"Урок в 10 классе. Основные принципы русской орфографии"
"Урок в 10 классе. Основные принципы русской орфографии"
Урок по русскому языку. Уолк обобщения изученного по основныи правилам русской орфографии.
Цели урока: выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в русском языке. Провести словарную и орфографическую работу на выявление грамотности учащихся.Выполнить задания орфоэпии, повышающие речевую культуру учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Урок в 10 классе. Основные принципы русской орфографии" »
Урок в 10-м классе по теме:
"Основные принципы русской орфографии"
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.
Цели урока:
1. Выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в русском языке.
2. Провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся.
3. Выполнить задания орфоэпии, повышающие речевую культуру учащихся.
4. Работать над воспитанием патриотизма, уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (уплотненный опрос)
1. Пять учащихся работают с карточками (повторение предыдущих орфографических тем: корни с чередованием, безударные гласные в корне, гласные после шипящих.
2. Задание: спишите, обозначьте ударный слог в словах.
а) Какими пособиями можно воспользоваться, чтобы проверить правильность постановки ударения в слове? (Ответ: специализированным пособием является орфоэпический словарь, в котором указано не только ударение, но и все особенности произношения данного слова. Однако правильность ударения можно проверить по любому словарю (орфографическому, толковому и др.).
б) Раздели слова “хозяева”, “квартал” на слоги и охарактеризуй их. (Ответ: хо-зя-е-ва – 4 слога, все открытые, квар-тал – 2 слога, оба закрытые.)
в) Дать определение орфоэпии. (Ответ: орфоэпия (от греческого orthos-правильный и epos-речь) – совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам).
3. В чем особенности словесного ударения в русском языке? (Ответ: русское ударение свободное, т.е. может переходить в одном и том же слове с одного слова на другой сторонa – сторонкa – стoроны). В чем особенности ударения в том иностранном языке, который вы изучаете? (Ответ: в английском языке ударение свободное, во французском - закрепленное на последнем слоге).
Дополнительное задание.
1. Дать определение орфографии. (Ответ:орфография (от греческого orthos – правильный, grapho – пишу) – система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных и раздельных написаниях слов; об употреблении строчных и прописных букв, о переносе слов).
III. Словарная работа.
1. Проверка усвоения предыдущего материала: конкурс “Кто грамотнее?” (у доски работают два ученика)
дисциплина
артиллерия
гуманизм
интеллигент
водоизмещение
катастрофа
доблесть
мужество
патриотизм
неприемлемый
радиотехника
гидроакустика
меридиан
радиолокация
Дополнительное задание
Лексическое значение слова
Лексическое значение слова
“водоизмещение”
“катастрофа”
2. Новые словарные слова.
атомоход, баллистическая ракета, блокада.
Анализ лексического и грамматического значения слов.
Запись предложения.
Задание: объяснить орфограммы и пунктограммы, охарактеризовать сказуемые.
IV. Основные принципы русской орфографии.
1. Морфологический принцип (сообщение ученика).
Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.
Морфологический принцип применяется при написании корней (ход - ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке - на речке).
Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).
Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, -с., раз-, рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.
3. Традиционный и дифференцирующий принципы (сообщение ученика).
К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные написания , например написание жи – ши (в древне – русском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
1. Теоретический материал урока выучить.
2. Словарные слова: лексическое значение слов “блокада”, “баллистическая ракета”.
3. Повторить правописание “не” с различными частями речи.