набрала там подснежников».   Текст 3. Никогда я столько подснежников не видела! Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРОЗРЕТЬ, НУЖНО НЕ ТОЛЬКО СМОТРЕТЬ ПО СТОРОНАМ, НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ. ХОРОШО МОЖЕТ ВИДЕТЬ ЛЮДЕЙ И ЗЕМЛЮ ТОТ, КТО ИХ ЛЮБИТ.  К.Г.ПАУСТОВСКИЙ

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРОЗРЕТЬ, НУЖНО НЕ ТОЛЬКО СМОТРЕТЬ ПО СТОРОНАМ, НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ.

ХОРОШО МОЖЕТ ВИДЕТЬ ЛЮДЕЙ И ЗЕМЛЮ ТОТ, КТО ИХ ЛЮБИТ.

К.Г.ПАУСТОВСКИЙ

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРОЗРЕТЬ, НУЖНО НЕ ТОЛЬКО СМОТРЕТЬ ПО СТОРОНАМ, НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ. ХОРОШО МОЖЕТ ВИДЕТЬ ЛЮДЕЙ И ЗЕМЛЮ ТОТ, КТО ИХ ЛЮБИТ.  К.Г.ПАУСТОВСКИЙ

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРОЗРЕТЬ, НУЖНО НЕ ТОЛЬКО СМОТРЕТЬ ПО СТОРОНАМ, НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ.

ХОРОШО МОЖЕТ ВИДЕТЬ ЛЮДЕЙ И ЗЕМЛЮ ТОТ, КТО ИХ ЛЮБИТ.

К.Г.ПАУСТОВСКИЙ

Текст 3.
  • Текст 3. Никогда я столько подснежников не видела! Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.
Текст 3.
  • Текст 3. Никогда я столько подснежников не видела! Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.
ЧЕРНЕЕТ ЛЕС, ТЕПЛОМ РАЗБУЖЕННЫЙ, ВЕСЕННЕЙ СЫРОСТЬЮ ОБЪЯТ, А УЖ НА НИТОЧКАХ ЖЕМЧУЖИНЫ ОТ ВЕТРА КАЖДОГО ДРОЖАТ.  БУТОНОВ КРУГЛЫЕ БУБЕНЧИКИ ЕЩЕ ЗАКРЫТЫ И ПЛОТНЫ, НА СОЛНЦЕ РАСКРЫВАЮТ ВЕНЧИКИ У КОЛОКОЛЬЧИКОВ ВЕСНЫ.  ПРИРОДОЙ БЕРЕЖНО СПЕЛЕНУТЫЙ, ЗАВЕРНУТЫЙ В ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ, РАСТЕТ ЦВЕТОК В ГЛУШИ НЕТРОНУТОЙ, ПРОХЛАДЕН, ХРУПОК И ДУШИСТ.  ТОМИТСЯ ЛЕС ВЕСНОЮ РАННЕЮ, И ВСЮ СЧАСТЛИВУЮ ТОСКУ И ВСЕ СВОЕ БЛАГОУХАНИЕ ОН ОТДАЛ ГОРЬКОМУ ЦВЕТКУ.  С. МАРШАК

ЧЕРНЕЕТ ЛЕС, ТЕПЛОМ РАЗБУЖЕННЫЙ,

ВЕСЕННЕЙ СЫРОСТЬЮ ОБЪЯТ,

А УЖ НА НИТОЧКАХ ЖЕМЧУЖИНЫ

ОТ ВЕТРА КАЖДОГО ДРОЖАТ.

БУТОНОВ КРУГЛЫЕ БУБЕНЧИКИ

ЕЩЕ ЗАКРЫТЫ И ПЛОТНЫ,

НА СОЛНЦЕ РАСКРЫВАЮТ ВЕНЧИКИ

У КОЛОКОЛЬЧИКОВ ВЕСНЫ.

ПРИРОДОЙ БЕРЕЖНО СПЕЛЕНУТЫЙ,

ЗАВЕРНУТЫЙ В ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ,

РАСТЕТ ЦВЕТОК В ГЛУШИ НЕТРОНУТОЙ,

ПРОХЛАДЕН, ХРУПОК И ДУШИСТ.

ТОМИТСЯ ЛЕС ВЕСНОЮ РАННЕЮ,

И ВСЮ СЧАСТЛИВУЮ ТОСКУ

И ВСЕ СВОЕ БЛАГОУХАНИЕ

ОН ОТДАЛ ГОРЬКОМУ ЦВЕТКУ.

С. МАРШАК


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи в 5 классе по ФГОС. Строение текста типа описания предмета.

Автор: Дьякова Инна Юрьевна

Дата: 25.06.2016

Номер свидетельства: 336110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства