Просмотр содержимого документа
«Урок освоение новых знаний. Тема урока " Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.»
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Цель: совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми согласными в корне; отрабатывать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.
Задачи:
способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию; • развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей; • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
Формируемые УУД:
Личностные
* развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные
*Учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.
* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Познавательные
*Пользоваться словарями и справочным материалом учебника.
* Ориентироваться в учебном материале:
определять круг своего незнания;
осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока.
* Уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам корня: для непроизносимых согласных.
Регулятивные
* выполнять действия по намеченному плану, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.
* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
* Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: проектор, сигнальные карточки, толковый словарь, карточки для каждой группы ( 4 карточки), конверт с разноуровневыми карточками ( по 2 для каждого человека),карточка с домашним заданием, Конституция, рисунок России.
Основной методобучения - деятельностный.
Метод решения учебной проблемы – подводящий к открытию знаний диалог.
Формы работы – фронтальная, групповая, дифференцированный подход, самостоятельная работа, использование
Последовательность этапов:
Формирование психологического настроя на предстоящий урок – 1 мин.
Минутка чистописания – 7 мин.
Постановка цели и задач урока 2 мин.
Актуализация знаний 5 мин.
Первичное усвоение новых знаний 5 мин.
Первичная проверка понимания – 2 мин.
Физминутка – 2 мин.
Первичное закрепление 7 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Итог урока – 5 мин.
Литература:
«Деятельностный метод обучения. Описание технологии, конспекты уроков 1-4 классы»/ авт. – сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. – Волгоград: Учитель, 2010
И.В. Куклева «Непроизносимые согласные в корне слова» (интернет ресурсы)
В. Волина «Этимологический словарь» Москва: Аст-Пресс, 2000
Т.П. Лакоценина «Необычные уроки в начальной школе» (часть 2) –
– Ростов - на – Дону, ЗАО «Книга», «Учитель», 2010.
Ход урока
Оргмомент. Психологический настрой.
Здравствуйте ребята!
Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Т.Н.
Обратите внимание возле каждого из вас лежат кружочки красного и синего цвета. Покажите мне, с каким настроением каждый из вас начинает урок? Если с хорошим, то покажите красный кружок, если с тревожным, то синий.
Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Пусть ваша улыбка поднимет настроение другим.
Чистописание. Повторение.
Я задумала слово. Вы сейчас будете отгадывать буквы и записывать в тетради только строчные буквы, а затем попробуете сказать, какое слово я задумала.
ИЗВЕСТНЫЙ
Запишите букву безударного гласного в корне слова – ЛИСА
Запишите букву парного согласного на конце слова - МОРОЗ
Запишите букву парного согласного на конце слова – РУКАВ
Запишите букву безударного гласного в корне слова - ХЛЕБА
Запишите букву удвоенного согласного в слове – ИСКУССТВО
Запишите букву парного согласного в слове – ПЛОТ
Запишите удвоенную согласную в слове – ДЛИННЫЙ
Запишите гласную букву, у которой нет заглавной буквы- Ы
Запишите букву, которая обозначает всегда мягкий, звонкий согласный звук –Й.
- Ребята так какое слово я задумала?
ИЗВЕСТНЫЙ
( на доске спрятано, проверим !) – эталон
Постановка цели и задач урока.
ИЗВЕСТНЫЙ
На какие 2 группы можно разделить буквы?
Назовите гласные.
Назовите согласные.
Что мы видим в корне слова?
Дети: «опасное место», т.е. произношение часто не совпадает с написанием.
А как называется это опасное место?
Дети: непроизносимый согласный в корне слова.
Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( Слайд
Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова
Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Чем мы будем заниматься сегодня на уроке.?
Дети: Проверять непроизносимые согласные. Подбирать проверочные слова к ним.
Будем совершенствовать умение проверять и правильно писать слова с непроизносимой согласной, развивать свою речь и орфографическую зоркость.
Актуализация знаний
Повторить алгоритм ( Слайд )
О ком мы можем сказать « известный»
Дети: О поэте, космонавте и т.д.
Составьте предложение с этими словами.
Дети: А. С. Пушкин известный русский поэт.
Какие сказки Пушкина вы знаете?
О чем мы можем сказать « известный»?
Дети: О празднике.
Верно. 12 декабря наша страна будет отмечать известный праздник – День конституции. ( книга, слайд)
-Хорошо читающий ученик: читает из толкового словаря ( Что такое конституция?)
12 декабря страна отмечаетзначимый для всего народа праздник – День Конституции РФ, это уже пятая Конституция в истории нашего государства. А отличается она от всех предыдущих тем, что была принята всенародным голосованием.
А что же такое Конституция?
Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане нашей страны. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
Первичное усвоение новых знаний
В Конституции определены права и обязанности человека . Сейчас вы будете работать в группах . Выполнив разные по уровню сложности задания, вы сможете узнать, какие же права и обязанности есть у каждого человека. ( дополнительно к карточкам напечатанные листы с информацией о правах и обязанностях)
Читают правила работы в группе. ( Слайд )
• Помогать друг другу
• Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
• Говорить тихим голосом
• Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию
• Отвечать за успехи каждого
• Уметь слушать других.
1группа
2 группа
3 группа
4 группа ( Приложение 1)
Первичная проверка понимания
Выполнив задания , мы узнали права человека из Конституции РФ.
Задать вопрос по 1 праву? ( Приложение 3)
Проверка каждой группы!
Оцените работу своей группы сигнальными карточками.
Физминутка. Игра ДА – НЕТ.
Мы все имеем право на мир без войны?
Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
Можно ли относиться к человеку жестоко?
Можно ли человека обращать в рабство?
Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
Первичное закрепление
Работа по учебнику.
Выполнить разбор 2-ух слов у доски с комментированием, 1 слово на самостоятельную работу с взаимопроверкой. ( обменялись тетрадями с соседом и выставили на полях карандашом оценку)
Индивидуальная разноуровневая работа по объему и степени сложности. (2 вида карточек у каждого) ( Приложение 2)
Перед вами карточки разных цветов. Прочитайте задания. Выберите ту карточку с заданием, которое не вызывает у вас трудности.
Наше время подошло к концу, мы заканчиваем работу по карточкам, после урока я их соберу и оценю ваши работы.
Итог урока.
А сейчас, представьте, что вы можете изменить нашу Конституцию? Какие бы вы права и обязанности добавили в Конституцию?
- Наш урок подошел к концу.
-Что интересного вы узнали?
-Чему учились на уроке? ( правильно писать непроизносимую согласную в корне слова)
_ Ребята, так о каком же известном празднике мы с вами говорили сегодня на уроке?
- День Конституции.
-Правильно. Этот праздник отмечают именно в нашей стране, в России.
На доске рисунок России давайте оценим свое умение писать непроизносимую согласную в корне с помощью смайликов.
Если вы считаете , что у вас на уроке все получилось, то веселый смайлик.
Если считаете, что нужно еще поработать над этой темой , то грустный смайлик.
По группам подходят к доске, крепим смайликов.
Посмотрите какой замечательная, радостная ….. получилась у нас……
И какой мы можем сделать вывод? Что каждый из вас хорошо усвоил правописание непроизносимой согласной в корне слова.
Вы все сегодня активно работали, поэтому ….. получает за урок 5, ……
Домашнее задание.Разноуровневое упр. № 227, стр. 119 или творческое
« Составить конституцию своего класса» ( Приложение 4)
Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением
День Конституции – что же за праздник?
Праздник законов, праздник свобод.
День Конституции – тот еще праздник, День, когда рад весь российский народ.
Высшая ценность – ты человек!
В День Конституции, всегда и навек.
В праздник мы чтим всем законам Закон, Памятной датой для нас стал он.
День Конституции, праздник большой, Все россияне отмечают душой. День отмечаем мы это не зря , День этот – 12 декабря!