Урок русского языка " Приставки и предлоги" (УМК "Перспектива")
Урок русского языка " Приставки и предлоги" (УМК "Перспектива")
Урок актуализирует знания учащихся о приставках и предлогах, учит грамотно писать приставки и предлоги, опираясь на соответствующий алгоритм, развивает ассоциативное мышление, речь, учит приёмам анализа и синтеза, расширят словарный запас, формирует умение работать самостоятельно, в группах, в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задачи. 1. Актуализировать знания учащихся о приставках и предлогах, научить грамотно писать приставки и предлоги, опираясь на соответствующий алгоритм.
2. Развивать ассоциативное мышление, речь, учить приёмам анализа и синтеза, расширить словарный запас.
3. Формировать умение работать самостоятельно, в группах, в парах.
Образовательные: формировать умения находить приставки и предлоги, писать приставки слитно со
словами, а предлоги раздельно, правильно употреблять предлоги. Развивающие: развивать компоненты учебной деятельности (целеполагание, учебная мотивация, планирование, само и взаимопроверка, рефлексия); развивать речь, мышление, память, воображение.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, познавательный интерес к изучению русского языка и литературного чтения, формировать коммуникативные навыки у обучающихся.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать правила написания приставок и предлогов
Уметь отличать приставки от предлогов
Личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, осознавать ответственности за выполнения задания
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
УУД
Личностные УУД: умения проводить самооценку успешности учебной деятельности, осознание ответственности за выполнения задания
Регулятивные УУД:пооперационное выполнение действий; готовность взаимодействия со сверстниками, учителем в деятельности, умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умения работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: самоопределение и определение общих для всех участников правил поведения, овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи, следование психологическим принципам общения и овладение адекватным межличностным восприятием.
Познавательные УУД: умения отличать от других предложений предложение с однородными членами; умения ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; умения проверять правильность написания слов и предложений.
Ход урока
Ι.Мотивирование к учебной деятельности.
Урок сегодня необычный,
Но для вас вполне привычный.
Придется думать головой,
Вопрос, услышав непростой,
Найти ответ, его сказать
И что узнал – запоминать.
II. Актуализация знаний
Каллиграфическая минутка
- Сегодня будем писать букву, которая чаще всех встречается в этом ряду букв.
ТПРПАМПВАПЙ (Интерактивная доска)
-Охарактеризуйте звук, который обозначает буква П. (Согласный, парный глухой, может быть мягким или твёрдым)
п по про под подо
- Что вы заметили?
- Какие знакомые буквосочетания увидели?
-Что скажите об этих буквосочетаниях.
- Допишите ещё 3 предлога.
2. Словарная работа
а) - А теперь посмотрите на группу букв и уберите букву П.
- У вас осталось слово …(трамвай) (Интерактивная доска)
- К какой тематической группе относится это слово?
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним словом из этой тематической группы.
б) - Отгадайте загадку и доскажите слово
На каникулах, друзья, Я и вся моя семья. Польшу, Францию, Каир – Мы объедем целый мир, Все места на глобусе В новеньком... (автобусе)
в) -Словарная работа (Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В.Бабушкиной (1СD))
г) - Запишите эти слова, используя предлоги. Что нужно помнить при написании слов с предлогами?
В трамвай, из трамвая, к трамваю, на автобус, в автобус…
-Какие словарные слова можно добавить в эту тематическую группу?
(Троллейбус, автомобиль, метро)
д) - Запишите данные слова, используя предлоги. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (Назвать орфограммы)
е) Проверка. Самооценка. (+ -)
IΙΙ.Создание проблемной ситуации.
Формулирование проблемы (темы и цели урока)
-Узнайте, о чём идёт речь в загадке?
а)Приставляемся всегда
Мы к началу слова
И меняем без труда
Смысл его на новый. (Приставка)
- Почему вы решили, что это приставка?
б)Он не станет членом предложения,
Всегда свободен, хоть стоит в строю.
Объединять и связывать способен
Незаменим и помнит роль свою (предлог)
-Почему вы решили, что это предлог?
-Какая же тема нашего урока? (Приставки и предлоги)
(В переводе с греческого языка слово «предлог» означает «калька»- т.е. стоящий «перед словом». Всего около 200 предлогов, они занимают 4 место по частоте употребления.
ΙV. Открытие нового знания
1.Работа по таблице (Интерактивная доска)
- Сравните приставки и предлоги.
- Какой вывод сделали? (Многие приставки могут выступать в роли предлогов. Но есть такие буквосочетания, которые могут быть только приставкой: ото, обо, взо, бес, пре; или предлогом: к, через.)
ПРИСТАВКИ
от-; ото-; до-; об-; обо-;
по-; под-; про-;
во-; взо-;
о-; с-; из-; без-; бес-;
за-; на-; над-;
пре-; при-;
у-; в-
ПРЕДЛОГИ
о; от; по; про;
под; до; об;
из; без;
к; у; с; в; во;
на; над; за;
при; через
- Что вы уже знаете о предлоге? Давайте поиграем с предлогами.
2. Игра с предлогами (Интерактивная доска)
а) Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов?
Сосна – С, О, С, НА.
б) Название какого домашнего животного состоит из двух предлогов?
Кот – К, ОТ.
в) Название какого домашнего животного состоит из трёх предлогов?
Коза – К, О, ЗА.
г) Без каких четырёх предлогов не накачаешь колесо?
Насос – НА, С, О, С.
V. Первичное закрепление
1. Тренировка в правильном употреблении предлогов.
(Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В.Бабушкиной (1СD))
- Вы хорошо умеете применять предлоги. Что же нужно помнить? (Надо понимать смысл предложения)
-Предлоги и приставки надо отличать.
-А чтобы этому научиться, станем исследователями. Сравним приставки и предлоги, установим, чем похожи и чем различаются приставки и предлоги.
VΙ. Работа по таблице. (Интерактивная доска)
1. Исследование 1.
-Итак, что же такое приставка, предлог? (Открывается первая часть таблички)
-Для чего служит приставка? Предлог?
-Как пишутся приставки, предлоги?
-Как проверить, где приставка, где предлог?
2. Исследование 2.
- Определим, где приставка, а где предлог.
Рассмотрим первый способ:
(Про)читал (про)животных.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Попробуем:
Прочитал – что сделал? – это глагол, ПРО – приставка, вставить другое слово нельзя.
Прочитал про домашних животных. ПРО – предлог, напишем раздельно.
Прочитал про животных. Предлог
(На)писал (на)конверте.
Второй способ: можно отбросить или поменять приставку, а предлог – нет. Попробуем:
Писал (на) конверте. Слова связаны по смыслу. Значит, первое НА – приставка.
Написал конверте. Связь нарушилась. Значит второе НА – предлог.
Написал – НА приставка – пишем слитно. На конверте – НА предлог – пишем раздельно.
Запомним: предлоги с глаголами не употребляются!
- Проверим, хорошо ли вы поработали исследователями. Сравним наши выводы с объяснением Ивана Ивановича (Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В.Бабушкиной (1СD))
3. Игра (Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В.Бабушкиной (1СD))
VΙΙ. ФИЗКУЛЬМИНУТКА (Презентация)
а)
б) - Хлопаем в ладоши со словами, в которых есть приставка, разводим руки в стороны со словами с предлогами.
Выберите в каждом пункте правильный ответ, в результате получите ключевое слово.
1.Выберите верное утверждение:
М. Предлог- часть речи, а приставка – часть слова.
Г. Предлог- часть слова, а приставка – часть речи.
2.Выберите верное утверждение:
О. Предлог служит для связи слов
Н. Предлог служит для образования новых слов.
3.Выберите верное утверждение:
Ц. Приставка служит для связи слов.
Л. Приставка служит для образования новых слов.
4.Выбери верное утверждение:
О. Предлоги пишутся раздельно.
Ю. Предлоги пишутся слитно.
5.Выберите верное утверждение
Т. Предлоги пишутся перед глаголами.
Д. У глаголов нет предлогов.
6. Выберите верное утверждение
К. Приставки со словами пишутся раздельно.
Ц. Приставки со словами пишутся слитно.
7.Найдите правильное написание приставки и предлога:
Ы. под елью, нашла, вошёл во двор.
Я. накрыше, от рубить, влетел вокно.
X. Творческая работа
(Интерактивная доска)
- Какое время года изображено на картине?
Читает учитель
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки
- Как художник описывает природу красками, так композитор и музыкант описывает природу музыкой. Послушайте произведение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года»
Выполните задания:
1группа: составьте словосочетания на тему «Весна», используя слова с приставками и предлогами.
2 группа: составьте предложения на тему «Весна», используя слова с приставками и предлогами.
3 группа: составьте рассказ на тему «Весна», используя слова с приставками и предлогами.
Проверка
V. Итог урока:
- Какой вопрос мы обсуждали на уроке? (Как отличить приставку от предлога)
- Какое решение нашли? (Определить, какая часть речи - у глагола нет предлогов. Поставить слово - между предлогом и словом можно поставить другое слово).
VI. Рефлексия.
- Оцените себя сами.
- Если вам на уроке было легко, всё было понятно – зелёный кружок, если что-то было непонятно-желтый, были трудности – синий.