kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2 классе "Что такое глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС.

Цель урока: 

способствовать формированию представления о глаголе как о части речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе "Что такое глагол"»

Борисова Ольга Изосимовна, учитель начальных классов МБОУ «Козьминская СШ»

Форма мероприятия – урок русского языка во 2 классе

Тема: «Что такое глагол»

Цель урока:

способствовать формированию представления о глаголе как о части речи

Задачи:

- продолжить работу над орфографией;

- повторить признаки имени существительного (что обозначает, вопросы, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая функция);

- выявить уровень знаний по теме «Глагол» и дополнить знания о глаголе (обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

- учить находить глаголы в тексте и среди других частей речи по двум признакам: обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

- учить правильно подбирать вопросы к глаголам, ориентируясь на окончания глаголов;

- познакомить со случаем, когда одно и то же слово может относиться к разным частям речи

Используемое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, карточки с домашним заданием, карточки с текстом для деления на предложения, карточки с вопросами и глаголами, карточки с планом урока, таблицы с частями речи для заполнения учащимися, карточки с глаголами с пропущенной безударной гласной; карточки: глагол, действия предмета, что делать? что сделать?; презентация к уроку, фишки трёх цветов: жёлтый – я справился, зелёный – в целом, я справился, но были недочёты, красный – не справился лежат в шкатулке, рядом точно такая же шкатулка, но пустая, Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» часть 2.



Этап мероприятия

Краткое

содержание этапа (подробнее

можно в приложении)

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Формы

организа-

ции

деятель-

ности,

методы и приемы

работы

Время,

мин.

Примеча-

ния

1.Организационный момент.

Учитель настраивает на урок, объясняет работу с фишками.

- Здравствуйте!

- Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, порядок на столе. «Порядок на столе – порядок в голове».

- Садитесь.

- Перед вами шкатулка с фишками. За каждое выполненное на уроке задание вы будете оценивать себя, выбирать нужную фишку и класть в пустую шкатулку. Что обозначают цвета фишек?

Дети проверяют порядок на столе, садятся






- Жёлтый – справился с заданием, зелёный – справился, но допустил небольшую ошибку, красный – не справился с заданием.


1 мин.


2. Актуализация знаний.

Деление текста на предложения.










Поиск грамматических основ предложений.

Определение, какой частью речи является подлежащее.

Повторение знаний о существительном.


1. (слайд 1) - Прочитайте, что написано на слайде.

Пришла зима ночью закружились в воздухе первые снежинки утром на снегу появились следы

- Какое задание я попрошу вас сделать? (Разделить текст на предложения)

- Возьмите карточки с этим текстом, разделите его на предложения. (сверка с эталоном)(слайд 2)

- Подчеркните грамматические основы. (сверка с эталоном) (слайд 3)

- Обозначьте, какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

2. – Как называется раздел, в котором мы изучали существительное?

Вспомните наши таблички об имени существительном. А теперь я вам снова дам таблицу, но она уже стала гораздо больше. Почему? (В ней появились новые части речи)

- Расскажите всё, что вы знаете о существительном, таблицей старайтесь уже не пользоваться.

- Можно ли сказать, что мы теперь знаем всё о нём? (в следующих классах мы узнаем о нём ещё много нового)

Дети делят текст на предложения на предложенной им карточке, сверяют с эталоном.







Подчёркивают грамматические основы, обозначают, какой частью речи выражено подлежащее, сверяют с эталоном.



Рассматривают таблицу, рассуждают


Рассказывают всё, что знают об имени существительном

самостоятельная работа


предвидение












беседа







монологическое высказывание





2 мин.















1 мин.

Прил.№1

Прил. №2


















Прил.№3

3. Работа по теме урока.


Работа с таблицей «Части речи»






Составление плана работы на уроке на доске

- Посмотрите по таблице, с какой следующей частью речи мы будем знакомиться теперь?

Цель нашего сегодняшнего урока так и звучит – Узнать, что такое глагол. (слайд 4)

- Вспомните, как мы знакомились с существительным. С чего мы начнём изучение глагола

Вспомним всё, что о нём знаем.

Повторим это ещё раз.

Найдём глаголы.

Узнаем что-то новое.

Закрепим то, что узнали.

Проверим наши знания.

Оценим себя.


Постановка цели урока.






Составление плана работы на уроке







составление плана

2 мин.







Прил.№4

Воспроизведение и коррекция знаний


Запись в таблице того, что известно о глаголе.







Работа с правилом учебника.

Составление схемы: глагол – действие предмета - что делать? что сделать?



Знакомство со сказкой о глаголе.




Вспомните наш первый урок по частям речи. Что вы помните о глаголе? Попробуйте заполнить таблицу.

Если уверены в том, что пишете – пишите ручкой, если нет – пишите карандашом. Если не знаете, ставьте знак вопроса. Расскажите, что смогли вспомнить о глаголе.

- А что говорится в учебнике о глаголе? Прочитайте правило вслух.

(Выкладываю на доске схему:

глагол

обозначает действие предмета

вопросы что делать? что сделать?)


- А почему так говорят: глагол обозначает действие предмета? Как вы понимаете слово – действие?

В стране « Части Речи» жили-были имена Существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось. Трава стала расти, зеленеть, цвести, пахнуть. Кот - бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Просто пришли слова, которые помогли оживить имена существительные. Они не могли больше смотреть на бездействие и заставили всех действовать.


Слова какой части речи пришли и заставили всех действовать?


Работа с таблицей.









Работа с правилом учебника.







Рассуждают о том, что обозначает слово «действие»














Отвечают на вопрос учителя.


5 мин.












Прил.№5






(№1 с.285)









Первичное закрепление знаний


Добавление глаголов в текст.






Работа в тетрадях – списывание предложений с доски с орфографическим проговариванием.





Нахождение в тексте глаголов.





Выяснение, какой частью речи является сказуемое.


Поиск глаголов среди слов разных частей речи.














Решение проблемной ситуации: «Обозначают ли слова лежал и лениться действие.


списывание глаголов в тетрадь.


- Посмотрите на доску. (Даётся текст без глаголов). Всё понятно? Оживите этот текст, заставьте предметы действовать.

………… весна . …………. яркое солнце . …………….. веселые ручейки.

Сели правильно. В тетрадях число, классная работа. Запишите этот текст, диктуя друг другу предложения орфографически. (Я вставляю слова под диктовку на доске)

Сверьтесь с доской. Кто доволен своей работой? Какие части речи вы вставляли в предложения?


Давайте повторим: так что же такое глагол? (ребёнок отвечает)

Найдите в нашем первом тексте глаголы. Что вам нужно для этого?

( найти слова, обозначающие действия и правильно задать вопросы).

Каким членом предложения у нас являются глаголы? Чаще всего они являются сказуемыми в предложении.


А теперь нам нужно будет проверить, как мы умеем находить глаголы. Подойдите к конторке. Вы будете работать в паре. Найдите все глаголы, расположите их в столбик на доске.

(Дети выбирают из слов только глаголы).

- Звон, звонят, звонкий.

- Ходила, ход, походка.

- Холод, холодный, похолодало.

- Старик, старый, стареет.

- Бег, бегун, бежать.

- Свет, светить, светает.

- Ленивый, лениться, лентяй.

- Лежебока, лежащий, лежал.


А можно ли слова лежал и лениться отнести к глаголам, ведь они обозначают бездействие? Докажем, что это всё-таки глаголы. Вот как интересно бывает в русском языке. Вы знали об этом? Можно ли сказать, что это новый материал?

Спишите глаголы в строчку через запятую. Взаимопроверка.

Вставляют устно глаголы в текст.






Работают в тетрадях, записывают получившийся текст с орфографической диктовкой.

Самопроверка.




Повторение нового правила о глаголе.

Поиск глаголов в первом тексте.



Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.



Работают в паре, ищут глаголы среди слов другой части речи, располагают их в столбик на доске













Рассуждают, делают вывод при помощи учителя.





Списывают глаголы в тетрадь. Взаимопроверка

















беседа

поисковый метод








парная работа

поиск. мет.














проблем.ситуация


5 мин.


























5 мин




































Прил №1








Прил.№6


Физкультминутка


Поиск лишнего слова.





Работа с проверяемыми безударными гласными в корне слова.


Разделимся на 2 группы.

Левая группа работает со словами левой стены, правая со словами правой стены.

Пройдите по классу и прочитайте слова на стенах. Найдите и принесите мне лишнее слово. Объясните, почему вы так думаете. (среди глаголов одно существительное)

Подумайте, что общего у остальных слов. ( у них пропущена проверяемая безударная гласная в корне)

Принесите мне слова, в которых пропущена буква О, Е, И, А, Я

(б..жать, п..сали, г..ворим, т..щить, спл..сать)

(л..тала, п..лить, н..сили, м..хать, тр..сло)


Делятся на группы. Принимают одно решение на всех.


Находят лишнее слово, объясняют, почему оно лишнее.




Приносят слова и называют проверочное слово.

групповая работа


поисковый метод

3 мин












Прил №7

Продолжение работы по теме урока

Сопоставление вопросов и глаголов








Акцентирование внимание на то, что окончания вопросов и глаголов чаще всего совпадают.

Глаголы вы смогли найти, а теперь мне бы хотелось, чтобы вы правильно подобрали вопросы к ним.

К каждому глаголу, расположенному на доске, подберите вопрос. Выложите на доске слова парами: вопрос – глагол.


Соня будет читать вопрос, а Влад глаголы. Постарайтесь заметить что-то общее в них.

- Что заметили? (окончания вопросов и глаголов чаще всего совпадают) Это может вам помочь в правильной постановке вопроса к глаголам. Иногда впереди вопроса возникает буква С.


На доске к каждому глаголу подставляют правильный вопрос.






Читают вопросы и глаголы, находят общий конец у слов








коллективная работа

2 мин.






Прил №8

Открытие новых знаний и включение их в систему знаний

Постановка вопросов к глаголам.




Создание и решение проблемной ситуации, когда одно и то же слово может относиться к разным частям речи.











Попробуйте сами поставить вопрос к глаголам, используя это новое знание.

(Показываю глаголы, принесённые детьми на физкультминутке)


А сейчас 2 человека выйдите к доске и спрячьтесь за ней. Я буду диктовать слова, а вы будете их записывать. Катя будет записывать только глаголы, а Костя только существительные. Остальные думают и будут проверять.

Слова: печь, пила.


Выполнили задание? Открывайте доску. Прочитайте слова друг другу. Что заметили? (оба написали одинаковые слова) Ребята, вы согласны с Костей и Катей? А может ли так быть, что вы оба записали одни и те же слова? Как вы это объясните? Сделаем вывод. Это вы знали раньше?

Ставят вопросы к глаголам




Двое выходят к доске, прячутся за раздвижной доской, пишут нужные части речи.











Делают вывод.








индивидуальная работа










проблемная ситуация

2 мин.





5 мин















Прил №7

Проверка усвоения новых знаний

Повторение того, что узнали на уроке.















Проверка знаний с помощью теста























Проверка и самооценка


Давайте закрепим с вами то, что узнали сегодня о глаголе. Возьмите нашу таблицу и скажите, что вы могли бы написать сейчас в ней уже ручкой? А что нового узнали?

(одно и то же слово может быть и глаголом и существительным. Вопрос и глагол чаще всего похожи окончаниями.)


Умение правильно определить часть речи поможет вам стать более грамотными учениками, потому что у каждой части речи есть свои особенные орфограммы.


Что осталось нам сделать по нашему плану? Проверить свои знания. Выполнение теста. (слайды 5-9)

Тест:

1. На какие вопросы отвечает глагол?

а. какой? б. что сделают? в. кто?


2. Что обозначает глагол?

а. предмет б. признак предмета в. действие предмета


3. Найдите глаголы

а. рисунок б. срисовала в. новый г. обновил д. обновка


4. Запишите вопросы к глаголам:

запомню беречь поймал


5. Какой частью речи является подчёркнутое слово?

а. Мама скрутила жгут из ниток.

б. В сентябре на огороде колхозники жгут листья.


Сравните свои ответы с моими ответами (слайд 10), поставьте себе оценку. (слайд 11)


Повторение нового материала, работа с таблицей (устная).

Фронтальная беседа.













Выполняют тест
























Сравнивают свои ответы с эталоном, оценивают себя


















тест

1 мин.

















5 мин.
























1 мин.


Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.





















Повторение правила записи текста.

Осталось нам разобраться с домашним заданием. Оно будет на карточке (слайд 12). Прочитайте задание к нему.

Карточка:

Составьте из слов предложения. Запишите их в виде текста. Придумайте заголовок к тексту и напишите его перед текстом. Найдите и подчеркните в тексте глаголы двумя чертами.


Серёжа, на, и, болото, за, морошкой, бабушка, ходили.

У, морошка, земли, самой, растёт.

Самые, Серёжа, собирал, спелые, ягоды.

Были, жёлтыми, мягкими, они, и.

Вкусна, ох, и, ягода, северная!


* Добавьте в текст своё предложение, подходящее по теме.


Сосчитайте, сколько заданий в карточке. Какие мы знаем правила записи текста? (Текст начинается с абзаца. Предложения записываются по порядку, а не каждое с новой строки). Обратите внимание на задание со звёздочкой. Это задание для умных ребят. Если захотите проверить свои силы, тоже выполните его. Карточка на оценку «4», а с дополнительным заданием на «5».

Читают задание на карточке с домашним заданием, выделяют задания, повторяют правила записи текста


2 мин.

Прил.№9

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведение итогов. Работа с фразеологизмами.

Выполнили ли мы сегодня план нашего урока? Что же такое глагол? а теперь посмотрите на слайд (слайд 13). Я подобрала здесь фразеологизмы. Посмотрите на свои фишки и решите, как вы сегодня работали. Составьте об этом предложение, используя подходящий фразеологизм. Объясните, почему выбрали именно его.

Работал спустя рукава,

Считал ворон

Не ударил лицом в грязь

Работал не покладая рук

Добился своего

Убивал время зря

Не лез за словом в карман

Заблудился в трёх соснах

Урок окончен.

Выбирают фразеологизм, подходящий для себя фразеологизм, несколько человек объясняют, почему выбрали именно его.

самостоятельная работа






рассуждение

3 мин.




Список использованной литературы:

1. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М: Вако, 2012

2. Ресурсы Интернета










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка во 2 классе "Что такое глагол"

Автор: Борисова Ольга Изосимовна

Дата: 10.03.2019

Номер свидетельства: 502480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-v-iazykie-i-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145795"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418996681"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Что такое глагол?."
    ["seo_title"] => string(17) "chto_takoe_glagol"
    ["file_id"] => string(6) "548521"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1588321087"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому язык "Правописание НЕ с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyk-pravopisaniie-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "200985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428943454"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Развитие критического мышления  через чтение и письмо  на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-1"
    ["file_id"] => string(6) "229502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441743137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства