№ | Этап урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Настроить на учебную деятельность (внутренняя и внешняя мотивация). | (cлайд 1 ) Приветственное слово учителя. - Здравствуйте ребята. Поглядите в окно, какое прекрасное весеннее утро на дворе. Давайте улыбнёмся весеннему лучику и подарим их друг другу. Сегодня улыбка должна стать нашей визитной карточкой. Присаживайтесь на свои места. Я уверена, сегодня мы с вами очень дружно поработаем! - А в начале отгадайте загадки: 1. Давно живу я в этом мире Даю названье всем предметам (Им.сущ) Интересная часть речи В русском языке живет Кто что делает расскажет Чертит, пишет, иль поет. (глагол) Определяю я приметы Они со мной весьма приметны Я украшаю вашу речь Меня вам надо знать, беречь (им.прил) Предмет увижу, но не назову А только на него я укажу И будь уверен точно, без сомненья Что я то самое (местоимение) Самый трудный я друзья И воспитать меня нельзя, Знайте: с кем ни поведусь Все равно не изменюсь (наречие) Ребята, а вместе они как называются?
|
Включение в работу.
Дети внимательно слушают учителя и отгадывают загадку.
Части речи
| Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно – познавательную задачу. |
2. | Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
| Организовать ситуацию, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания. Фиксировать затруднения в пробном действии. | - Правильно молодцы! Давайте вспомним, на какие группы мы можем поделить все части речи? - Правильно. (слайд 2) Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы И в этом их главный секрет!
- А теперь выполним такое задание. (Распределить слова на две группы – самостоятельные и служебные части речи) Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы И в этом их главный секрет!
- В этой загадке о какой части речи идет речь? Правильно, о служебных частях речи. Значит сегодня на уроке речь пойдёт о словах служебной части речи, - Но что это за слова мы узнаем чуть позже. Сейчас откроем тетради, сядем правильно, подписываем число, классная работа. (слайд 4) -- На календаре месяц март Скажите, ребята, какой весенний праздник мы отмечаем в этом месяце? - В преддверии предстоящего праздника пришло сообщение на уотсапе: «Поздравляем Международным женским днем! Желаем Вам крепкого здоровья, счастья жизни » (слайд 5) - Как вы думаете, какие слова в тексте сообщения пропущены? - А это как–то влияет на текст? - Почему в тексте появилась “нескладность”? | Ответы детей (самостоятельные и служебные)
Выполняют задание на доске (желательно на интерактивной доске)
Записывают дату в тетрадях.
(Этот праздник – Международный женский день)
Ответы детей. (Предлоги. ) (Текст получился «нескладный») Ответы детей.
| Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3. | Построение проекта выхода из затруднения. | Акцентировать внимание учащихся на значимости темы. Целеполагание. | - Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно. (слайд 6) - Итак, мы смогли побороть “нескладность” путем восстановления предлогов в тексте. Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке. - Сформулируем тему нашего урока. (слайд 7) -Отталкиваясь от темы урока, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. (слайд 8)
| (Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты)
Предлог как часть речи.
-характеризовать предлог как служебную часть речи; - уметь находить предлоги в тексте. | Познавательные: выполняют учебно - познавательные действия. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. |
4. | Реализация построенного проекта. | Открытие новых знаний. | - А теперь представьте, что вам нужно поздравить с 8 марта бабушку. Но она проживает в деревне, где сотовая связь отсутствует. Как быть тогда в этой ситуации? - Правильно, обратиться к старому, так сказать «дедовскому способу» - отправить телеграмму. Так выглядит сегодня бланк телеграммы. (учитель раздает детям бланки)(слайд 9) Сообщение учащегося «Из истории телеграммы»: Самая первая телеграфная станция в России начала действовать почти 160 лет назад с 1 октября 1852 года в здании Николаевского вокзала. Благодаря Борису Семёновичу Якоби, (слайд 10)который разработал "пишущий телеграф", теперь телеграмму мог отправить любой человек, при этом доставка осуществлялась специальными почтальонами на бричках и велосипедах - все понимали, что это не письмо и передать информацию надо быстро. Стоимость отправки сообщения по городу составляла 15 копеек за факт отправки сообщения и сверх этого - по копейке за слово - по тем временам, тариф значительный (средний заработок рабочего составлял 2 рубля). Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная тарификация. Сегодня стоимость одного слова в простой телеграмме составляет 2 рубля 65 копеек, а в срочной - 3 рубля 90 копеек. Если телеграмма оформлена на простом бланке, стоимость её составляет 20 рублей, на специальном бланке-открытке - 30 рублей. В пункты назначения, где отсутствует телеграф, срочная телеграмма не может быть отправлена. - Давайте составим текст поздравительной телеграммы нашему дедушке, но нужно помнить, что знаки препинания при телеграфировании заменялись словами: «Дорогая бабушка воскл Поздравляю праздником воскл Желаю Вам счастья запт крепкого здоровья и успехов жизни тчк Твой внук тчк». (слайд 11) - Как вы думаете, почему в тексте телеграммы пропущены предлоги? - Правильно. - Правда, читать такой текст весьма неинтересно. Причина, как вы уже сказали, отсутствие предлогов. Перечислите, какие предлоги можно восстановить в тексте телеграммы? Вот так будет выглядеть наша поздравительная телеграмма. (слайд 12) - А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать правило о предлоге. (работа в группах) - А теперь давайте обратимся к нашему авторитетному источнику знаний – учебнику русского языка. (учебник стр.134) - Сравните свои ответы с правилом в учебнике. - Какие еще ключевые слова мы выделим в правиле? (После того как дети подкорректируют свои записи и приведут их в соответствие с материалом учебника, учитель предлагает свой вариант записи теории.) (слайд 13)
| (Предположительные ответы детей)
Сообщение учащегося.
Чтобы меньше была стоимость телеграммы.
Предлог- это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов (Работа в группах
Работают с текстом учебника (Ответ: С и В)
Простые, составные, производные и непроизводные. | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся, стремятся участвовать в творческом созидательном процессе. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (по материалам учебника и рассказам учителя, одноклассников, по воспроизведению в памяти), систематизируют знания. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в учебных группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
5. | Первичное закрепление. | Обеспечение осмысления и запоминания изученного материала. Выявление пробелов в знаниях. | Игра “Лови ошибку!” (слайд 14) Учитель читает утверждения о предлогах, а задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие – ложными. Условные обозначения: “+” – правда “-” - ложь Предлог – это служебная часть речи. (+) Предлоги бывают простыми и составными. (+) В предложении предлог является дополнением. (-) Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+) Предлог – это самостоятельная часть речи. (-) Парта – это предлог?(-) (Ключ: ++-+--) (Сверьте свои ответы с ключом) (слайд 15) | С помощью математических знаков “+”,“-”отвечают на вопросы учителя, сверяют свои ответы с ключом. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу. |
6. | Промежуточная рефлексия
| Провести промежуточную рефлексию. Планирование дальнейших действий и операций. | -Ребята, мы с вами выяснили, что такое предлог. - А поставленных целей мы достигли? Какой следующий шаг мы должны сделать? - Хорошо, но перед этим мы немножко отдохнем. (слайд 16) | Ответы детей. | Познавательные: осознают учебно – познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия и операции. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. |
7. | Физкультминутка. | Применение здоровье- сберегающих технологий. | - Как гласит народная мудрость: «Делу - время, потехе - час»: Быстро встали, улыбнулись Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали. - Всем спасибо, а мы продолжаем! | Выполняют движения вместе с учителем.
| Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. |
8. | Закрепление изученного материала. | Применение полученных знаний на практике. Выявление пробелов в знаниях. | 1. Вставьте между словами подходящий по смыслу предлог. Используйте правильную падежную форму существительных. Предлоги для справки: от, без, для, согласно, при, благодаря, из
Вытащить _________ комод адъютант _________ генерал действовать _________ приказ лекарство _________ кашель бежать _________ память победить ________ смелость аппарат _________ полет |
(Работа в парах) (слайд 17)
| Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа сравнения, делают выводы. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей). |
9. | Самостоятельная работа с самопроверкой. | Контроль планируемых результатов усвоения новых | (слайд 18) Выполните разноуровневые задания и оцените свою работу, используя критерии: 2 балла – всё сделал правильно; 1 балл – допустил 1-2 ошибки; 0 баллов – не справился с заданием. (Приложение 2) 1 уровень: Найти в тексте все предлоги (10 предлогов). Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу. 2 уровень: Найти в тексте все предлоги и определить, какие из них наиболее употребительные. (12 предлогов; наиболее употребительные предлоги – В: 4 раза и С: 2 раза) Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой весны. (По М. Пришвину) 3 уровень: Прочитать внимательно текст. Вычислить, какой процент составляют предлоги. (75 слов, 6 предлогов: 8% составляют предлоги) Позади небольшого дома ещё нестарый, неодичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по террасе, тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои непокорные белые и красные головы из непрополотой травы. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи, сосны и юные, незрелые липы. Дальше сад расчищали для сенокоса. Тут уже не парило. Паутина не попадала в рот и глаза, дул не сдерживаемый деревьями ветерок. (По А. П. Чехову)
(слайд 19) |
(Дети выбирают задание, выполняют его и оценивают себя сами). | Познавательные: работают с разными по уровню заданиями, приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки. |
10. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Дать качественную оценку работы учащихся. | - Ребята наш урок подходит к концу. (слайд 20)
- Что нового узнали на уроке?
- Что было самым интересным на уроке?
- Самым трудным? - Назовите ключевые слова урока.
- Сегодня мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний и поэтому заслуживаете только хороших отметок. Молодцы!
|
Ответы детей.
| Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: отвечают на вопросы, строят небольшие монологические высказывания. |
11. | Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учитель поясняет домашнее задание: (слайд 21) - Предлагаю вам написать письмо другу, используя не менее 10 предлогов. | Записывают домашнее задание | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. |