Самостоятельная работа . Заполнить таблицу, анализируя примеры (карточка №2) Проецируется таблица.Слайд №1. Часть речи | Вопросы, значение | Морфологические признаки | Синтаксическая роль | Местоимение | | | | Работа по группам. Каждой группе даны задания. После выполнения один учащийся из группы выходит к доске и отвечает на поставленные вопросы. 1 группа На карточке в 3 столбика записаны местоимения: Кто-то | твой | несколько | никто | такой | столько | мы | наши | сколько | - На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках (в 1 столбике – кто? во 2 – какой? чьи? в 3 – сколько?) - Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы? - Сделайте вывод, какие части речи способны заменять местоимения. Вывод : местоимения способны заменять самостоятельные части речи, они указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их. Словарная работа. Этимология слова «местоимение». Слайд №2. 2 группа - работа с текстом. - Найдите местоимения в предложениях и определите их синтаксическую роль. Стояли тёплые, тихие дни: такие дни случаются в начале осени. Через несколько часов стемнеет. - Сделайте вывод: роль каких частей речи играют местоимения в предложениях? На какие вопросы они отвечают? Какими членами предложения бывают? ВЫВОД: местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той части речи, которую заменяет местоимение. Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. 3 группа – определите морфологические признаки выделенных местоимений , сделайте вывод Нас устраивают правила. Кому-то принесли от мастера ларец. Она быстро уходила прочь. Он давно мечтал о мягкой игрушке. Вывод: Местоимения изменяются по падежам, а некоторые по числам и родам. Заполняем таблицу. Работа в паре: редактирование текста В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком. - Что в этом тексте не так? - Замените часто повторяющееся слово местоимением. Запишите исправленный текст в тетрадях. -Сделайте вывод: нужны ли в нашей жизни (речи) местоимения? Если нужны, то для чего? В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. Вывод: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь. Самостоятельная работа :Упр. 483 учебника (с. 68) Найдите недочеты в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде. 1. Я заходил к учительнице, но их (не)было дома. 2. После сна первый отряд пош___л в лес. Они долго (не)возвращались. 3. Враг был силён, но они скоро сд___лись. 4. Собач___нке было три недели, и у него начали прорезат(?)ся глаза. - Сделайте вывод об уместности такого количества местоимений в речи и о правильности их употребления. Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями не стоит, также нужно избегать недочётов в их употреблении. |