kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка. Подбор и употребление в речи глаголов - синонимов и глаголов антонимов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

план составлен верно. план разработан для учителей начальных классов. использовала у себя на уроке в 4 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Подбор и употребление в речи глаголов - синонимов и глаголов антонимов.»

Поурочный план

Учитель: Тутадзе Р.П.

Предмет: русский язык

Тема урока: Подбор и употребление в речи глаголов-синонимов и глаголов-антонимов

Цель:

1. Развивать умение употреблять в речи глаголы- синонимы и глаголы- антонимы;
2. Расширить кругозор учащихся в области языкознания, наблюдать за лексическим значением глаголов;
3. Повторить написание разделительного мягкого знака и разделительного твердого знака;

Ход урока.

  1. Орг. момент.
    2. Объявление темы и целей урока.

  • У. Сегодня мы проведём обобщающий урок по теме «Глагол» и его употребление в речи.

  • У. Что такое глагол?

  • Д. Глагол – это самостоятельная часть реки, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  • У. Что значит «самостоятельна»?

  • Д. Глагол имеет лексическое и грамматическое значение.

  • У.Расскажите об этих словах.

  • ___________ет, ___________ла, __________ть, __________ишь, буду ________чь..

  • У. Что дало нам возможность говорить об этом слове?

  • Д. Грамматическое значение глагола.

  • У. А сможем по этим признакам говорить о лексическом значении этих слов?

  • Д. Нет.

  • У. А что для этого нужно знать?

  • Д. Чтобы говорить о лексическом значении глагола, нужно иметь основу слова или его корень, потому что именно корень хранит значение всех слов семьи

  • У. Какие слова помогают нам передать свою мысль наиболее ярко и красиво, дают возможность выразится чётко и ясно?

  • Д. Синонимы, антонимы.

  • У. Какую часть речи вы будете использовать чаще всего при описании хода событий, выполнении какой-то работы?

  • Д. Глагол.

  • У. Как вы думаете, могут синонимы и антонимы быть глаголами и для чего они нужны в речи?

  • Д. Да. Нет.

  • У. Я думаю, в конце урока вы мне ответите на этот вопрос однозначно?


3.Проверка домашнего задания.
- Прочитайте стихотворения ( стр. 154, упр. 406)
- В каком стихотворении слово ПЕТЬ в прямом значении?
- Что такое глагол? (это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал?)
- Наш поезд отправляется дальше.
-Следующая Станция Чистописания. 
4. Минутка чистописания.

( на выставке иллюстрации картин И.Левитана и А.Куинджи с изображением вечера)
- Посмотрите на иллюстрации картин и фотографий художников Исаака Левитана «Вечер на Волге. Плес» и Архипа Куинджи «Закат»
- Прочитайте стихотворение Я.Козловского
- Вечеру дали 
Бочку чернил.
Синие дали 
Вечер чернил.
- Найдите слова, которые одинаково произносятся (дали- дали, чернил- чернил)
- К каким частям речи они относятся и почему?
( В первом предложении слово дали – глагол,отвечает на вопрос что сделали?
Во втором предложении слово дали имя существительное, отвечает на вопрос что?
В первом предложении слово чернил – имя существительное, отвечает на вопрос дали чего? Чернил
Во 2 предложении слово чернил – глагол, вечер что делал? Чернил)

5. Словарная работа.

- Повторим веселую запоминалку про безударный гласный звук в корне
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Поставь под ударение!
- Упр. 409 – работа с пословицами.
- А как вы поступите, если встретится слово с непроверяемой безударной гласной в корне? (обратимся к Словарю)
1. Работа с текстом.

Определить вид текста, озаглавить его. Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу первого предложения.

В..сной выл..тела из убежища бабочка-траурница. Пригл..дитесь к ней. Ее крылья имеют б..рхатистую поверхность и тёмно-бурую окра..ку. По кр..ям – светло-ж..лтая кайма, а перед ней неб..льшие голубые пятны..ки, которые придают крыльям очен.. н..рядный вид.
2. Самостоятельная работа.

Упр.410 – по вариантам.
3. Взаимопроверка
- Внимание! В наш вагон вошли контролеры! (дети одевают головные уборы «Контролер»)
- Идет проверка билетов.
- Обменяйтесь тетрадями и исправляйте ошибки простым карандашом.
(уч-ся проверяют работы)
- Контролеры! Доложите о результатах проверки
- Внимание! Следующая Станция Зарядкино 
Физкультминутка.
7. Подбор глаголов-синонимов.
- Внимание, говорит местное радио!
- Поесть и подкрепиться,
Спешить и торопиться,
Пернатые и птицы,
Колы и единицы,
Потерянный-пропавший,
Сверкающий-блестящий,
К любому слову мы найдем
Синоним подходящий.
- В нашей речи много слов почти одинакового значения, а оттенки – разные.
Термин «синоним» можно объяснить так: эти слова, как члены одной семьи, они похожи при всей своей непохожести.
Синонимы – это близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же. Они используются для того, чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, экспрессивность.

1.упр.408.

К каждому глаголу подбери глагол, близкий по смыслу – синоним. Составьте и запишите предложение с одним из глаголов.
2. Устно – подобрать синонимы. (по «цепочке»).
Бороться – сражаться
Говорить – беседовать
Заботиться – беспокоиться
Рисовать – изображать
Орошать – поливать
Воодушевлять - вдохновлять
Размышлять - думать
3. Составление предложений с глаголами – синонимами 
- Прочитайте слова ( на карточках слова и картинки)
Ходить
Бежать
Маршировать
Бродить
- Что общего по смыслу между этими глаголами?
- Чем они различаются?
- Составьте и запишите предложения с каждым глаголом.
(Уч-ся по одному выходят к доске и записывают предложение)
(Мы ходили в зоопарк. Заяц убегал от волка. Солдаты красиво маршировали на параде. Я люблю бродить по весеннему лесу.)
- Что такое синонимы? ( слова, близкие по смыслу)

8. Наш поезд приближается к следующей станции Антонимы 

  1. – Что означает выражение «живут как кошка с собакой»?

- Да, плохо живут.
- Большая часть антонимов выражает противоположность качественных понятий. К одному слову нередко можно подобрать несколько антонимов. Но, как правило, все слова являются одного поля ягодой, ой, простите, одной частью речи. Это еще одно доказательство богатства и выразительности русского языка.
2. Подбор глаголов – антонимов
упр. 407
3. К данным глаголам подберите однокоренные глаголы, противоположные по смыслу, запишите .
входить в комнату – выходить
подъезжать к дому – отъезжать
приплывать к берегу – отплывать
Вылетать из гнезда – залетать
- Составьте предложение с одним из словосочетаний (Машина подъезжала к дому. Ласточка вылетала из гнезда.)

- Что такое антонимы? (слова, противоположные по смыслу)
9. Итог урока.( звучит мелодия «Голубой вагон»)
- Наше путешествие заканчивается.
- Поезд приближается к конечной станции.
- Чему учились на уроке? (подбирать синонимы, антонимы, разгадывать кроссворд)

Выставление оценок. Домашнее задание. упр. 411




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тутадзе Рабия Полатовна

Дата: 30.03.2017

Номер свидетельства: 404999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "244401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445935172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства