Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Подбор и употребление в речи глаголов - синонимов и глаголов антонимов.»
Поурочный план
Учитель: Тутадзе Р.П.
Предмет: русский язык
Тема урока: Подбор и употребление в речи глаголов-синонимов и глаголов-антонимов
Цель:
1. Развивать умение употреблять в речи глаголы- синонимы и глаголы- антонимы; 2. Расширить кругозор учащихся в области языкознания, наблюдать за лексическим значением глаголов; 3. Повторить написание разделительного мягкого знака и разделительного твердого знака;
Ход урока.
Орг. момент. 2. Объявление темы и целей урока.
У. Сегодня мы проведём обобщающий урок по теме «Глагол» и его употребление в речи.
У. Что такое глагол?
Д. Глагол – это самостоятельная часть реки, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
У. Что значит «самостоятельна»?
Д. Глагол имеет лексическое и грамматическое значение.
У.Расскажите об этих словах.
___________ет, ___________ла, __________ть, __________ишь, буду ________чь..
У. Что дало нам возможность говорить об этом слове?
Д. Грамматическое значение глагола.
У. А сможем по этим признакам говорить о лексическом значении этих слов?
Д. Нет.
У. А что для этого нужно знать?
Д. Чтобы говорить о лексическом значении глагола, нужно иметь основу слова или его корень, потому что именно корень хранит значение всех слов семьи
У. Какие слова помогают нам передать свою мысль наиболее ярко и красиво, дают возможность выразится чётко и ясно?
Д. Синонимы, антонимы.
У. Какую часть речи вы будете использовать чаще всего при описании хода событий, выполнении какой-то работы?
Д. Глагол.
У. Как вы думаете, могут синонимы и антонимы быть глаголами и для чего они нужны в речи?
Д. Да. Нет.
У. Я думаю, в конце урока вы мне ответите на этот вопрос однозначно?
3.Проверка домашнего задания. - Прочитайте стихотворения ( стр. 154, упр. 406) - В каком стихотворении слово ПЕТЬ в прямом значении? - Что такое глагол? (это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал?) - Наш поезд отправляется дальше. -Следующая Станция Чистописания. 4. Минутка чистописания.
( на выставке иллюстрации картин И.Левитана и А.Куинджи с изображением вечера) - Посмотрите на иллюстрации картин и фотографий художников Исаака Левитана «Вечер на Волге. Плес» и Архипа Куинджи «Закат» - Прочитайте стихотворение Я.Козловского - Вечеру дали Бочку чернил. Синие дали Вечер чернил. - Найдите слова, которые одинаково произносятся (дали- дали, чернил- чернил) - К каким частям речи они относятся и почему? ( В первом предложении слово дали –глагол,отвечает на вопрос что сделали? Во втором предложении слово далиимя существительное, отвечает на вопрос что? В первом предложении словочернил– имя существительное, отвечает на вопросдали чего? Чернил Во 2 предложении слово чернил –глагол, вечер что делал? Чернил)
5. Словарная работа.
- Повторим веселую запоминалку про безударный гласный звук в корне Если в корне гласный звук Вызвал вдруг сомнение, Ты его немедленно Поставь под ударение! - Упр. 409 – работа с пословицами. - А как вы поступите, если встретится слово с непроверяемой безударной гласной в корне? (обратимся к Словарю) 1. Работа с текстом.
Определить вид текста, озаглавить его. Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу первого предложения.
В..сной выл..тела из убежища бабочка-траурница. Пригл..дитесь к ней. Ее крылья имеют б..рхатистую поверхность и тёмно-бурую окра..ку. По кр..ям – светло-ж..лтая кайма, а перед ней неб..льшие голубые пятны..ки, которые придают крыльям очен.. н..рядный вид. 2. Самостоятельная работа.
Упр.410 – по вариантам. 3. Взаимопроверка - Внимание! В наш вагон вошли контролеры! (дети одевают головные уборы «Контролер») - Идет проверка билетов. - Обменяйтесь тетрадями и исправляйте ошибки простым карандашом. (уч-ся проверяют работы) - Контролеры! Доложите о результатах проверки - Внимание! Следующая Станция Зарядкино Физкультминутка. 7. Подбор глаголов-синонимов. - Внимание, говорит местное радио! - Поесть и подкрепиться, Спешить и торопиться, Пернатые и птицы, Колы и единицы, Потерянный-пропавший, Сверкающий-блестящий, К любому слову мы найдем Синоним подходящий. - В нашей речи много слов почти одинакового значения, а оттенки – разные. Термин «синоним» можно объяснить так: эти слова, как члены одной семьи, они похожи при всей своей непохожести. Синонимы – это близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же. Они используются для того, чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, экспрессивность.
1.упр.408.
К каждому глаголу подбери глагол, близкий по смыслу – синоним. Составьте и запишите предложение с одним из глаголов. 2. Устно – подобрать синонимы. (по «цепочке»). Бороться – сражаться Говорить – беседовать Заботиться – беспокоиться Рисовать – изображать Орошать – поливать Воодушевлять - вдохновлять Размышлять - думать 3. Составление предложений с глаголами – синонимами - Прочитайте слова ( на карточках слова и картинки) Ходить Бежать Маршировать Бродить -Что общего по смыслу между этими глаголами? - Чем они различаются? - Составьте и запишите предложения с каждым глаголом. (Уч-ся по одному выходят к доске и записывают предложение) (Мы ходили в зоопарк. Заяц убегал от волка. Солдаты красиво маршировали на параде. Я люблю бродить по весеннему лесу.) - Что такое синонимы? ( слова, близкие по смыслу)
8. Наш поезд приближается к следующей станции Антонимы
– Что означает выражение «живут как кошка с собакой»?
- Да, плохо живут. - Большая часть антонимов выражает противоположность качественных понятий. К одному слову нередко можно подобрать несколько антонимов. Но, как правило, все слова являются одного поля ягодой, ой, простите, одной частью речи. Это еще одно доказательство богатства и выразительности русского языка. 2. Подбор глаголов – антонимов упр. 407 3. К данным глаголам подберите однокоренные глаголы, противоположные по смыслу, запишите . входить в комнату – выходить подъезжать к дому – отъезжать приплывать к берегу – отплывать Вылетать из гнезда – залетать - Составьте предложение с одним из словосочетаний (Машина подъезжала к дому. Ласточка вылетала из гнезда.)
- Что такое антонимы? (слова, противоположные по смыслу) 9. Итог урока.( звучит мелодия «Голубой вагон») - Наше путешествие заканчивается. - Поезд приближается к конечной станции. - Чему учились на уроке? (подбирать синонимы, антонимы, разгадывать кроссворд)