Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Сильное кино Заранее, заранее все было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придет мой старший брат, Он мне расскажет все подряд, Он объяснит мне, что к чему. А я большая! Я пойму. И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, а он им – раз! А тут как раз она ползла. А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз ее он спас, Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я еще мала: я ничего не поняла. А. Барто - Ребята, почему девочка ничего не поняла? - А что это за непонятные слова, мы узнаем, если отгадаем ребус | 1.Нет существительных, которые называют предмет, много местоимений, непонятно, что они обозначают 2. «Непонятные» слова Местоимение |
Первичное усвоение новых знаний | - откройте тетради, запишите число -прочитайте следующие предложения Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. - что вы заметили? - как можно исправить эту речевую ошибку? - какими синонимами можно заменить слово сова? - какими местоимениями можно заменить слово сова? - в каком предложении уместнее заменить слово сова синонимом, а в каком местоимением? Исправленный вариант запишите в тетрадь - вместо какой части речи мы употребили местоимение? Открытие 1 Местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного - А теперь откройте свои учебники на с. 70 упр. 117 - Прочитайте узелки на память -Продолжаем дальше. Послушайте текст Его растили старательно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтоб из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный, крепкий! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было : отличная оценка обеспечена. - Понятно, о чем речь? Почему? Послушайте продолжение: Но вот приехали на льнозавод и рабочие сказали: «Какой замечательный лён!» - а теперь понятно, о чем речь? - что называет существительное? - а местоимение называет предмет? Открытие 2 Местоимение указывает на предмет, но не называет его. | - речевая ошибка -заменить синонимами или заменить местоимениями - птица, совушка, полуночник (полуночница), пернатая -она Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У пернатой мощные когти и чуткие уши. - нет -о льне - предмет - нет, указывает на него |
Первичное закрепление | Работа в парах - Вспомним правило работы в паре - На «3» - задание 1 На «4» - задание 2 На «5» - задание 3 ! Проверка по цветам - Посмотрите внимательно на картину Федора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица» У вас на столах лист №2, это ваши слова-подсказки. А задание будет такое: На «5» - связный текст из 3 предложений; На «4» - составить 3 предложения; На «3» - составить 3 словосочетания по картине. - А теперь посмотрите как другие описывают эту картину Не случаен выбор цвета для фона картины – теплый желтый цвет, цвет лета, зноя, меда. Фрукты и ягоды налились спелостью, их мякоть полна сока; ягоды винограда и смородины просвечиваются в солнечном свете. Причудливо изогнулись усики винограда. Кувшин с цветами наполнен прозрачной и чистой водой. Она кажется прохладной на горячем желтом фоне. Бело-розовые цветы, которые стоят в вазе, нежны и изящны, лепестки их мягки и прохладны. - Найдите в этом тексте предложение с местоимением. Спишите. Разберем это предложение по членам. - Каким членом предложения является местоимение? Открытие 3 В предложении местоимения могут быть подлежащими | |
Рефлексия | Итак, подведем итог урока - С какой частью речи мы познакомились на уроке? - Что вы можете сказать о местоимении? Поднимите, пожалуйста кружки: Розовый – мне было трудно Синий – возникли некоторые трудности Зеленый – у меня все получилось | |