Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап |
Приветственное слово учителя, организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность. | Приветствие учащихся. Готовят к уроку рабочее место, слушают учителя. | Регулятивные: выявление готовности к уроку Личностные: эмоциональный настрой на урок Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний |
Работа с текстом: - Ребята, у нас сегодня урок развития речи, и мы продолжим работать над темой «типы речи». А поможет нам известная сказка. Вспомните, название сказки и ее автора по отрывку. Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит! Слайд 1. Слайд 2. Прочитайте все три текста. Что вы можете сказать о типах речи этих отрывков? Докажите свою точку зрения. А каким типом речи вы воспользовались, отвечая на вопрос? Текст 1. Но вряд ли Вашему Величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свои подарки и забавы. Декабрь, январь, февраль – катание на коньках, новогоднюю елку, в марте начинает таять снег, а в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники…. Текст 2. В снежную, вьюжную пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Сходила бы ты в лес, да набрала там подснежников». Текст 3. Никогда я столько подснежников не видела! Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные. Итак, подведём итог - Слайд 3. Слайд 4. Отвечая на мои вопросы, вы использовали тип речи рассуждение, как же строится текст рассуждение? Сформулируйте тезис, приведите обоснование из текста, сделайте вывод. | Повторение ранее изученного материала. Отвечают на вопрос: «Двенадцать месяцев» С. Маршак Определяют типы речи представленных фрагментов: 1 – рассуждение; 2 - повествование; 3 – описание. Рассматривают слайды, корректируют пробелы в знаниях Корректируют ответы, сделанные ранее | Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Регулятивные: оценивают результаты по эталону; адекватное восприятие оценки учителя и товарища Познавательные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Коммуникативные: развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; умение полно и точно выражать свои мысли. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Слайд 5. Работа с эпиграфом к уроку: «Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам, нужно научиться видеть. Хорошо может видеть людей и землю тот, кто их любит» К.Г.Паустовский - Как вы понимаете слова Паустовского? Слайд 6. - Родная природа! Вглядитесь в нее, поймите ее язык: в тихом шелесте леса, в звонком говоре весенних ручье, в лепете цветов. Нынче удались цветы повсюду, Вволю им дано покрасоваться. Я смотрю на землю как на чудо, Просто не могу налюбоваться. Н. Рубцов - Ребята, как вы думаете, о каком типе речи мы сегодня будем говорить? Как бы вы определили тему урока? А теперь попробуем сформулировать цель и задачи нашего занятия. Запись темы урока. Работа над орфографией в теме урока. | Читают эпиграф к уроку, озвучивают своё понимание Озвучивают названия Ответы детей Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Формулируют цели и задачи урока.
Оформление тетрадей | Личностные: умение слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей Коммуникативные: Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала Познавательные: задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Слайд 7. Работа с текстом 3. - Ребята, как бы вы озаглавили этот отрывок? Какой тип речи представлен здесь? Как же строится текст описания? - О чем говорится в первом предложении? - Какая информация содержится в последующих предложениях? - Какие слова помогли нам увидеть подснежники? Какие средства выразительности использует автор? - Как вы думаете, понравились подснежники падчерице? Почему? - А какой тип речи мы использовали, давая название этому тексту? Вывод. Слайд 8. Запись в тетрадях - А что можно описывать? - А где нам может понадобиться умение строить текст описания? | Работают в группах: распределяют роли и поручения и выполняют задания Выбрать название с оценкой действительности (Например, любимые цветы) Описание. Назван предмет (данное) Каждое предложение вносит новую деталь в описание подснежников Прилагательные, эпитеты. Да Оценка действительности Записывают композицию описания. Предлагают варианты | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; Познавательные: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания), коррекция |
Творческая работа в группах. Угадайте, о каком цветке мы продолжим разговор. На зеленой ножке Выросли сережки, Белые душистые, Как снежинки чистые. Слайд 9. Фотография с изображением ландышей, автор Гиппенрейтер, см. учебник № 12. - Я предлагаю вам сейчас написать сочинение-миниатюру о ландышах. - Какой стиль речи вы выберете? - Какой тип речи вы выберете? - Какие языковые средства помогут вам описать предмет? Бузаева Лиза работает с деформированным текстом: Ландыш - настоящее украшение … леса! У него …. цветки, похожие на … . А листочки у цветка …. . Мне этот цветок нравится своей …. красотой. Слова для справок: изумрудные, весенний, белоснежный жемчуг, хрупкие, скромный. Чтение текстов, созданных ребятами, анализ выполненной работы. Работа со стихотворением. Слайд 10. - А вот как о ландыше сказал поэт. Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят, А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, На солнце раскрывают венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленутый, Завернутый в зеленый лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. С. Маршак - В каком стиле написан текст? - Докажите, что это описание. - Найдите данное, новое. - А как выражается оценка? - Какие художественные средства использовал автор? | Ландыш Художественный Описание Эпитеты, сравнения, метафоры Читают образцы, корректируют Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.
| Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Познавательные: грамотное построение устного и письменного высказывания; Регулятивные: учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом. |
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
- Что такое описание? На какой вопрос отвечает текст описания? - Как строится описание? - Какие части речи преобладают в описании? Какие художественные средства используются? - Где используется описание? - Что понравилось на уроке и что вызвало затруднения? | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. самооценка на основе критерия успешности Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения. |
7. Домашнее задание |
- Сегодня, описывая предмет, мы говорили о цветах. Что было бы с нашей планетой, когда б исчезли они? Среди алых, белых, голубых, желтых цветов есть один – самый любимый. Расскажите о нем. - Напишите сочинение-миниатюру «Мой любимый весенний цветок». | Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. | |