Урок по русскому языку для 8класса на тему "Общие сведения о русском языке. Язык и культура. Повторение разделов науки о языке".
Урок по русскому языку для 8класса на тему "Общие сведения о русском языке. Язык и культура. Повторение разделов науки о языке".
Данный урок позволяет расширить и углубить представление учащихся о развитии и богатстве русского языка; совершенствовать культуру устного и письменного речевого общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку для 8класса на тему "Общие сведения о русском языке. Язык и культура. Повторение разделов науки о языке".»
Учитель русского языка и литературы
Собеская Тамара Ивановна
Школы – гимназии №22
г.Астаны Республики Казахстан
8 класс
Тема урока: Общие сведения о русском языке. Язык и культура. Повторение разделов науки о языке.
Цель урока: расширить и углубить представление учащихся о развитии и богатстве русского языка; совершенствовать культуру устного и письменного речевого общения.
Ход урок
I.
1.Орг. Момент.
–приветствие учителя
– знакомство с курсом 8 класса.
2.Слово учителя. Зачитывается стихотворение.
Слова, слова.
Всему название дано - и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз - над нам и под нами,
И всё, что в памяти у нас,- означено словами.
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно - давно привычно нам, другое -незнакомо.
Язык - и стар, и вечно нов! И это так прекрасно-
В огромном мире - море слов- купаться ежечасно!
II.Погружение в тему
Слово учителя. Все живые языки постоянно развиваются, совершенствуются, изменяются, они имеют своё прошлое и настоящее, в котором зарождаются элементы будущего состояния языка. При этом язык неизменно выполняет своё важнейшее назначение - служит средством общения. Язык- хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времён, поколений. Изменения в языке происходят постоянно. Наиболее устойчивым является синтаксический строй языка, наиболее изменчивым - его лексический состав.
Именно лексика особенно быстро откликается на всё новое, что появляется в общественной жизни, науке, технике, искусстве, быту.
Каждый из нас обладает несметным богатством, необходимо только правильно пользоваться им, чтобы оценить его в полной мере. Этот дар, это сокровище - наш язык. Что значит любить свой язык? Если бы всё в жизни подчинялось логике, наверное, существовала бы формула, объясняющая, из чего состоит такая любовь.
В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет.
Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.
(М.Пришвин)
-Используя конструкции, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым, продолжите предложения.
Слово-…
Слово и Человек-…
Слово и дело-…
3.На каждую парту раздаются карточки с высказываниями о языке.
Карточка 1
Задание. Прочитайте высказывания о языке. Что показалось особенно интересным, необычным? Запишите это в тетрадь.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. ( А. Куприн)
Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (А.Толстой)
Карточка 2
Задание. Прочитайте высказывания о языке. Что показалось особенно интересным, необычным? Запишите это в тетрадь.
В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке. Язык- это жизнь народа.(К.Ушинский)
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М.Горький)
III.Практикум
Фонетический разбор: язык, рукописи
Определите способ связи в словосочетаниях
Язык Пушкина ( упр.) древнегреческий язык(соглас.) языковые явления(соглас.) тянуть за язык(управ.) хорошо говорить(примык.)
3.Владимир Иванович Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», закрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по различиям в языке: одно слово в разных местах имеет различный смысл; и наоборот- в каждой области есть свои слова, особые.
4.Давайте проверим, умеем ли мы слушать русское слово, слушать его так, чтобы само звучание подсказывало нам его значение. Я сейчас буду называть русские слова, которые мы уже не употребляем в современной речи, но их корни стали основой других, знакомых нам слов. Ваша задача-назвать слово, которым мы сейчас передаём это самое же значение.
А) чугунка- железная дорога
Б)ветрило-парус
В) юница-девочка
Г) сродник- родственник
Д) зарукавье-браслет
Е)провинка-ошибка
Ж)хитник-вор
5.Интеллектуальный блиц-опрос
А) Утка крякает, петух кукарекует, воробей чирикает, а индюк-? (кулдыкает)
Б) Найдите одно прилагательное, которое подходит сразу к трём существительным: Дунай, небо, кровь? (голубой)
В) Какой день недели на Руси называли переломом?(среда)
Г) Переведите с древнерусского на современный язык « баюшки-баю»? (сказочки сказываю)
Д) В России этим словом называют музыканта, а во Франции управляющего.Назовите это слово. (дирижёр)
Е) Переведите со словенского языка «младо лето» (весна)
Как вы считаете, наша школа красивая? Она не только снаружи красивая, но и внутри. И даже внутри еще больше, чем снаружи.
Потому что главное в нашей школе не зДание , а зНание.
Разница всего в одной букве, а какая большая разница!
Когда ты выйдешь из школы, здание останется, а знание ты унесешь с собой.
Но школа от этого не обеднеет. Сколько людей выносят из школы знание, а оно в ней не уменьшается и не уменьшится никогда.
Вот почему школа у нас такая красивая. О красоте нужно судить не по зДанию, а по зНанию.
(Ф.Кривин)
Слово- основная единица языка. Богатство русского языка заключается в его разнообразной языковой системе, в морфологическом и синтаксическом потенциале, в многообразии изобразительно-выразительных средств.
V. Стартовый тест
VI.Выводы по уроку: Что смогли вспомнить из изученного?