kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 7 «А» классе по теме: «Эссе как жанр сочинения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семиклассники учатся писать сочинения разных жанров. Один из них - эссе.Урок проводился после изучения повести "Детство" М. Горького. На уроке повторили произведение, узнали, что такое эссе. Подготовились к написанию сочинения по теме "Друг познаётся в беде", " Какие качества я больше всего ценю в людях?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 «А» классе по теме: «Эссе как жанр сочинения»»


Приложение № 4

Урок развития речи в 7 «А» классе по теме:

«Эссе как жанр сочинения»

(урок проводился после изучения повести А. М. Горького «Детство»)

Цели урока:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре эссе;

  • познакомиться с определением жанра эссе и выявить его особенности;

  • развивать культуру устной и письменной речи, расширять словарный запас.

Задачи:

- обучение составлению эссе по темам: «Какие качества я больше всего ценю в людях?», «Друг познаётся в беде»;

- формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся, культуры устной и письменной речи;

- развитие способности речевого самосовершенствования учащихся.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Вспомним изученное прежде.

Актуализация знаний (мини-тест)

  1. «Детство» М. Горького это:

А) рассказ

Б) повесть

В) роман

2. В каком году впервые было напечатано данное произведение?

А) 1914 г.

Б) 1913 г.

В) 1920 г.

3. Кем стала бабушка в жизни главного героя?

А) опасным врагом;

Б) неприметной родственницей;

В) другом, самым близким и дорогим человеком.

4. С какой целью автор при характеристике бабушки использует такие слова и выражения: «всё лицо казалось молодым и светлым», «светилось изнутри», «мягкая такая»?

А) показывает отсутствие у героини серьёзного отношения к жизни;

Б) подчёркивает, что трудности жизни не ожесточили бабушку;

В) характеризует её внешность.

5. Узнай героя по описанию: «…быстро шёл… в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками»

А) Дед Каширин;

Б) Хорошее Дело;

В) Дядя Яков;

Г) Григорий Иванович.

6. Укажите основной признак, отличающий автобиографическую повесть от других жанров:

А) произведение, в котором изображаются одно или несколько событий из жизни героя;

Б) описание жизни человека, основанное на точных фактах;

В) повествование основано на фактах биографии, которые художественно осмыслены автором.

7. Кто из героев произносит фразу: «Ежели бы голос Бог дал, десять лет я бы попел, а после – хоть в монахи!»

А) Дед Василий;

Б) Иван Цыганок;

В) Мастер Григорий.

8. О ком из героев данная фраза: «…вся осыпанная чёрными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу…»?

А) о бабушке;

Б) о Варваре;

В) о няньке Евгенье.

9. Тема произведения:

А) жизнь Алёши;

Б) судьба деда;

В) рассказ о бабушке.

10. Жизнь Алёши, показанная в произведении, представляется:

А) типичной;

Б) трагичной;

В) исключительной.

Ответы: 1. Б; 2. Б; 3. В; 4. Б; 5. А; 6. В; 7. Б; 8. А; 9. А; 10. А.

Беседа по прочитанному тексту:

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чём повесть М. Горького «Детство»?

(предполагаемые ответы:

- о «горьком» детстве мальчика-полусироты;

- о людях, талант и нравственная чистота которых не помутнели от окружающей их атмосферы;

- о дружбе, доброте, сострадании, красоте и творчестве)

Работа в группах (анализ текста изученного произведения)

Задание: ответьте на вопросы, подтвердите свои высказывания цитатами из текста (задания группам даны на листочках).

  1. Группа

Кем стала бабушка Акулина Ивановна для Алёши? Какое влияние оказала на него? Как она воспитывала мальчика?

(Бабушка стала для Алёши самым верным его другом. Стала тем «светом», который должен быть у каждого человека в жизни. Она много времени проводила с Алёшей. Рассказывала о своей нелёгкой жизни, сказывала ему сказки. Она учила его быть добрым, смелым, терпеливым человеком.)

  1. Группа

В каких эпизодах повести наиболее ярко раскрывается характер бабушки Акулины Ивановны? Какова позиция автора по отношению к бабушке?

(Алёша наблюдал за тем, как бабушка относится к Цыганку и мастеру Григорию. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Алёша восхищался смелостью бабущки во время пожара, радовался вместе с ней на празднике. )

  1. Группа

Какое влияние на формирование характера Алёши оказали Цыганок и постоялец Хорошее Дело?

(Хорошее Дело открыл для мальчика дорогу в большой мир – мир науки. Общаясь с Цыганком, Алёша осознал важность таких качеств, как выносливость, терпение, взаимовыручка, трудолюбие.)

  1. Группа

Какие важные жизненные уроки усвоил Алёша, общаясь с «неумным племенем» и уличными ребятами? Почему надо знать о «свинцовых мерзостях» русской жизни?

(Алёша научился оказывать сопротивление, защищать себя, разбираться в людях. А также не поддаваться влиянию улицы, иметь собственное мнение. Надо знать «свинцовые мерзости русской жизни», чтобы уметь им противостоять.)

Работа с иллюстрациями Б. Дехтерева к повести (слайды )

- Удалось ли художнику передать характеры горьковских героев?

- Какие эпизоды проиллюстрировал художник?

- Ребята, запишите в тетрадях черты характера Алёши, которые были сформированы под влиянием жизненных испытаний?

- Как вы считаете, нужны ли эти качества вам, современным школьникам?

- Какие из них самые важные? Почему?

- Приведите примеры жизненных ситуаций, когда эти качества вам помогли?



Слово учителя (мотивация):

Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному, то есть соразмышления, сопереживания, написания сочинения. Сегодня мы попытаемся получить представление об особенностях такого жанра как эссе.

- Что же такое эссе? Обратимся к справочной литературе.

См. презентацию.

Эссе – взвешивание (от латинского exagium), очерк, статья, попытка, жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы (от французского essai и английского essay).

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. («Краткая литературная энциклопедия»)

Эссе – очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. («Толковый словарь иноязычных слов» Л. П. Крысина)

Эссе – размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого. Эссе – высказывание своих заветных мыслей.

Признаки эссе:

- свободная композиция;

- индивидуальный авторский стиль;

- острая злободневность темы;

- субъективность суждений;

- небольшой объём;

- образность, афористичность;

- непринуждённость повествования;

- установка на разговорную интонацию и лексику.

Сообщаю темы сочинений:

  1. Друг познаётся в беде.

  2. Какие качества я больше всего ценю в людях?

Индивидуальное задание ученицы (пословицы, афоризмы о дружбе, друзьях). Например:

  1. Без друга в жизни туго (пословица).

  2. Дерево держится корнями, а человек друзьями (пословица).

  3. Без истинной дружбы жизнь – ничто (Цицерон)

  4. Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей (Н. Макиавелли)

  5. Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг (Ш. Руставели)

  6. В любом человеке есть всё человеческое: самое лучшее и самое худшее (Лавель)

Структура написания эссе (см. буклет)

  1. Вступление. Эта часть должна задать эмоциональный настрой, подвести читателя к рассматриваемому вопросу, заинтересовать.

  2. Основная часть. Автор выдвигает тезисы, находит им обоснования, тем самым доказывая собственную точку зрения.

Тезис.

Аргумент.

Тезис.

Аргумент.

  1. Заключение. Автор делает общий вывод.

Самостоятельная работа

На слайде даётся тезис «Бабушка Акулина Ивановна стала для Алёши верным и самым близким его другом».

Ребятам предлагается написать аргумент (доказательство) к этому тезису. Затем несколько ребят зачитывают то, что написали.

Рефлексия.

(методика «Корзина идей»)

Учащиеся записывают на листочках своё мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку), затем выборочно зачитываются учителем мнения учащихся и обсуждаются ответы. Учащиеся своё мнение на листочках высказывают анонимно.

Д/з: написать сочинение – эссе на одну из тем:

  1. Друг познаётся в беде.

  2. Какие качества я больше всего ценю в людях?























7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи в 7 «А» классе по теме: «Эссе как жанр сочинения»

Автор: Груздева Вера Михайловна

Дата: 11.11.2023

Номер свидетельства: 639654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема урока: Урок развития речи. Творческая мастерская "Праздничная карусель""
    ["seo_title"] => string(75) "tiemaurokaurokrazvitiiariechitvorchieskaiamastierskaiaprazdnichnaiakarusiel"
    ["file_id"] => string(6) "300789"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456802753"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) ""Праздничная карусель" "
    ["seo_title"] => string(22) "prazdnichnaia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "204306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429631383"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "календарно- тематическое планирование 4 класс (система Занкова) "
    ["seo_title"] => string(67) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-4-klass-sistiema-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "192565"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427472289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства