kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Предлог как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

файл соответствует ФГОС. Может быть использована учителями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Предлог как часть речи"»



































Пояснительная записка





Фамилия, имя, отчество

Охлопкова Мария Семеновна

Место работы

МКОУ «Затонская ООШ»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Класс

7

Тема

Предлог как часть речи

Базовый учебник

Русский язык 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2010 г.)

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.




Кол-во часов

1 час

Цель

Формировать представление о предлоге как служебной части речи.


Задачи

  • Способствовать формированию умения определять роль предлога в предложении.

  • Организовать работу по закреплению умения находить предлоги в тексте и характеризовать их.

  • Способствовать развитию речевой компетентности по составлению связного текста.

  • Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка.


Методы и технологии обучения

 Личностно - ориентированная, сотрудничества, ИКТ, групповая, метод проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа с источником информации, комментированное чтение, самостоятельная работа, творческая работа, учебный диалог.

Необходимые технические средства и наглядности

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

Планируемые образовательные результаты



Личностные

  • проявление творческого отношения к процессу обучения; формирование познавательной потребности;

  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

  • развивать логического мышления;

  • воспитание любознательности.


Предметные

  • формирование представления о предлогах;

  • формирование умений находить предлоги в тексте.


Метапредметные

  1. Регулятивные УУД

  • определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

  • овладение навыком работы по предложенному учителем плану;

  • умение высказывать свое предположение на основе работы с текстами учебного пособия;

  • определение степени успешности своей работы и работы других.



  1. Познавательные УУД

  • нахождение ответов на вопросы в тексте;

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • извлечение информации.



  • осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста.

  1. Коммуникативные УУД

  • умение оформлять свою мысль в устной речи; грамотно формулировать высказывания;

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.













Технологическая карта урока русского языка

Этап урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.


Настроить   на учебную деятельность (внутренняя и внешняя мотивация).


(cлайд 1 )

Приветственное слово учителя.

- Здравствуйте ребята. Поглядите в окно, какое прекрасное весеннее утро на дворе. Давайте улыбнёмся весеннему лучику и подарим их друг другу. Сегодня улыбка должна стать нашей визитной карточкой. Присаживайтесь на свои места. Я уверена, сегодня мы с вами очень дружно поработаем!

- А в начале отгадайте загадки:

1. Давно живу я в этом мире

Даю названье всем предметам

(Им.сущ)

Интересная часть речи

В русском языке живет

Кто что делает расскажет

Чертит, пишет, иль поет.

(глагол)

Определяю я приметы

Они со мной весьма приметны

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь

(им.прил)

Предмет увижу, но не назову

А только на него я укажу

И будь уверен точно, без сомненья

Что я то самое (местоимение)

Самый трудный я друзья

И воспитать меня нельзя,

Знайте: с кем ни поведусь

Все равно не изменюсь

(наречие)

Ребята, а вместе они как называются?






Включение в работу.















Дети внимательно слушают учителя и отгадывают загадку.











































Части речи






Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно – познавательную задачу.

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.






































Организовать ситуацию, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания.

Фиксировать затруднения в пробном действии.

- Правильно молодцы! Давайте вспомним, на какие группы мы можем поделить все части речи?

- Правильно. (слайд 2)

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы
И в этом их главный секрет
!





- А теперь выполним такое задание. (Распределить слова на две группы – самостоятельные и служебные части речи)

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы
И в этом их главный секрет
!



- В этой загадке о какой части речи идет речь? Правильно, о служебных частях речи. Значит сегодня на уроке речь пойдёт о словах служебной части речи,

- Но что это за слова мы узнаем чуть позже. Сейчас откроем тетради, сядем правильно, подписываем число, классная работа. (слайд 4)

-- На календаре месяц март Скажите, ребята, какой весенний праздник мы отмечаем в этом месяце? 

- В преддверии предстоящего праздника пришло сообщение на уотсапе: «Поздравляем Международным женским днем! Желаем Вам крепкого здоровья, счастья жизни » (слайд 5)

- Как вы думаете, какие слова в тексте сообщения пропущены?

- А это как–то влияет на текст?

- Почему в тексте появилась “нескладность”?

Ответы детей (самостоятельные и служебные)















Выполняют задание на доске (желательно на интерактивной доске)















Записывают дату в тетрадях.





(Этот праздник – Международный женский день)









Ответы детей. (Предлоги. )

(Текст получился «нескладный»)

Ответы детей.








Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.

Построение проекта выхода из затруднения.


Акцентировать внимание учащихся на значимости темы.

Целеполагание.

- Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно. 

(слайд 6)

- Итак, мы смогли побороть “нескладность” путем восстановления предлогов в тексте.

Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке.

- Сформулируем тему нашего урока. (слайд 7)

-Отталкиваясь от темы урока, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. (слайд 8)




(Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты)









Предлог как часть речи.



-характеризовать предлог как служебную часть речи;

- уметь находить предлоги в тексте.

Познавательные: выполняют учебно - познавательные действия.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

4.

Реализация построенного проекта.


Открытие новых знаний.


- А теперь представьте, что вам нужно поздравить с 8 марта бабушку. Но она проживает в деревне, где сотовая связь отсутствует. Как быть тогда в этой ситуации?

- Правильно, обратиться к старому, так сказать «дедовскому способу» - отправить телеграмму. Так выглядит сегодня бланк телеграммы. (учитель раздает детям бланки)(слайд 9)

Сообщение учащегося «Из истории телеграммы»: Самая первая телеграфная станция в России начала действовать почти 160 лет назад с 1 октября 1852 года в здании Николаевского вокзала. Благодаря Борису Семёновичу Якоби, (слайд 10)который разработал "пишущий телеграф", теперь телеграмму мог отправить любой человек, при этом доставка осуществлялась специальными почтальонами на бричках и велосипедах - все понимали, что это не письмо и передать информацию надо быстро. Стоимость отправки сообщения по городу составляла 15 копеек за факт отправки сообщения и сверх этого - по копейке за слово - по тем временам, тариф значительный (средний заработок рабочего составлял 2 рубля). Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная тарификация. Сегодня стоимость одного слова в простой телеграмме составляет 2 рубля 65 копеек, а в срочной - 3 рубля 90 копеек. Если телеграмма оформлена на простом бланке, стоимость её составляет 20 рублей, на специальном бланке-открытке - 30 рублей. В пункты назначения, где отсутствует телеграф, срочная телеграмма не может быть отправлена.

- Давайте составим текст поздравительной телеграммы нашему дедушке, но нужно помнить, что знаки препинания при телеграфировании заменялись словами: «Дорогая бабушка воскл Поздравляю праздником воскл Желаю Вам счастья запт крепкого здоровья и успехов жизни тчк Твой внук тчк». (слайд 11)

- Как вы думаете, почему в тексте телеграммы пропущены предлоги?

- Правильно.

- Правда, читать такой текст весьма неинтересно. Причина, как вы уже сказали, отсутствие предлогов. Перечислите, какие предлоги можно восстановить в тексте телеграммы? Вот так будет выглядеть наша поздравительная телеграмма. (слайд 12)

- А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать правило о предлоге. (работа в группах)

- А теперь давайте обратимся к нашему авторитетному источнику знаний – учебнику русского языка. (учебник стр.134)

- Сравните свои ответы с правилом в учебнике.

- Какие еще ключевые слова мы выделим в правиле?

(После того как дети подкорректируют свои записи и приведут их в соответствие с материалом учебника, учитель предлагает свой вариант записи теории.) (слайд 13)








(Предположительные ответы детей)



























Сообщение учащегося.



































Чтобы меньше была стоимость телеграммы.













Предлог- это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов

(Работа в группах





Работают с текстом учебника

(Ответ: С и В)



Простые, составные, производные и непроизводные.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся, стремятся участвовать в творческом созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (по материалам учебника и рассказам учителя, одноклассников, по воспроизведению в памяти), систематизируют знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в учебных группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5.

Первичное закрепление.


Обеспечение осмысления и запоминания изученного материала.

Выявление пробелов в знаниях.

Игра “Лови ошибку!” (слайд 14)

Учитель читает утверждения о предлогах, а задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие – ложными.

Условные обозначения:

“+” – правда

“-” - ложь

Предлог – это служебная часть речи. (+)

Предлоги бывают простыми и составными. (+)

В предложении предлог является дополнением. (-)

Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+)

Предлог – это самостоятельная часть речи. (-)

Парта – это предлог?(-)

(Ключ: ++-+--)

(Сверьте свои ответы с ключом) (слайд 15)


С помощью математических знаков “+”,“-”отвечают на вопросы учителя, сверяют свои ответы с ключом.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу.

6.

Промежуточная рефлексия




Провести промежуточную рефлексию.

Планирование дальнейших действий и операций.

-Ребята, мы с вами выяснили, что такое предлог.

- А поставленных целей мы достигли?

Какой следующий шаг мы должны сделать?

- Хорошо, но перед этим мы немножко отдохнем. (слайд 16)


Ответы детей.

Познавательные: осознают учебно – познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия и операции.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.


7.

Физкультминутка.

Применение здоровье- сберегающих технологий.

- Как гласит народная мудрость: «Делу - время, потехе - час»:

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

- Всем спасибо, а мы продолжаем!


Выполняют движения вместе с учителем.






















Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

8.

Закрепление изученного материала.

Применение полученных знаний на практике.

Выявление пробелов в знаниях.

1. Вставьте между словами подходящий по смыслу предлог. Используйте правильную падежную форму существительных.

Предлоги для справки: от, без, для, согласно, при, благодаря, из



Вытащить _________ комод

адъютант _________ генерал

действовать _________ приказ

лекарство _________ кашель

бежать _________ память

победить ________ смелость

аппарат _________ полет










(Работа в парах) (слайд 17)




























Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа сравнения, делают выводы.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей).

9.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Контроль планируемых результатов усвоения новых

(слайд 18)

Выполните разноуровневые задания и оцените свою работу, используя критерии: 2 балла – всё сделал правильно; 1 балл – допустил 1-2 ошибки; 0 баллов – не справился с заданием.

(Приложение 2)

1 уровень: Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

2 уровень: Найти в тексте все предлоги и определить, какие из них наиболее употребительные. (12 предлогов; наиболее употребительные предлоги – В: 4 раза и С: 2 раза)

Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой весны. (По М. Пришвину)

3 уровень: Прочитать внимательно текст. Вычислить, какой процент составляют предлоги. (75 слов, 6 предлогов: 8% составляют предлоги)

Позади небольшого дома ещё нестарый, неодичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по террасе, тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои непокорные белые и красные головы из непрополотой травы. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи, сосны и юные, незрелые липы. Дальше сад расчищали для сенокоса. Тут уже не парило. Паутина не попадала в рот и глаза, дул не сдерживаемый деревьями ветерок. (По А. П. Чехову)



(слайд 19)



(Дети выбирают задание, выполняют его и оценивают себя сами).


Познавательные: работают с разными по уровню заданиями, приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.

10.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Дать качественную оценку работы учащихся.

- Ребята наш урок подходит к концу. (слайд 20)



- Что нового узнали на уроке?



- Что было самым интересным на уроке?



- Самым трудным?

- Назовите ключевые слова урока.



- Сегодня мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний и поэтому заслуживаете только хороших отметок. Молодцы!










Ответы детей.






















Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, строят небольшие монологические высказывания.

11.

Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель поясняет домашнее задание: (слайд 21)

- Предлагаю вам написать письмо другу, используя не менее 10 предлогов.


Записывают домашнее задание

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок на тему "Предлог как часть речи"

Автор: Охлопкова Мария Семеновна

Дата: 01.05.2017

Номер свидетельства: 412509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая карта урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи""
    ["seo_title"] => string(78) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_na_temu_predlog_kak_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "512867"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559244430"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) ""Предлог как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(28) "priedlogh-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "236060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443955076"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Предлог как часть речи"."
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-priedlogh-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "306927"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458220422"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Предлог как часть речи"."
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-priedlogh-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "306931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458220807"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Предлог как часть речи. Презентация"
    ["seo_title"] => string(42) "priedlogh_kak_chast_riechi_priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "363488"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480345194"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства