kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Специфика глаголов, не употребляющихся без НЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание Введение 1.Специфика глаголов, не Цель работы-установить связь между глаголами, не употребляющимися без НЕ, и фразеологическими единицами. Объектом исследования стал языковой материал, взятый из толковых словарей современного русского языка. Предмет исследования-семантика, а также специфика словообразования глаголов, не употребляющихся без НЕ. Поставленная цель предполагает осуществление конкретных задач: 1. определить по толковым словарям количество глаголов с не-частью корня и их значение; 2. выявить специфику этих глаголов (их историко-этимологическую семантику, особенности спряжения); 3. проанализировать словообразовательные возможности 4. сопоставить указанные единицы с фразеологическими. Предполагаемая теоретическая ценность работы заключается в том, что она позволяет всесторонне рассмотреть своеобразие значений данных глаголов, систематизировать их в смысловые группы, дать им историко-этимологическую характеристику, что помогает объяснить природу слитного их написания. употребляющихся без НЕ 1.1.Тематические группы глаголов, не употребляющихся без НЕ 1.2.Семантика глаголов, не употребляющихся без НЕ 1.3.Особенности словообразования глаголов, не употребляющихся без НЕ Заключение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Специфика глаголов, не употребляющихся без НЕ" »



Специфика глаголов, не употребляющихся без НЕ

Содержание

Введение

1.Специфика глаголов, не употребляющихся без НЕ

1.1.Тематические группы глаголов, не употребляющихся без НЕ

1.2.Семантика глаголов, не употребляющихся без НЕ

1.3.Особенности словообразования глаголов, не употребляющихся без НЕ

Заключение

Библиография

Введение

В русском языке насчитывается 24 глагола, не употребляющихся без НЕ.

Природа происхождения этих глаголов интересна, она связана с этимологией

глаголов, а сами единицы нуждаются в систематизации.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью расширить представление о семантическом своеобразии указанных языковых единиц и их тяготении к устойчивым сочетаниям.

Цель работы-установить связь между глаголами, не употребляющимися без НЕ, и фразеологическими единицами.

Объектом исследования стал языковой материал, взятый из толковых словарей современного русского языка.

Предмет исследования-семантика, а также специфика словообразования глаголов, не употребляющихся без НЕ.

Поставленная цель предполагает осуществление конкретных задач:

  1. определить по толковым словарям количество глаголов с не-частью корня и их значение;

  2. выявить специфику этих глаголов (их историко-этимологическую семантику, особенности спряжения);

  3. проанализировать словообразовательные возможности

  4. сопоставить указанные единицы с фразеологическими.

Предполагаемая теоретическая ценность работы заключается в том, что она позволяет всесторонне рассмотреть своеобразие значений данных глаголов , систематизировать их в смысловые группы , дать им историко-этимологическую характеристику , что помогает объяснить природу слитного их написания.



1.Специфика глаголов, не употребляющихся без НЕ

1.1.Тематические группы глаголов, не употребляющихся без НЕ

Отобранные из толковых словарей глаголы, не употребляющиеся без НЕ, опираясь на классификацию тематических групп глаголов. Можно отнести к глаголам состояния человека.

  1. Небречь – качественное состояние

  2. Невзвидеть эмоциональное состояние

  3. Невзлюбить - эмоциональное состояние

  4. Нездоровиться- физическое состояние

  5. Неистовствовать–эмоциональное состояние

  6. Неймёт(ся) – эмоциональное состояние

  7. Неймёт–эмоциональное состояние от глагола ограничения (не иметь )

  8. Нейти - глагол отрицания

  9. Неможется – эмоциональное состояние

  10. Ненавидеть–эмоциональное состояние

  11. Несдобровать-глагол внешнего проявления

  12. Неметь глагол физического состояния

  13. Нежничать эмоциональное состояние

  14. Нежиться – эмоциональное состояние

  15. Невеститься–глагол поведения

  16. Небрежничать глагол поведения

  17. Недужиться глагол физического состояние

  18. Несть - глагол отрицания (нет)

  19. Нехватить- глагол отрицания

  20. Негодовать - эмоциональное состояние

  21. Невежничать- глагол поведения

  22. Неволить- глагол подчинения

  23. Неглижировать–глагол отрицания

  24. Нежить существительное



Семантика этих глаголов отражает физическое (неможется, нездоровится) или душевное состояние (нежиться, ненавидеть, негодовать), отрицание, семантику поведения, внешнего проявления, а также подчинения.

Отметим, что большую группу представляют глаголы со значением «эмоциональное состояние»( 10 из 24)

1.2. Семантика глаголов , не употребляющихся без НЕ

Анализируя значение данных глаголов, мы обратились к «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Историко-этимологическому словарю современного русского языка» П.Я.Черных, «Этимологическому словарю русского языка» М.Фасмера.

Так, историко-этимологический словарь П.Я.Черных даёт толкование только двух слов из отобранных нами единиц: негодовать и ненавидеть.

Именно на них мы и остановили свое внимание.

Слово«Негодовать»- переживать и выражать крайнее неудовольствие, недовольство, возмущение, гнев. До 11 века это слово употреблялось без НЕ и имело значение «пировать»- hodovati, godowac. С 11 века в древнерусском языке и старославянском появляется «негодовати»- быть недовольным, выражать неудовольствие, а также с трудом переносить , страдать, отвергать, отказывать (Срезневский, 2,372) «Годовати» - позволять (11век). Корень «год» как и в словахугождать, угодить, годный. Значение «позволять», возможно , развилось из значения «доставлять удовольствие», «угождать». Другие значения более поздние.

ВсловаряВ.И.Даля «негодовать» - на кого, на что; быть недовольным, роптать, изъявлять съсердцемъ презрение и жалобу. Ему что-то негодовалось тогда на меня.

В словаре М.Фасмера «негодовать»- от древнерусского «негодъ»- «неудовольствие», въгодъбыти – «нравиться».

Слово «ненавидеть» в историко-этимологическом словаре: «испытывать чувство острой вражды, злобы к кому-либо. Очевидно, по мнению П.Черных, слово образовано от «навидъти» - «жить согласно, в дружбе». Быть терпимым, любить,отсюда «navist» -симпатия, приязнь, любовь. В древнерусском языке слово, судя по памятникам письменности, было утрачено. Однако , у В.И. Даля : «навидеть не могу, то есть «навидеть»- терпеть, жаловать.

Словарь М.Фасмера трактует слово так «ненавидеть» так: образовано отрицанием от «навидъти» (охотно смотреть, навещать), украинское «навидитися» - «с радостью смотреть друг на друга».

1.3.Особенности словообразования глаголов, не употребляющихся без НЕ

Рассматривая словообразовательные возможности анализируемых нами глаголов, мы обратились всловообразовательному словарю А.Н.Тихонова.

Так, глагол «негодовать» имеет только одно словообразовательное гнездо:

Негодовать-негодование-негодующий-негодующе-вознегодовать-занегодовать-понегодовать

А глагол «ненавидеть» образует три словообразовательные цепочки от слов:

1)ненависть

2)ненавистник

3)ненавистница

Некоторые глаголы вообще не образуют словообразовательных цепочек( небречь, невзвидеть, невзлюбить нездоровиться, неймет, неймется, неможется, несдобровать, невеститься)

Так, глагол «небречь» находится в словообразовательном гнезде слова «пренебрежение».

Если рассматривать такую грамматическую особенность глагола, как спряжение, применительно к глаголам, не употребляющимся без НЕ, то необходимо отметить. Что глаголы неймет, неймется, неможется не имеют спрягаемых форм, а глагол неможется употребляется только в безличной форме.

Такая специфическая особенность данных глаголов объясняется их семантикой эмоционального состояния

Заключение

Проанализированные нами языковые единицы позволяют отметить их тяготение к устойчивым формам:

  1. Они в своём происхождении восходят к периоду до возникновения древнерусского языка и связаны исторически с корнями, которые употреблялись без НЕ

  2. Современная семантика этих глаголов связана со значением эмоционального состояния человека

  3. Эти глаголы непродуктивны, о чем свидетельствует отсутствие у большинства из них возможностей словообразования



В перспективе планируем рассмотреть синонимические, антонимические и омонимические возможности анализируемых глаголов, а также сопоставить их с именными формами, не употребляющимися без НЕ.

Библиография

  1. Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание» под ред. Л.Г.Бабенко:М.:Аст-пресс,2007

  2. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»: В 4т.- Москва- Терра, 1994

  3. Ожегов С.И,Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»:М., 1993

  4. Тихонов А.Н. «Словообразовательный словарь русского языка»:М.,2003

  5. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова:М.,1996

  6. Фасмер М. «Этимологический словарь русского языка»: СПб.,1996

  7. Черных П.Я. «Историко-этимологический словарь современного русского языка»:М, 1999






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок русского языка по теме "Специфика глаголов, не употребляющихся без НЕ"

Автор: Стребулева Анжелика Алексеевна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 213126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "методическая разработка по теме "Комплексный анализ художественного текста при обучении русскому языку" "
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-khudozhiestviennogho-tieksta-pri-obuchienii-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "235137"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443614984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства