kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине В.И.Сурикова "Боярыня Морозова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по развитию речи учащихся в школе очень важна. Сочинение-описание картины служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать увиденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Предлагаю конспект урока по картине В.И.Сурикова "Боярыня Морозова" в 8 классе,цель которого-подготовка учащихся к написанию сочинения по картине; обогащать их словарный запас; развивать навыки диалогической и монологической речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине В.И.Сурикова "Боярыня Морозова" »

«ЖИЗНЬ ОТРЕЧЕНЬЯ, ЖИЗНЬ СТРАДАНЬЯ»

Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»

Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине; обогащать их словарный запас; развивать навыки диалогической и монологической речи.

Оборудование: репродукции картин В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Меньшиков в Березове», «Покорение Ермаком Сибири», автопортрет художника; карточка-информатор с планом сочинения; грамзаписи опер М. П. Мусоргского «Хованщина» и Р. Щедрина «Боярыня Морозова».

Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу.

В. И. Суриков

Ход урока

  1. Постановка целей и задач урока.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством Василия Ивановича Сурикова, подготовимся к написанию сочинения по картине «Боярыня Морозова». Учащиеся, которые работали в группах («лингвисты», «живописцы», «историки», «биографы»), представят нам интересные материалы.

Возьмите листочки, которые вы видите перед собой, и напишите, что вы ждете от сегодняшнего урока.

Нескольким учащимся дается задание составить диалог на тему: «В музее. У картины В. И. Сурикова».

  1. Сведения о художнике.

Учитель. Василий Иванович Суриков... Создатель грандиозных картин-эпопей, шекспировских по накалу страстей и мощи характеров героев. Его монументальные полотна необъятны, как мир! В них мы слышим говор тысячных толп, грохот сражений, в них гудит набат и раздаются стоны мятежных стрельцов. До нашего слуха доносятся вольные песни разинских ватаг и звон цепей опальной боярыни Морозовой. Глядя на полотна Сурикова, мы представляем истинного героя истории — народ!

Эта картина — гордость Третьяковской галереи, одна из вершин русской живописи. Произведение, которым восторгаются миллионы зри­телей, наших современников. В конце урока вы ответите на вопрос: «Что нового внес в русскую живопись В. И. Суриков своей картиной «Боярыня Морозова»?»

  • Какие картины В. И. Сурикова вы знаете?

  • Какая тема их объединяет? Чему они посвящены?

Демонстрируются репродукции картин.

  • Как вы думаете, к какому жанру живописи их можно отнести? (К жанру исторической живописи, мастером которой являлся художник.)

  • Давайте представим, что мы находимся в Москве, в Третьяковской галерее, а «живописцы» проведут нас по залам и расскажут о художнике.

«Живописцы». Посмотрите на автопортрет художника. Словно в века вглядывается этот немолодой человек. Спокойствием, силой веет от открытого лица мастера. 65 лет за плечами. И каких лет! Чуть устало глядят на нас глаза, видавшие и триумфальные вернисажи с жаркими объятиями, и газетные полосы, где что ни строка, то яд змеиный... Глаза, не знающие покоя... Все видеть, объять, понять! Заметить маленькую погрешность на огромном холсте, увидеть в толпе такую нужную, единственную, заветную натуру. Рассмотреть в массе знакомых — друга, товарища. Не проглядеть злодея. Непреодолимая воля угадывается в твердых скулах, в суровой линии рта, в гордой осанке. Полувековой непрестанный труд оставил на лице след каждодневных забот. Далеко в века глядит этот предельно честный, простодушный, мудрый человек. Коренной сибиряк. Суриков...

Учитель. А что мы знаем о нем?

«Биографы». Василий Иванович Суриков — выходец из старинного казачьего рода, предки его в XVI веке пришли с Ермаком воевать в Сибирь, в XVII веке бунтовали против московских воевод во время красноярского бунта. Детство прошло в суровом Красноярском крае, среди людей, не знавших крепостничества. Он рано лишился отца, стал кормильцем в семье. Учился иконописи у дяди. Золотопромышленник Кузнецов оказал материальную помощь, и Суриков поехал учиться в Академию художеств, которую успешно закончил. Получил почетную работу — выполнить часть росписи храма Спасителя в Москве.

Учитель. А кто из художников, чьи картины мы описывали ранее, тоже учился в Академии художеств?

Мы попробуем мысленно перенестись в то далекое прошлое, совершим путешествие во времени, попробуем почувствовать то, чем жили наши предки. А основным путеводителями будут картина «Боярыня Морозова» и отрывок из оперы М. Мусоргского «Хованщина».

  1. Работа по картине.

  • Созерцание картины под музыку (звучит отрывок из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина»).

  • Какую картину вы представили, слушая эту музыку?

  • Итак, представим себе: беспощадный XVII век. Правление царя Алексея Михайловича, прозванного в народе Тишайшим. В стране религиозный раскол. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Реформатор и защитник древних традиций. А подробнее расскажут нам об этих событиях «историки».

«Историки». Сегодня события той эпохи задернуты плотным пологом времени. Порой нам кажутся пустыми ожесточенные споры: креститься ли двумя перстами или тремя, писать ли имя Христа как «Исус» или «Иисус». Но в тот грозный год церковные нововведения раскололи Россию на два враждующих лагеря. Началом раскола стала идея патриарха Никона об изменении устаревших правил церковной службы. Царь Алексей Михайлович горячо поддержал Никона.

Количество сторонников старого обряда, противившихся реформе, исчислялось сотнями и тысячами. А во главе старообрядцев встал неистовый протопоп Аввакум. Боярыня Морозова была самой страстной его последовательницей. Она так и не покорилась. Их жестоко преследовала светская власть, они были прокляты церковным проклятием. Только совсем недавно, на Соборе 1971 года, Русская православная церковь сняла анафему со старообрядчества.

  • Какой же она была, боярыня Морозова, открыто объявившая протест царю, патриарху Никону, увлекшая сестру свою, княгиню Урусову, в раскол?

«Биографы». Феодосия Прокофьевна была дочерью старообрядца, в 17 лет вышла замуж за боярина Глеба Ивановича Морозова, одного из приближенных царя Алексея Михайловича. Овдовев, стала богатейшей женщиной России. В ее тереме на территории Кремля полы были из итальянской мозаики, во дворе гуляли павлины, а во время выезда боярской кареты ее сопровождало не меньше сотни слуг на конях. При этом боярыня много помогала нищим и убогим, была убежденной христианкой. Она оказала решительное сопротивление новым порядкам. Дом боярыни превратился в центр московского старообрядчества.

Царь долго не знал, что делать с бунтующей боярыней. Сначала были просьбы, увещевания со стороны близких пожалеть хотя бы единственного сына. Но боярыня осталась непреклонной. Царское терпение лопнуло. Морозову лишили всех владений, отравили любимого сына, ее приговорили к голодной смерти в остроге, где она и умерла 1 ноября 1675 года.

  • Словарно-семантическая работа.

Учитель. Перед тем, как анализировать картину, давайте задумаемся над некоторыми важными вопросами. Вы должны были поработать с толковым словарем и выяснить значение отдельных слов.

  • Что такое подвиг? (Героический поступок, совершенный человеком.)

  • Можно ли назвать подвигом борьбу боярыни за старую веру? (Нельзя, так как в ее деятельности нет ничего героического. Мы можем по-разному относиться к тому, во что верила Морозова, но человек, способный к борьбе за убеждения, достоин уважения.)

  • Что такое убеждения? (Твердый взгляд на что-либо, сложившееся у человека мировоззрение.)

  • Что такое отречение? (Отказ от своего мнения, от убеждений.)

  • Могла ли боярыня отречься? (Для Морозовой отречься — значит отказаться от убеждений, и она на это не идет.)

  • Что такое фанатизм? Можно ли сказать, что боярыня была фанатично предана своей вере?

  • Определите тему и идею произведения. (Тема — герой и толпа, идея — история не делается без народа. Это не только трагедия одной личности, а времени, всего народа.)

  • Итак, мы узнали некоторые факты из жизни художника Сурикова, об исторических событиях далекого прошлого, необходимых для понимания картины.

Ученик читает эпиграф — слова В. И. Сурикова, учитель комментирует.

  • У каждого художника своя манера работы над картиной. Как же создавалась «Боярыня Морозова»?

  • Сообщение об истории создания картины.

«Живописцы». В 1884 году художник полностью отдался работе над картиной: искал исторические материалы, писал десятки эскизов и этюдов. Композицию он решил построить на диагонали: движение начинается справа, с фигуры юродивого. Эта диагональ, уводя вдаль, держит на себе все персонажи и фигуру самой Морозовой — центр происходящего. Глубокие, оставленные полозьями колеи, волочащаяся по снегу солома, бегущий за санями мальчик так реальны, что заставляют поверить в движение накренившихся влево саней. Среди эскизов есть карандашный рисунок — своеобразная инсценировка будущей композиции; она была поставлена в Мытищах, где художник жил летом 1885 года, и разыграна крестьянами. О работе над персонажами художник сказал: «Каждого лица хотел смысл постичь». И постиг.

Юродивого он нашел на Хитровке, где тот торговал огурцами. Так на снегу и писал. Смеющегося священника, рассказывал художник, написал по памяти, спустя 30 лет после встречи. Посох, что у странника в руках, это богомолка проходила мимо. Крикнул ей: «Бабушка! Дай посох!» Она бросила посох, подумала, что это разбойник.

Учитель. А теперь самое время обратиться к картине.

  • Беседа по картине.

Во время беседы отдельные слова и сочетания слов записываются в тетрадь.

  • Где и когда происходят события, изображенные на картине? (В XVII веке, в Москве.)

  • Какой эпизод из тех далеких событий изобразил художник? (Тот момент, когда боярыню Морозову по приказу царя схватили и везут в ссылку.)

  • Как она изображена? (Сидящей в санях.)

  • Безучастна ли она к происходящему? Смирилась ли со своей участью? (Нет, поднята вверх рука с двуперстным знамением. Она пытается что- то сказать людям, которые столпились вокруг саней.)

  • Как художник передал, что двуперстное знамение важно для нее? (Боярыня высоко подняла руку с двумя распрямленными перстами, чтобы все видели, что она не отреклась.)

  • Мы не слышим, что говорит людям раскольница, но можем понять. Что именно? (Не надо ее жалеть, не надо плакать, надо стоять за веру.)

  • Как вы считаете, смог ли художник показать, что женщина вернулась из темницы, где ее пытали? Опишите ее лицо, одежду. (Бледное, мертвенное, бескровное лицо, щеки впалые, заострившийся нос. Одета во все черное — цвет траура.)

  • Но есть в облике и нечто другое. О чем говорит ее взгляд? (Исступленный, страшный, кажется, испепелит каждого. Героиня не сломлена.)

  • О чем говорит поза? (О внутреннем напряжении; судорожно вытянутые ноги, вцепившаяся в край саней рука. Вспоминаются слова протопопа Аввакума: «Кидаешься ты на врага аки лев!»)

  • Есть ли на картине те, кто не понимает, что происходит? (Мальчик, бегущий за санями, не понимает трагедии. Для него это возможность побегать, порадоваться морозу и поразвлекаться.)

В левой стороне картины перед смеющимся священником стоит юноша, пристально вглядываясь в происходящее. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова, он как бы вспоминает свои отроческие впечатления: «Мощные люди были. Сильные духом. А нравы жестокие были, совсем XVII век».

Рассматривая картину, мы увидели живых людей, угадали их чувства, настроения. Сколько жизни, движения в этой картине! Критик В. Стасов писал: «Суриков — просто гениальный человек. Подобной исторической картины у нас не бывало. Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории».

  • А как вы думаете, зачем мы сегодня обращаемся к «делам давно минувших дней»? (Каждый народ живет не только сегодняшним днем, у каждого народа своя история, которую надо знать, и картина помогает лучше понять прошлое.)

  • Составление плана сочинения.

  • Давайте вспомним, по какому плану строится описание картины. Обратимся к карточке-информатору.

План

1. В. И. Суриков – мастер исторической живописи.

2. Описание персонажей картины:

а) непоколебимая раскольница;

б) сочувствующие и колеблющиеся;

в) противники Морозовой.

3. Колорит картины.

4. Вызывает ли у зрителей сострадание образ боярыни?

  • Работа над композицией и текстом сочинения.

  • Как вы будете строить вступление — описывать или рассказывать? (Это будет рассказ о художнике и его картине.)

  • Какой тип речи вы выберете? (Повествование.)

  • Составьте устно вариант вступления.

  • О чем будете писать в основной части? (Описывать изображенное на картине.)

  • Что является центром картины? (Сани, на которых сидит опальная боярыня.)

  • Обратите внимание на то, что сани словно движутся справа налево, разрезая толпу по диагонали. Что дает зрителям такая диагональная композиция? (Такая композиция выбрана, чтобы выигрышно показать героев картины, они повернуты лицом к зрителям, и мы можем их лучше рассмотреть.)

  • Художник показал раскол толпы на два разных лагеря. Всмотримся в лица. Где больше сочувствующих, а где враждебно настроенных к боярыне? (Справа — больше сочувствующих, слева — враждебных.)

  • Сам художник говорил: «Суть исторической картины — угадывание». Постараемся угадать, какие чувства переживают те, кто столпился у саней. Выберите одного из героев, устно опишите его и попробуйте угадать его мысли. (На переднем плане — юродивый. Это традиционный персонаж старой Руси. Народ им верил и покровительствовал. Он сидит прямо на снегу. Рубаха разорвана и не спасает от холода. На голове — кусок тряпки. На шее — огромная цепь. Это самый жалкий персонаж, но в нем чувствуется сила духа, он открыто проявляет сочувствие. Он единственный поднял руку с двуперстием.

Рядом нищенка. Старая, изможденная, опирается на палку, в темном платке, заплатанной одежде, у нее сума, в которой милостыня. Она протянула руку, словно хочет помочь боярыне. На лице — жалость, сострадание.

Девочка за нищенкой — нарядная синяя шуба, желтый платок. Красивое печальное лицо, склонилась в поклоне. Сочувствует Морозовой.)

  • А есть ли такие, кто не сочувствует боярыне? Как они реагируют на ее появление? (Злорадно смеются, зло усмехаются, смеется купец, поп злорадствует.)

  • Почему на заднем плане картины художник изобразил купола церкви?

  • Что такое колорит? Предоставим слово «живописцам».

«Живописцы». В колорите повторены цвета русского пейзажа. Изучая живопись старых мастеров, Суриков создал свой живописный язык картины. Художник понимал, какой огромной силой должен обладать центральный образ, чтобы он не потерялся в толпе, а вызвал горячее сочувствие, возмущение, поэтому так много цветов и оттенков.

  • Какие цвета преобладают? (Трудно ответить, так как краски очень разнообразны. Пестрота толпы, по замыслу художника, должна контрастировать с черным (монашеским) одеянием боярыни, но поверх черного отблески снега — зеленые, коричневые, синие мазки. Она не должна выбиваться из общего колорита, а является сгустком всех оттенков цвета.)

  • Составьте устно вариант основной части сочинения.

  • Сформулируйте заключение. (Картина не просто открывает границы прошлого. Она призывает задуматься над сложными вопросами: о подвиге, людях, которые жертвуют собой ради идеи, о мужестве, о сострадании, которые свойственны русскому национальному характеру.)

  • Следовательно, заключительная часть — это рассуждение. Назовите его признаки.

  • Составьте устно заключительную часть творческой работы.

  • Словарно-семантическая работа.

  • Сегодня на уроке нам встретились незнакомые слова, давайте еще раз поработаем с ними. «Лингвисты» проведут диктант, объяснят значения слов.

Подвиг, убеждение, отречение, фанатизм, колорит, композиция, репродукция, старообрядцы, раскольники, юродивый, нищенка, монашка, двуперстное знамение, заточение, иноверец, простонародье.

  • Диалог у картины «Боярыня Морозова».

  • В начале урока ребята получили задание составить диалог на тему: «В музее. У картины В. И. Сурикова». Давайте вспомним основные требования к диалогу: не допускать отклонения от темы; быть убедительным; четко выражать свои мысли; соблюдать правила общения (не перебивать собеседника, поощрять его к высказыванию своего мнения, с интересом и доброжелательностью выслушивать его, выражать несогласие с позицией другого так, чтобы не обидеть его); соблюдать нормы литературного языка.

Учащиеся разыгрывают составленный диалог. Учитель рекомендует использовать отдельные фрагменты диалога при написании сочинения.

  1. Выводы.

Учитель. Личность боярыни, сила ее духа, несгибаемая воля были так сильны, что до сих пор люди не остаются равнодушными к судьбе этой мужественной женщины и спустя века посвящают ей свои стихотворения. Так, наша современница, Анна Сычева, в 1999 году написала «Посвящение боярыне Морозовой».

Учащийся читает стихотворение.

Озверевшая чернь завыла,

Но, подняв, словно скипетр, перст

Двусложённый, вокруг осенила,

С деревянным лицом Ярила,

Принимая свой скорбный крест.

Сколько власти в движении было,

Что умерили кони бег,

В хриплом голосе столько силы.

Только челядь, божась, отступила

На обочину в рыхлый снег.

Когда-то поэт А. Радищев сказал гордые слова:

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? –

Я тот же, что и был и буду весь свой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек.

Подойдите ближе к картине «Боярыня Морозова». Всмотритесь в бледный лик яростной проповедницы, и вас поразит огонь неукротимости, несломленности Морозовой.

«Не раб, но человек!» — провозглашает Суриков в своих полотнах-эпопеях. Он утверждает вольную душу народа, испытавшего немало горя и бед, но оставшегося сильным, честным и добрым.

  • Понравился ли вам урок? Прочитайте то, что вы записали на листочках.

  • Оправдались ли ваши ожидания?

  1. Написание сочинения по картине.

Работу школьников сопровождает звучании отрывка из оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова».

  1. Домашнее задание.

Закончить начатую в классе работу над написанием сочинения по картине В. И. Сурикова.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине В.И.Сурикова "Боярыня Морозова"

Автор: Дёмина Марина Александровна

Дата: 02.08.2015

Номер свидетельства: 224106


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства