kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 7 классе. Обучение написанию сочинения по картине В.И. Сурикова "Боярыня Мороова" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технолгическая карта 8 класс .Подготовка к написанию сочинения по картине В.Сурикова Боярыня Морозова.»

Технологическая карта урока


Ф.И.О. педагога: Дзуцева Альбина Дзумарбековна

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тип урока: урок развития речи.

Используемая технология: системно-деятельностный подход в обучении

Используемые формы: индивидуальная, групповая и работа в парах

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова.»


Цели урока:

Образовательная:

подготовить учащихся к написанию сочинения по заданной теме и в ходе комплексного анализа картины повторить и обобщить теоретические знания по созданию сочинения;

Развивающая:

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная:

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

Задачи урока:

обратить внимание на речевое оформление сочинения отработать методику работы по написанию сочинения


Оборудование:

индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением; раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе работы над планом написания сочинения).

Тема урока

«Подготовка к написанию сочинения по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова».

Цель

-Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине;

-обогатить учащихся необходимыми для работы с исторической картиной фоновыми знаниями;

-активизировать устаревшие слова, которые необходимы для понимания и описания исторической картины;

-способствовать формированию художественного и языкового вкуса.

Задачи

Повторение структуры сочинения.

Создание условий для развития умения анализировать тему, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового составления плана.

Развитие монологической и диалогической речи.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Этапы сочинения-описание, алгоритм написания сочинения-описания по картине.

Ресурсы

Интерактивная доска, текст для организации работы по написанию сочинения; рабочий лист (черновик), художественная литература.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.




Этапы урока, цель этапа, время



Деятельность учителя



Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся,

выполнение которых приведет к достижению

планируемых результатов



УУД

Организационный.


  1. Мотивационный Цель: создание условий для осознанного

вхождения учащихся в

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает

хорошего настроения всем

Подготовка к работе на уроке.

Самопроверка готовности к уроку

Личностные:


формирование внутренней позиции

школьника на уровень

пространство деятельности

Обращается к



положительного

на уроке

обучающимся:



отношения к



Мотивирующий приём: вступительное слово учителя


- Ребята, обратите внимание на слайд. Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

-Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения по картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова». Вы получили задания по группам, и сообщения каждой группы мы послушаем.

-На слайде вы видите план, по которому мы будем работать.

1.Слово о художнике. (Биографы).

2.Наиболее известные картины художника (Живописцы).

3.Комментарии к картине (Историки).

4.Словарная работа (Лингвисты).

5.Составление плана сочинения.



Отвечают.


обучению;


положительное отношение к школе и учебной деятельности

















На доске перед вами





записано





«Лишь редкие художники, такие как Суриков, способны построить мосты из глубокой древности до наших дней и бесконечно вперед-в вечность»





Проблемный вопрос:

Отвечают на вопросы,




-Как вы считаете, почему

именно эти слова появились

корректируют ответы.




на доске?





-Как может быть





сформулирована тема





урока?






Организует работу по




Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели,

ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные:

стремление научиться выполнять работу

данного вида.


Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества.


Личностные: понимание значимости приобретаемых на

уроке знаний и умений,

самоопределение

II. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Формулирование

обучаемыми темы урока (2 мин.)

подготовке к написанию сочинения.

-Определите для себя, какие задачи надо решить на уроке?

Включение учащихся в

деятельность на личностно значимом уровне.

Формулируется тема урока

«Работа с картиной. Подготовка к написанию сочинения ко картине.»

ЗАДАЧИ:


-Итак, ребята, сегодня урок




подготовки к написанию




Сочинения по картине.








Композиция урока предпола-

гает индивидуальную, групповую и работу в парах




при анализе темы и составления плана и практической части, которая будет проводиться в черновиках.




Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения.











































III Актуализация знаний.

Цель: подготовка


-Давайте послушаем сообщения биографов.

(Сообщения сопровождаются слайдами).


















Сообщения 2-ой группы (Живописцев).

(Слайды).























-Что вы можете сказать о картинах художника: это пейзажи, портреты людей исторические картины?




Сообщения 3-ей группы (Историков.)






























-Вспомните, какова структура сочинения-описания? (вступление, основная часть и заключение)

Повторение основных понятий, необходимых для

Групповые задания.

-Василий Суриков родился 12(24) января 1848 года в Красноярске в казачьей семье. Дед Александр Степанович Суриков был атаманом Енисейского полка. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Отец-коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать- Прасковья Федоровна Тогашина-родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице. Рано оставшись без отца, Вася Суриков становится кормильцем семьи-матери и старшего брата.


Работая канцелярским писцом, он, однако, не бросает занятий искусством, учится иконописи у своего дяди. Крупный золотопромыш-ленник Кузнецов оказывает ему материальную помощь, Суриков принимает решение ехать учиться в Академию художеств, закончив Академию художеств, ему предлага-ют выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве. Его кисти принадлежат такие картины как: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Сант-Петербурге» (1870г), «Утро стрелецкой казни» (1881г), «Меньшиков в Березове» «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1885г), «взятие снежного городка» (1891г.), «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова».


-Это исторические картины. Суриков был непревзойденным мастером исторического жанра живописи.





-Беспощадный XVII век. Правление царя Алексея Михайловича. Религиозный раскол, породивший раскольников и сторонни-ков изменений. Одной из самых известных раскольниц была боярыня Морозова. Боярыня Федо-сья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе. Дома ей прислуживало человек с 300, крестьян 8000. Ездила в дорогой карете. За нею шло рабов и слуг человек сто. Она открыто объявила бунт царю, патриарху Никону, увлекла и сестру свою- княгиню Урусову- в раскол. Иногда она могла раздать мешок денег неимущим во имя старообрядческой веры. Или нашить рубах для них, которые крестились двумя перстами. Царь пришел в ярость от ее подвигов. Он приказал схватить сестер и посадить в тюрьму. Их жестоко пытали. Царь предложил вернуть ей богатство, если она отречется от своих убеждений, но она осталась непреклонна. Тогда их отправили в Сибирь, бросили в холодную земляную тюрьму. Жестоких пыток она не перенесла и умерла..





Работа над темой.

Отвечают на вопросы.


Познавательные:

стремление научиться выполнять работу

данного вида, понимать заданный вопрос и строить

сообщение в устной форме; обобщать

мышления к новому

способу деятельности,

повторение изученного

материала, необходимого

для открытия «нового

знания».

(3 мин.)



выполнения задания по написанию сочинения.




Личностные:

формирование внутренней позиции

школьника на уровень положительного отношения к

обучению-


Коммуникативные:

формулирование

собственного мнения

3.Фиксация индивидуальных

затруднений в пробном действии.

Предварительная работа над вступлением.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.

(5 мин.)


Прежде, чем приступить к работе над сочинением, 4-я группа нам объяснит значение устаревших слов.


-Что такое подвиг?



- Можно ли назвать подвигом борьбу боярыни Морозовой за старую веру?



-Что такое отречение?


-Фанатизм?
















-Героический, самоотвер-

женный поступок.


-Можно, не каждый человек за свои убеждения готов идти до конца.


-«Отречься»- т.е.отказаться

От своего мнения.

- Страстная преданность своему делу, идеям и вере.




Информация о выполнении

задания:


Определяют «опорные слова».






Корректируют ответы друг друга.

Регулятивные: умение принимать самостоятельно

решение и действовать в соответствии с

поставленной задачей, выбор и

осуществление

эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные: выработка умения

слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения,

практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной

деятельности.







Познавательные: умение выделять положения,

формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

IV. Этап изучения нового материала

Цель: обучение работы над основной частью. (5 мин.)




























ФИЗМИНУТКА

Организует работу в парах.







Прием «Вхождение в картину».



-Как вы думаете, где и когда происходили события, изображенные на картине?

-Какой эпизод изобразил художник?

-Кто главный герой картины?

-Как изображена боярыня Морозова?

-Как она себя ведет?

-Почему для нее так важно это двуперстное знамение?

-Какие детали ее внешнего облика говорят об этом?

-Что подсказывает нам, что боярыня в напряжении?

-Какие задачи ставил перед собой автор?





Учащиеся в парах отвечают на вопросы, делают черновые записи.

-Рассматривают репродукцию картины, отвечают на вопросы.



Регулятивные:

обработка и

использование необходимой

информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование

информации,

самостоятельное

создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение выражать мысли

V. Этап реализации построенного проекта.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

(3 мин.)

Организует

индивидуальную работу учащихся по работе над планом основной части


Учащиеся выполняют задания:

Составляют план основной части.

Анализируют, обобщают

Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,

владение



-Композиция картины.

-Что является центром картины?

-Кого мы видим вокруг?

-Опишите юродивого, нищенку.

Составляют план сочинения.







1.В.И.Суриков-мастер исторического жанра.

2.Происходящее на картине:

а) Непоколебимая боярыня;

б) Сторонники Морозовой;

в) Противники раскольницы.

3.Впечатления, которые произвела на меня картина.



монологической

формами речи, контроль.

Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: отработка умения действовать с самопроверкой.(3 мин.)

Организует работу по составлению сочинения с помощью опорных слов.

- Как вы будете строить вступление к сочинению?

- Какой тип речи выберете?

-Какой тир речи будет использован в основной части?

-Что должно содержать заключение?

Самостоятельно выполняют учебную задачу.

Представляют свой вариант вступления.

Регулятивные:

работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание

возникновения трудностей и путей их преодоления.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование

информации, с применение алгоритма. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение

монологической и диалогической

формами речи.

VII.Этап включения в систему знаний.

Организует

индивидуальную работу по

Составляют план заключения

Определяют логическое

заключение, вывод

Познавательные:

построение цепи



Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации. (3 мин.)

написанию заключения.


Написать черновой вариант сочинения


Самостоятельно выполняют работу.



логических

рассуждений, вывода Регулятивные: осуществление

обработки и

использования необходимой информации;

самостоятельное планирование

действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,

IX.Этап рефлексии.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Слово учителя.


-Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в

подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Над чем предстоит

работать?

Письменно оформляют проанализированное.

Обмениваются написанным,

проверяют и КОРРЕКТИРУЮТ

работу в группах


корректируют и проверяют работы друг друга.

Осуществляют оценку урока и самооценку,

соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы.


-


Регулятивные:

Контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности.

Регулятивные:

адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.



Организует деятельность по применению полученных знаний.

Оказывает помощь учащимся при написании работ.

Письменно оформляют проанализированное.

Обмениваются написанным,

проверяют и КОРРЕКТИРУЮТ

работу в группах


корректируют и проверяют работы друг друга.

Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами.




Осуществляют оценку урока и самооценку,

соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы.


Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности.

Регулятивные:


IV. Домашнее задание. (1 мин.)

Предлагает написать чистовой вариант




Коммуникативные

создание сочинения-описания.


Просмотр содержимого презентации
«Открытый урок по Сурикову.1»

«Утро стрелецкой казни» В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

«Утро стрелецкой казни»

В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году.

В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

«Меншиков в Березове» П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Березове» У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра. 6

«Меншиков в Березове»

П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Березове» У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.

6

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на р. Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году.  6

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на р. Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году.

6

«Взятие снежного городка» 8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года Суриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее). 6

«Взятие снежного городка»

8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года Суриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее).

6

«Переход Суворова через Альпы» В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов.  Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова.  Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором. 6

«Переход Суворова через Альпы»

В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.

Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.

6

6

6

«Боярыня Морозова» В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. 6

«Боярыня Морозова»

В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.

6

1.В.И.Суриков  - мастер исторического жанра. 2.Происходящее на картине: 1). непоколебимая боярыня; 2) сторонники Морозовой; 3). противники раскольницы. 3.Уроки стойкости и верности  убеждениям 6

1.В.И.Суриков - мастер исторического жанра.

2.Происходящее на картине:

1). непоколебимая боярыня;

2) сторонники Морозовой;

3). противники раскольницы.

3.Уроки стойкости и верности убеждениям

6


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дзуцева Альбина Дзумарбековна

Дата: 08.08.2022

Номер свидетельства: 611560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине В.И.Сурикова "Боярыня Морозова" "
    ["seo_title"] => string(96) "podghotovka-uchashchikhsia-k-napisaniiu-sochinieniia-po-kartinie-v-i-surikova-boiarynia-morozova"
    ["file_id"] => string(6) "224106"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438497229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства