kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему "Склонения имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить различать склонение имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Склонения имен существительных"»

Тема урока «Склонение имен существительных».

Цели:

1. Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

2. Учить различать склонение имен существительных и подбирать соответствующие имена существительные.

3. Развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ – синтез, классификация), наблюдательность.

4. Воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать.

Формирование УУД:

  1. Личностных УУД:

а) Самоопределения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)

б) Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

2. Регулятивных УУД:

а) Развитие целеполагания на этапе постановки учебной задачи (при соотнесении того, что уже известно, и каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)

б) Развитие планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)

в) Развитие самоконтроля на этапе овладения способом действия (при выполнении упражнения, сравнивая свой способ действия с памяткой)

г) Рефлексия на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что ученик еще не знает), при подведении итогов (при рефлексивной оценке)

3. Познавательных УУД:

Общеучебных УД:

а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности ;

в) Развитие знаково-символических действий на этапе открытия нового знания

Логических УД:

Развитие логического мышления при обработке логических операций:

а) Анализа объектов с целью выделения признаков

б) Синтеза как составления целого из частей

в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)

г) Выбор оснований и критериев сравнения

д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки

е) Выдвижение гипотез и их обоснование

ж) Доказательство

Постановка и решение проблемы:

а) Формулирование проблемы на этапе постановки учебной задачи

б) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему знаний.

4. Коммуникативных УУД:

а) Планирование учебного сотрудничества (определение цели, способов взаимодействия)

б) Постановка вопросов (сотрудничество  в поиске и сборе информации)

в) Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий

г) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


  1. Организационный момент. Мотивация.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

- Проверим готовность к уроку.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.


2.Актуализация.

Начнём наш урок, как всегда, с минутки чистописания.

- Прежде чем открывать новые знания мы должны повторить то, что мы уже знаем. Отгадайте загадки, а ответ запишите в тетрадь.

  • Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза.)

  • Сам не видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет.

  • Кто навстречу попадётся — обнимает и дерётся. (Ветер.)

  • Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

  • На дереве сидит, кар-кар кричит. (Ворона.)

  • Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц.)

  • Тоненькое, кругленькое, сердце тёмненькое,

  • Кто его видит, мысли знает. (Карандаш.)

  • Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна. (Капуста.)

  • Льётся речка — мы лежим,

Лёд на речке — мы бежим. (Коньки.)

  • Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова.)

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания по образцу.


СЛАЙД

Береза, ветер, воробей, ворона, заяц, карандаши, капуста, коньки, корова.


- Какой частью речи являются эти слова? ( Существительные)

- Как вы это определили? (Все эти слова отвечают на вопросы кто? что? обозначают предметы

- Как определить падеж существительного? (По вопросу и предлогу)

- У какого падежа не бывает предлогов? ( У Именительного)

- Форма какого падежа является начальной? ( Именительного)


3. Постановка проблемы. Усвоение новых знаний.

- Откройте учебник на стр. 119.

О чем нас спрашивает волшебница Анишит Йокоповна? (существительные

какого рода в начальной форме имеют окончания - а, - я).

Миша уверенно ответил только существительные женского рода.

Ты попал впросак, Мишенька, покачала головой волшебница.

Что значит выражение «попасть впросак?» (устойчивое выражение)

Где я могу посмотреть значение? ( в словаре устойчивых выражений)

В учебнике дана научная справка.

А ты, как думаешь Мария?

Маша ответила:

- Не только женского, но и мужского рода”.

Кто согласен с Машей? Поднимите руки и докажите свою точку зрения.

А может кто-то согласен с Мишей?

Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня правильно ответить.

2)Работа по вариантам. (Приложение 2)

1 – просклоняйте слово СТЕНА.

2 – ЗЕМЛЯ.

3 – просклоняйте слово ТРАВА

- Выделите окончания.

- Давайте проверим результат вашей работы.

- Вы склоняли разные слова, а что общего у этих слов?

- Какого они рода?

- К какому склонению они относятся?

- Сравните окончания. Что заметили?

- Посмотрите на экран, Миша и Маша просклоняли существительные

МИШКА и ДЯДЯ.

Приложение 1. Слайд 2

- Какого они рода?

- К какому склонению они относятся?

- Что можете сказать об известных окончаниях слов м р. и ж.р.?

- А какие окончания пишутся в Р.п., Д.п., и П.п., они не знают.

Читает ученик с. 120 (первых два абзаца после упр. 110)

- К каким словам нужно обратиться за помощью? (трава, земля)

- Помогите вставить нужные окончания.

- Какой можно сделать вывод? (существительные одного склонения имеют

одинаковые падежные окончания)

- Анишит Йокоповна тоже согласна с вами. Падежные окончания у слов

женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в начальной форме

одинаковы.

- Прочтите правило Летучей Мыши. Сравните свой вывод с научной точкой

зрения.

Физкультминутка

Игра «Доскажите словечко».

(I склонение - поднять руки вверх, любое другое - присесть).

  • Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

Я и крикун, я и буян,

Я звонкий, круглый… (барабан).

  • Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это… (белка).

  • На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…. (горох).


4. Работа по учебнику.

Работа в парах. (упр.111)

Я вам предлагаю выполнить другое задание.

С каким словарем будем сейчас работать? ( с обратным словарем)

- Найди в словаре одно существительное ж. р. с окончаниями - а, - я. А твой

сосед – м.р. с окончаниями - а, - я. Просклоняйте эти существительные.

Выделите окончания.

- Положите тетрадки рядом друг с другом и сравните окончания.

- Сделайте вывод.


5. Гимнастика для глаз.

Работа со словарём “Пиши правильно”. (упр. 113)

- Выпишите 5 существительных только 1 склонения.

- Поработайте с этими словами. Выполните задания по вашему желанию.


• Поставь ударение.

• Выдели окончание.

• Разбери по составу.

• Составь словосочетание.

• Составь предложение (с 1 словом по выбору).

• Просклоняй любое слово (по выбору).

6. Самостоятельная работа в тетрадях.

- Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 76. Найдите новое словарное

слово.

- Выполните упр. 82 . Если вы справились с заданием, обязательно помогите

своему соседу.

- Проверим устно по цепочке.

- Найдите существительные ж.р. (Земля, тарелка).

- Как вы думаете, к какому склонению они относятся?

- Проверим наше предположение.

7. Подведение итогов урока

Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

Чему учились сегодня на уроке и какой цели достигли?

На этом наше путешествие по станциям подошло к концу. Мы разведали

сегодня тайну первого склонения вместе с Машей и Мишей.

8. Рефлексия.

Продолжи предложение.

Мне больше всего сегодня понравилось …..

Я узнал………

Я научился……..

- У вас на партах лежат смайлики. Давайте оценим вашу работу сегодня на

уроке.

9. Оценивание.

Наш урок подошел к концу.

И умный вид вам всем к лицу.

Все вы милы и симпатичны

И отвечали на «отлично».

10. Д/З

Домашнее задание - У. С. 121 упр. 112.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка на тему "Склонения имен существительных"

Автор: Иудина Мария Вадимовна

Дата: 10.12.2020

Номер свидетельства: 566359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация к уроку русского языка " Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "145210"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418875046"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока на тему: "Склонение имен прилагательных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sklonieniie-imien-prilaghatiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "202398"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429244217"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок русского языка "Первое склонение имен существительных""
    ["seo_title"] => string(61) "urok_russkogo_iazyka_pervoe_sklonenie_imen_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "502345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552040104"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок латинского языка Третье склонение имен существительных "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-latinskogho-iazyka-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425843747"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по русскому языку «Три склонения имени существительного»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokaporusskomuiazykutrisklonieniiaimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "271514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451565870"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства