слова; готовить устный ответ в виде рассуждения о словосочетании, приводить свои примеры;
Деятельность учителя | Деятельность обуч-ся | Формируемые УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Л.: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. П.: осознают учебно-познавательную задачу. Р.: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. 1) Учебный диалог по теме «Смысловые отношения в БСП, его виды»: взаимоопрос (работа в парах) 2) Лингвистическая разминка (коллективная работа) Очевидно (1) осень (2) самое прекрасное время года (3) потому (4) что оно завораживает. Задания: = Орфографический, синтаксический, пунктуационный разбор предложения. = Определите средство худ. выразительности. = Выполните морфемный разбор слова, правописание приставки которого имеет значение «высшая степень признака». - Какая цифра показывает подчинительную связь между частями сложного предложения? 3) Инд. карточки («западающие» темы) | Выполняют предложенные задания. | П.: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К.: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3. Выявление места и причины затруднения |
Организует обсуждение результатов предыдущего этапа 1) Мини-исследование (коллективная работа)- упр. 175 Задания: = Прочитайте и проанализируйте пр-я. = Запишите БСП. Определите смысловые отношения между частями БСП, их влияние на постановку знака препинания в БСП. 2) Беседа - Какие трудности встретились вам при выполнении задания? | Обдумывают ответы на вопросы. | Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Целеполагание (совместно с учителем) Актуализировать… Формировать… Совершенствовать… Воспитывать… Составление индивидуальной траектории изучения темы урока (под руководством учителя). | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют задания, отвечают на вопросы. | П.: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Р.: планируют необходимые действия. К.: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность. |
5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Организует выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, обсуждение результатов. 1. Взаимообучение: работа с учебником (работа в парах) – п.26(+упр. 177) = Изучите теоретический материал п.26. Расскажите его друг другу. 2. Беседа: Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо? Какую новую информацию вы узнали? Давайте зададим “тонкие” и “толстые” вопросы и постараемся на них ответить. 3. Составление памятки (коллективная работа) = Составьте памятку «Запятая и точка с запятой в БСП». Физкультминутка | Работают с учебником. Выполняют физкультминутку | П.: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Р.: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике. 1. Р.р. Аналитическое задание: выборочно-распределительный диктант (инд. работа с последующей взаимопроверкой)- упр.176 Задания: = Выразительно прочитайте. Определите смысловые отношения между частями БСП. = 1в. – выпишите БСП со значением одновременности действия, 2в. – со значением последовательности событий. = Запишите, расставьте знаки препинания. = Постройте схемы пр-й. 2. Аналитическое задание (инд. работа с последующей взаимопроверкой)- упр.178 Задание: = Выразительно прочитайте БСП с интонацией перечисления. = Перепишите пр-я 1,3. Составьте их схемы. Объясните постановку знаков препинания. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
Организует самостоятельную работу. 1) Аналитическое задание: пунктуационный тренинг (инд. работа с последующим обсуждением) Задания: = Выясните смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений, обоснуйте постановку точки с запятой. = Вставьте в предложения союзы, определите, какие изменения проявились в предложениях (устно). 1) Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. 2) По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники. 3) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к её двери. 4) Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман, едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. | Работают с упражнением. Оценивают работу друг друга. | Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. П.: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
8. Включение в систему знаний и повторение |
Организует работу по обобщению полученных на уроке сведений, оцениванию 1)Тестовое задание (работа в парах с последующим обсуждением; подготовка к ГИА) = Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить запятые. а) Заря прощается с землёю/ Ложится пар на дне долин/ Смотрю на лес, покрытый мглою,/И на огни его вершин. б) Только песне нужна красота/ Красоте же и песен не надо. в) Соловей поёт себя тешит. г) Было так из тьмы глубокой,/ Огненный взметнув клинок,/ Луч прожектора протоку/ Пересёк наискосок. | выполняют задания | Л.: понимают значение знаний для человека. П.: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Организует заключительную беседу по вопросам Д/з (поясняет, комментирует): п. 26, упр. 180 (1,3), орф. работа | Самоанализ: как я понял тему? | Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |