Урок русского языка в 9 классе "Закрепление пунктограмм в БСП"
Урок русского языка в 9 классе "Закрепление пунктограмм в БСП"
Урок предназначен для закрепления постановки запятой, точки с запятой и тире в бессоюзном сложном предложении. Содержит материал для самостоятельной работы учащихся, материал для распечатки и последующей проверки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе "Закрепление пунктограмм в БСП"»
Урок русского языка в 9 классе
Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сосновская СОШ»
Тема: Закрепление пунктограмм: запятая , точка с запятой, тире в бессоюзном сложном предложении.
Цель:
Образовательная: проверить усвоение теоретического материала по теме «Запятая, точка с запятой и тире в БСП», закрепить практические навыки постановки знаков препинания в БСП, формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания.
2. Развивающая: совершенствование речевых, пунктуационных, орфографических навыков учащихся. Обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике.
3.Развитие речи и творческих способностей обучающихся.
4.Воспитательная: воспитание и привитие чувства любви к родному языку и литературе
( временные: сообщается об одновременных или последовательных явлениях или действиях; сопоставительно – противопоставительные, условно-следственные( в 1 части указывается условие или время осуществления того, о чем говорится во второй); причинно- следственные( одна из частей указывает причину, вторая -следствие) ; пояснительные ( содержание первой части или каких-либо её членов раскрывается либо дополняется второй частью)
2. Когда между частями БСП ставится точка с запятой?
( Если части БСП осложнены обособленными членами, уточняющими, однородных членов, придаточными предложениями, другими языковыми средствами, то в таких предложениях между их частями ставится более «сильный» знак – точка с запятой ( мысленно на его месте можно было бы поставить точку). Формальным признаком постановки ; является наличие запятых или др. знаков препинания в частях СП)
Когда между частями БСП ставится тире ?
( При смысловых отношениях: а) противопоставления( иногда включает значения уступки), такие предложения синонимичны ССП с союзами а, но или СПП с союзом хотя;
б ) времени – синонимичны СПП с союзами когда, пока;
в )условия- синонимичны СПП с союзом если;
г )следствия – синонимичны СПП с союзом так что или ССП с союзом поэтому.
( при проверке теории обязательно требовать приведения примеров, подтверждающих сказанное)!
Расскажите об особенностях интонации в БСП с запятой и точкой с запятой?
( В БСП с запятой используется перечислительная интонация: одинаковое логическое выделение сопоставимых слов частей предложения, повышение голоса после каждой части предложения, небольшие паузы после них)
( В БСП с точкой с запятой простые предложения, входящие в их состав, читаются с понижением тона в конце( как при точке), между частями делается значительная пауза.
Практическая работа:
(Запись предложений с комментированием, начертить интонационную схему)
Сентябрь холодный бушевал, с деревьев ржавый лист валился, день потухающий дымился, сходила ночь, туман вставал. ( Ф.Тютчев)
Не я умру – умрет живая связь. ( М.Дудин)
В морозном воздухе тихо; точно зачарованный, стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца. (Г.Федосеев) .
Умаялись мои – спит вся семья большая.(М.Львов)
Около огня двигались люди; я узнал Дерсу, который поправлял дрова. (В. Арсеньев)
Будет буря – мы поспорим и поборемся мы с ней.(Н. Языков).
Солнце взошло – начинается день (Н.Некрасов)
Самостоятельная работа:
Проверьте , как вы научились применять правило поставки знаков препинания в БСП.
Пьёшь воду не забывай о вырывших колодец. (Пословица) 2. Вы кому-то ответили грубо чью-то жизнь сократили сейчас. (А. Дементьев) 3. Поёт море гудит пароход . ярко сверкает солнце. ( М. Горький) 4. Аллея сужалась как бесконечный коридор полный света и сверкания в конце её голубел лиман. (В.Панова) 5. Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце. ( К. Паустовский) 6. Жара прошла забыта и тень.(Пословица) 7.С хорошим поведёшься добьешься цели с плохим поведёшься опозоришься. (Пословица) 8. Поэтическое восприятие жизни величайший дар доставшийся нам от поры детства.(К.Паустовский).
Проверка с комментарием.
Рефлексия и оценки за урок.
Домашнее задание : § 216 до п.V , упр.179, 180
Приложение : ( материал для распечатки с проверкой)
Проверьте , как вы научились применять правило поставки знаков препинания в БСП.
Пьёшь воду не забывай о вырывших колодец. (Пословица) 2. Вы кому-то ответили грубо чью-то жизнь сократили сейчас. (А. Дементьев) 3. Поёт море гудит пароход .ярко сверкает солнце. ( М. Горький) 4. Аллея сужалась как бесконечный коридор полный света и сверкания в конце её голубел лиман. (В.Панова) 5. Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце. ( К. Паустовский) 6. Жара прошла забыта и тень.(Пословица) 7.С хорошим поведёшься добьешься цели с плохим поведёшься опозоришься. (Пословица) 8. Поэтическое восприятие жизни величайший дар доставшийся нам от поры детства.(К.Паустовский).
Проверьте , как вы научились применять правило поставки знаков препинания в БСП.
Пьёшь воду не забывай о вырывших колодец. (Пословица) 2. Вы кому-то ответили грубо чью-то жизнь сократили сейчас. (А. Дементьев) 3. Поёт море гудит пароход ярко сверкает солнце. ( М. Горький) 4. Аллея сужалась как бесконечный коридор полный света и сверкания в конце её голубел лиман. (В.Панова) 5. Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце. ( К. Паустовский) 6. Жара прошла забыта и тень.(Пословица) 7.С хорошим поведёшься добьешься цели с плохим поведёшься опозоришься. (Пословица) 8. Поэтическое восприятие жизни величайший дар доставшийся нам от поры детства.(К.Паустовский
Проверьте , как вы научились применять правило поставки знаков препинания в БСП.
Пьёшь воду не забывай о вырывших колодец. (Пословица) 2. Вы кому-то ответили грубо чью-то жизнь сократили сейчас. (А. Дементьев) 3. Поёт море гудит пароход ярко сверкает солнце. ( М. Горький) 4. Аллея сужалась как бесконечный коридор полный света и сверкания в конце её голубел лиман. (В.Панова) 5. Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце. ( К. Паустовский) 6. Жара прошла забыта и тень.(Пословица) 7.С хорошим поведёшься добьешься цели с плохим поведёшься опозоришься. (Пословица) 8. Поэтическое восприятие жизни величайший дар доставшийся нам от поры детства.(К.Паустовский).
Проверьте , как вы научились применять правило поставки знаков препинания в БСП.
Пьёшь воду не забывай о вырывших колодец. (Пословица) 2. Вы кому-то ответили грубо чью-то жизнь сократили сейчас. (А. Дементьев) 3. Поёт море гудит пароход ярко сверкает солнце. ( М. Горький) 4. Аллея сужалась как бесконечный коридор полный света и сверкания в конце её голубел лиман. (В.Панова) 5. Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце. ( К. Паустовский) 6. Жара прошла забыта и тень.(Пословица) 7.С хорошим поведёшься добьешься цели с плохим поведёшься опозоришься. (Пословица) 8. Поэтическое восприятие жизни величайший дар доставшийся нам от поры детства.(К.Паустовский).
Проверьте , как вы научились применять правило поставки знаков препинания в БСП.
Пьёшь воду не забывай о вырывших колодец. (Пословица) 2. Вы кому-то ответили грубо чью-то жизнь сократили сейчас. (А. Дементьев) 3. Поёт море гудит пароход ярко сверкает солнце. ( М. Горький) 4. Аллея сужалась как бесконечный коридор полный света и сверкания в конце её голубел лиман. (В.Панова) 5. Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце. ( К. Паустовский) 6. Жара прошла забыта и тень.(Пословица) 7.С хорошим поведёшься добьешься цели с плохим поведёшься опозоришься. (Пословица) 8. Поэтическое восприятие жизни величайший дар доставшийся нам от поры детства.(К.Паустовский).
Проверьте , как вы научились применять правило поставки знаков препинания в БСП.
Пьёшь воду не забывай о вырывших колодец. (Пословица) 2. Вы кому-то ответили грубо чью-то жизнь сократили сейчас. (А. Дементьев) 3. Поёт море гудит пароход ярко сверкает солнце. ( М. Горький) 4. Аллея сужалась как бесконечный коридор полный света и сверкания в конце её голубел лиман. (В.Панова) 5. Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце. ( К. Паустовский) 6. Жара прошла забыта и тень.(Пословица) 7.С хорошим поведёшься добьешься цели с плохим поведёшься опозоришься. (Пословица) 8. Поэтическое восприятие жизни величайший дар доставшийся нам от поры детства.(К.Паустовский).
Проверьте , как вы научились применять правило поставки знаков препинания в БСП.
Пьёшь воду не забывай о вырывших колодец. (Пословица) 2. Вы кому-то ответили грубо чью-то жизнь сократили сейчас. (А. Дементьев) 3. Поёт море гудит пароход ярко сверкает солнце. ( М. Горький) 4. Аллея сужалась как бесконечный коридор полный света и сверкания в конце её голубел лиман. (В.Панова) 5. Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце. ( К. Паустовский) 6. Жара прошла забыта и тень.(Пословица) 7.С хорошим поведёшься добьешься цели с плохим поведёшься опозоришься. (Пословица) 8. Поэтическое восприятие жизни величайший дар доставшийся нам от поры детства.(К.Паустовский).
Для проверки:
Пьёшь воду - не забывай о вырывших колодец. (Пословица) 2. Вы кому-то ответили грубо - чью-то жизнь сократили сейчас. (А. Дементьев) 3. Поёт море, гудит пароход , ярко сверкает солнце. ( М. Горький) 4. Аллея сужалась, как бесконечный коридор, полный света и сверкания; в конце её голубел лиман. (В.Панова) 5. Слой облаков был очень тонок - сквозь него просвечивало солнце. ( К. Паустовский) 6. Жара прошла - забыта и тень.(Пословица) 7.С хорошим поведёшься - добьешься цели, с плохим поведёшься - опозоришься. (Пословица) 8. Поэтическое восприятие жизни - величайший дар, доставшийся нам от поры детства.(К.Паустовский).
Для проверки:
Пьёшь воду - не забывай о вырывших колодец. (Пословица) 2. Вы кому-то ответили грубо - чью-то жизнь сократили сейчас. (А. Дементьев) 3. Поёт море, гудит пароход , ярко сверкает солнце. ( М. Горький) 4. Аллея сужалась, как бесконечный коридор, полный света и сверкания; в конце её голубел лиман. (В.Панова) 5. Слой облаков был очень тонок - сквозь него просвечивало солнце. ( К. Паустовский) 6. Жара прошла - забыта и тень.(Пословица) 7.С хорошим поведёшься - добьешься цели, с плохим поведёшься - опозоришься. (Пословица) 8. Поэтическое восприятие жизни - величайший дар, доставшийся нам от поры детства.(К.Паустовский).