kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку для 8класса на тему "Общие сведения о русском языке. Язык и культура. Повторение разделов науки о языке".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет расширить и углубить представление учащихся о развитии и богатстве русского языка; совершенствовать культуру устного и письменного речевого общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку для 8класса на тему "Общие сведения о русском языке. Язык и культура. Повторение разделов науки о языке".»

Учитель русского языка и литературы

Собеская Тамара Ивановна

Школы – гимназии №22

г.Астаны Республики Казахстан

8 класс

Тема урока: Общие сведения о русском языке. Язык и культура. Повторение разделов науки о языке.

Цель урока: расширить и углубить представление учащихся о развитии и богатстве русского языка; совершенствовать культуру устного и письменного речевого общения.

Ход урок

I.

1.Орг. Момент.

–приветствие учителя

– знакомство с курсом 8 класса.

2.Слово учителя. Зачитывается стихотворение.

Слова, слова.

Всему название дано - и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз - над нам и под нами,

И всё, что в памяти у нас,- означено словами.

Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:

Одно - давно привычно нам, другое -незнакомо.

Язык - и стар, и вечно нов! И это так прекрасно-

В огромном мире - море слов- купаться ежечасно!

II.Погружение в тему

Слово учителя. Все живые языки постоянно развиваются, совершенствуются, изменяются, они имеют своё прошлое и настоящее, в котором зарождаются элементы будущего состояния языка. При этом язык неизменно выполняет своё важнейшее назначение - служит средством общения. Язык- хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времён, поколений. Изменения в языке происходят постоянно. Наиболее устойчивым является синтаксический строй языка, наиболее изменчивым - его лексический состав.

Именно лексика особенно быстро откликается на всё новое, что появляется в общественной жизни, науке, технике, искусстве, быту.

Каждый из нас обладает несметным богатством, необходимо только правильно пользоваться им, чтобы оценить его в полной мере. Этот дар, это сокровище - наш язык. Что значит любить свой язык? Если бы всё в жизни подчинялось логике, наверное, существовала бы формула, объясняющая, из чего состоит такая любовь.

1.Работа в парах: решение уравнения

Любовь к родному языку= ?+?

Социализация: Ответственность, грамотность, уважение, знание, увлечённость ( ответы учениц записываются на доске)

2. Прочитайте текст (распечатать на парты)

- Объясните смысл названия.

 -Какие слова употребляются в переносном значении?

                                                  Слово-звезда

   В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

   Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

    Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет.

   Человека того нет, а слово остается и летит из поколения  в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.

                                                                                                 (М.Пришвин)

-Используя конструкции, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым, продолжите предложения.

Слово-…

Слово и Человек-…

Слово и дело-…



3.На каждую парту раздаются карточки с высказываниями о языке.

Карточка 1

Задание. Прочитайте высказывания о языке. Что показалось особенно интересным, необычным? Запишите это в тетрадь.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. ( А. Куприн)


Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (А.Толстой)



Карточка 2

Задание. Прочитайте высказывания о языке. Что показалось особенно интересным, необычным? Запишите это в тетрадь.

В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке. Язык- это жизнь народа.(К.Ушинский)

Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М.Горький)



III.Практикум

  1. Фонетический разбор: язык, рукописи

  2. Определите способ связи в словосочетаниях

Язык Пушкина ( упр.) древнегреческий язык(соглас.) языковые явления(соглас.) тянуть за язык(управ.) хорошо говорить(примык.)

3.Владимир Иванович Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», закрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по различиям в языке: одно слово в разных местах имеет различный смысл; и наоборот- в каждой области есть свои слова, особые.

Например: крапива – стрекава, зеркальце-глядильцо, башмаки-выступки.

4.Давайте проверим, умеем ли мы слушать русское слово, слушать его так, чтобы само звучание подсказывало нам его значение. Я сейчас буду называть русские слова, которые мы уже не употребляем в современной речи, но их корни стали основой других, знакомых нам слов. Ваша задача-назвать слово, которым мы сейчас передаём это самое же значение.

А) чугунка- железная дорога

Б)ветрило-парус

В) юница-девочка

Г) сродник- родственник

Д) зарукавье-браслет

Е)провинка-ошибка

Ж)хитник-вор

5.Интеллектуальный блиц-опрос

А) Утка крякает, петух кукарекует, воробей чирикает, а индюк-? (кулдыкает)

Б) Найдите одно прилагательное, которое подходит сразу к трём существительным: Дунай, небо, кровь? (голубой)

В) Какой день недели на Руси называли переломом?(среда)

Г) Переведите с древнерусского на современный язык « баюшки-баю»? (сказочки сказываю)

Д) В России этим словом называют музыканта, а во Франции управляющего.Назовите это слово. (дирижёр)

Е) Переведите со словенского языка «младо лето» (весна)

Ж) Скажите по-гречески «время наблюдаю» (гороскоп).

IV.Микроитог

Как вы считаете, наша школа красивая? Она не только снаружи красивая, но и внутри. И даже внутри еще больше, чем снаружи.

       Потому что главное в нашей школе не зДание , а зНание.

       Разница всего в одной букве, а какая большая разница!

       Когда ты выйдешь из школы, здание останется, а знание ты унесешь с собой.

       Но школа от этого не обеднеет. Сколько людей выносят из школы знание, а оно в ней не уменьшается и не уменьшится никогда.

       Вот почему школа у нас такая красивая. О красоте нужно судить не по зДанию, а по зНанию.                            

                                                                                                        (Ф.Кривин)

Слово- основная единица языка. Богатство русского языка заключается в его разнообразной языковой системе, в морфологическом и синтаксическом потенциале, в многообразии изобразительно-выразительных средств.



V. Стартовый тест

VI.Выводы по уроку: Что смогли вспомнить из изученного?

Дом.задание:упр.1(устно), упр.7 стр. 7( письм)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Собеская Тамара Ивановна

Дата: 27.01.2017

Номер свидетельства: 384407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "220909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434960765"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства