kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку " Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии ФГОС для учащихся 6 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку " Местоимение"»

Технологическая карта урока .

Класс

6 класс

Место урока

Морфология. Местоимение.

Тема урока

Местоимение как часть речи

Уровень изучения

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника, электронных ресурсов.

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): морфология, часть речи, значение, местоимение, вместо имени,морфологические признаки.

Краткое описание: урок открытия новых знаний. Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, доска, компьютер.Учебник: « Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/ - М.: Просвещение, 2019г.


БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


Этап 1.1 Мотивирование на учебную деятельность

Здравствуйте.дети! Чтобы учебный день принёс вам радость, начнём урок с эмоциональной зарядки(учитель читает стихотворения. совершая движения).\

Здравствуй, мир! Это я!

А вокруг страна моя!

Я легко к земле нагнусь,

К каждой ветке прикоснусь,

Влево, вправо повернусь,

По округе пробегусь.

Стал я бодрый и весёлый,

Здравствуй же, родная школа!

Здравствуй же, страна моя!

Здравствй. Мир1

Проснулся я!

А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, принимаемся за работу.Откроем тетради, запишем число.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

.Фронтальный опрос . Беседа.

Вопрос: Каким словом закончилась эмоциональная зарядка? К какой части речи оно принадлежит?(Местоимение)

Назовите все местоимения из этого текста?(Карточка №1)

Здравствуй, мир! Это я!

А вокруг страна моя!

Я легко к земле нагнусь,

К каждой ветке прикоснусь,

Влево, вправо повернусь,

По округе пробегусь.

Стал я бодрый и весёлый,

Здравствуй же, родная школа!

Здравствуй же, страна моя!

Здравствй. Мир1

Проснулся я!

)Как вы думаете, вы назвали все местоимения? Почему не смогли назвать все местоимения? Что нужно знать, чтобы справиться с заданием?Это и есть тема нашего урока: Местоимение как часть речи. Запишите тему урока.





Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься.

Давайте сформулируем цель нашего урока.Что нам надо узнать? Чему надо научиться? \

1. выявить общее грамматическое значение, вопросы.

2. познакомиться с морфологическими признаками.

3. научиться определять синтаксическую роль





Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала


Самостоятельная работа . Заполнить таблицу, анализируя примеры (карточка №2)

Проецируется таблица.Слайд №1.

Часть речи

Вопросы, значение

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Местоимение





Работа по группам.

Каждой группе даны задания. После выполнения один учащийся из группы выходит к доске и отвечает на поставленные вопросы.

1 группа

На карточке в 3 столбика записаны местоимения:


Кто-то

твой

несколько

никто

такой

столько

мы

наши

сколько


- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках (в 1 столбике – кто? во 2 – какой? чьи? в 3 – сколько?)

- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?

- Сделайте вывод, какие части речи способны заменять местоимения.

Вывод : местоимения способны заменять самостоятельные части речи, они указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их.

Словарная работа. Этимология слова «местоимение». Слайд №2.

2 группа - работа с текстом.

- Найдите местоимения в предложениях и определите их синтаксическую роль. Стояли тёплые, тихие дни: такие дни случаются в начале осени. Через несколько часов стемнеет.

- Сделайте вывод: роль каких частей речи играют местоимения в предложениях? На какие вопросы они отвечают? Какими членами предложения бывают?

ВЫВОД: местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той части речи, которую заменяет местоимение. Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

3 группа – определите морфологические признаки выделенных местоимений , сделайте вывод

  1. Нас устраивают правила.

  2. Кому-то принесли от мастера ларец.

  3. Она быстро уходила прочь.

  4. Он давно мечтал о мягкой игрушке.

Вывод: Местоимения изменяются по падежам, а некоторые по числам и родам.

Заполняем таблицу.

Работа в паре: редактирование текста

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

- Что в этом тексте не так?

- Замените часто повторяющееся слово местоимением. Запишите исправленный текст в тетрадях.

-Сделайте вывод: нужны ли в нашей жизни (речи) местоимения? Если нужны, то для чего?

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Вывод: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.

Самостоятельная работа :Упр. 483 учебника (с. 68) Найдите недочеты в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Я заходил к учительнице, но их (не)было дома.

2. После сна первый отряд пош___л в лес. Они долго (не)возвращались.

3. Враг был силён, но они скоро сд___лись.

4. Собач___нке было три недели, и у него начали прорезат(?)ся глаза.

- Сделайте вывод об уместности такого количества местоимений в речи и о правильности их употребления.

Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями не стоит, также нужно избегать недочётов в их употреблении.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения



Письмо под диктовку.

- Запишите предложения.

- Подчеркните в них местоимения как члены предложения.

1. Теперь я могу сказать вам, кто пойдёт на экскурсию. 2. Что с тобой происходит? 3. Ей так и не удалось узнать меня.4. Кто-то бросил в шапку несколько рублей. 6. О себе я расскажу .


     Прочитай.Спиши. Подчеркни местоимения и существительные, вместо которых они употреблены.


 Летом на тополях появляется пух. Он покрывает толстым слоем дороги, крыши домов. Лёгкие пушинки залетают в окна. Они приносят много хлопот хозяйкам.

Люди вывели новое тополиное дерево. Оно рано зеленеет и не даёт пух.

Вывод: местоимения являются средством связи предложений в тексте.




Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Самостоятельная работа. Тест.

– А сейчас мы проверим полученные знания о местоимении с помощью теста.

1.Обведи кружочком правильный ответ:
а) местоимение обозначает предмет;
б) местоимение указывает на предмет;
в) местоимение называет предмет.

2. Прочитай предложения. Вставь пропущенные местоимения.
Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха не взглянула, лишь с очей прогнать … велела.

3.Поставь местоимения в нужном падеже.
С (ты) – …
На (вы) – …
О (они) – …

4.Составь и напиши словосочетания, употребляя местоимения в скобках.
встретил (я) …
встретил (вы) …
встретил (мы) …

Проверка: А теперь сделаем взаимопроверку. Поменяйтесь работами .




Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни


Работа в группах. Шарады.

Каждая группа получает задание на карточке: разгадать шараду.

  1. Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье – слог второй,

А в целом - столик школьный твой. (Пар-та.)



  1. Первый слог – личное местоимение,

Второй – детская болезнь.

А целое – тот предмет, который

Выбрасывают, когда он нужен,

И поднимают, когда он не нужен. (Я-корь.)



  1. Начало – буква в слове «плот»,

Конец – местоимение.

А середина – пара нот.

Все вместе – поощрение. (Премия.)



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Задание 1. Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

А) 2 Б) 4 В) 6 Г) 7

(1)Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? (2)Ученые из разных стран решили, что это книга. (3) Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. (4)Потому что появление всех этих чудес техники стало возможно благодаря книге.

(5)И сегодня, несмотря на компьютер и электронные средства коммуникации, книга не утратила своего значения. (6)Она по-прежнему остается самым надежным носителем  и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. (7)Пока книга – самый долговечный аккумулятор знаний.

Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

А) 2 Б) 4 В) 6 Г) 7

Задание2. Найдите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде :

1_Друзей, вероятно, нет дома. В ихней квартире окна тёмные. (Друзей, вероятно, нет дома. В их квартире окна тёмные).

2.Молодёжь на привале шутила. Они не чувствовали усталости. (Молодёжь на привале шутила. Она не чувствовали усталости).




Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Спишите. Поставьте местоимения в нужной форме.

1) Берёз пахучие сережки звенели тихо надо (я). 2) А розовое облако с..яет, как будто очень весело (оно). (С. Смирнов.) 3)  И царица у окна села ждать (он) одна. 4) На (он) она взглянула, тяжелешенько вздохнула. 5) (Она) в приданное дано было зеркальце одно.. (А. Пушкин.)



Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Задание. Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами, в состав которых входят местоимения.

Потерять самообладание; нечто неопределенное; смотреть внимательно; искусный мастер; очень сильно спешить; скучать от безделья; чувствовать себя неловко; беспрестанно оглядываться.

(Для справок : Не в своей тарелке; во все глаза; выйти из себя; нестись на всех парусах; от нечего делать; ни то ни се; на каждом шагу; на все руки мастер.)




Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Понятна ли для вас тема? Какие есть вопросы?

- Что вы сегодня узнали нового? Со всеми ли заданиями справились?

- Удалось ли/ Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? Какая цель была поставлена?
- Слова "помощники":

Повторили Я повторил(а)

Изучили Я узнал(а)

Узнали Я научился(ась)

Проверили Мне пригодится

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, вы можете их задать.



Этап 5.1. Рефлексия


Самооценка обучающихся.

- Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите листочки жёлтого цвета с местоимением МЫ; если вы продуктивно работали самостоятельно и в группе, то возьмите зелёные листочки с местоимением Я. Давайте украсим древо знаний вашими ответами.(На доске макет дерева)

Урок сегодня был удачный!

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались!

А вам понравилось, друзья?


Этап 5.2. Домашнее задание

Задания на выбор:

  1. Выписать из отрывка изучаемого художественного произведения местоимения. Провести эксперимент: заменить местоимения другими частями речи.

2.Спиши предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

 

1.Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на …. прекрасное впечатление.

2. Я вчера весь вечер звонил другу , но у … постоянно было занято.

3. … учусь с Володей с первого класса. Я очень хорошо знаю … и давно дружу с … .

4. У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

 






3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку " Местоимение"

Автор: Наталья Михайловна Каверзина

Дата: 22.01.2024

Номер свидетельства: 644406

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок русского языка "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(53) "urok_russkogho_iazyka_miestoimieniie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "435519"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509378423"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок русского языка «Местоимение как часть речи»"
    ["seo_title"] => string(48) "urok_russkogo_iazyka_mestoimenie_kak_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "571299"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611557798"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Презентация к урокам русского языка "Местоимение" для учащихся начальных классов "
    ["seo_title"] => string(96) "priezientatsiia-k-urokam-russkogho-iazyka-miestoimieniie-dlia-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "217342"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433318703"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок русского языка "Местоимение""
    ["seo_title"] => string(36) "urok_russkogho_iazyka_miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "453890"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517410582"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Презентация по русскому языку "Местоимение""
    ["seo_title"] => string(44) "prezentatsiia_po_russkomu_iazyku_mestoimenie"
    ["file_id"] => string(6) "553208"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1592027578"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства