Урок русского языка по теме "Причастие как часть речи"
Урок русского языка по теме "Причастие как часть речи"
Цель урока: дать представление о причастии как о самостоятельной части речи; познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию; формировать умения отличать причастия от прилагательного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Причастие как часть речи"»
Тема «Причастие как часть речи. Признаки глагола и прилагательного у причастия».
Цель урока: дать представление о причастии как о самостоятельной части речи; познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию; формировать умения отличать причастия от прилагательного.
Подготовка к уроку:
Для проведения урока учитель отбирает в свою папку ресурсы коллекции, обслуживающие данную тему, и располагает их в необходимой последовательности. Можно сделать ссылки на них из специально созданной презентации, для самооценки подготовить «Лист учета знаний
Условия для использования ЦОР.
Оборудование: компьютерный класс/ персональный компьютер, проектор и экран или интерактивная доска / принтер.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение работать с проекционным оборудованием, детальное знакомство с презентацией по теме изучаемого урока и необходимыми дополнительными материалами ЕК.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение пользоваться ресурсами ЕК.
Формы организации учебной деятельности
Самостоятельная индивидуальная работа. Аудиторная коллективная работа под руководством учителя с целью контроля усвоения новых знаний.
Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера
Роль учителя: организовать самостоятельную работу учеников с электронными дидактическими материалами, обеспечить ее результативность, стимулировать ее выполнение, поставив цель, сформулировав конкретные задачи; организовать контроль усвоения.
Роль компьютера: обучающая, информационная, контролирующая.
Роль ученика: выполняя поставленные учителем задачи, освоить новый материал и затем применить полученные знания на практике, уметь излагать материал урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Актуализация прежних знаний.
Синтаксическая пятиминутка
«Они (причастия) служат к сокращению человеческого слова, заключают в себе имени и глагола силу» М.В.Ломоносов.
Задание: дать характеристику предложения.
определить части речи в предложении
Вопрос: О какой части речи пишет Ломоносов?
Вы высказали много гипотез, и чтобы приблизиться к разгадке, поиграем в игру.
2.Игра «Третий лишний».
смеющийся, весёлый, красивый, грустная
мчится, прибежавший, уснул, смеялся;
ответ: Смеющийся, прибежавший
почему вы выделили именно эти слова? В чем их отличие от остальных слов в ряду?
Такие слова лингвисты выделили в самостоятельную часть речи, и называется она «Причастие»
Ⅱ. Запись темы урока «Причастие».
Объясните, как вы понимаете это слово? Подберите однокоренные слова или слова, помогающие понять значение этого определения (Причастие — причастный, приближенный).
Вот как сказал об этой удивительной части речи русский лингвист В. И. Даль
"Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного."*
В.И. Даль
"Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу."*
М.В. Ломоносов
Прочитайте высказывания лингвистов. Что особенного они видят в этих словах?
Как вы понимаете их слова? Конечно, все они люди ученые и авторитетные, но…
От ошибок никто не застрахован!
Наша цель на сегодняшнем уроке: проверить правильность высказываний, дать свое определение причастию, определить основные грамматические признаки данной части речи, научиться отличать причастие от прилагательного и глагола, познакомитесь с суффиксами причастий и будите учиться употреблять причастия в собственной речи.
Мои помощники – папа Глагол, мама Прилагательное и их сынок Причастие. Даю им слово.
Сценка
Давайте сейчас и повторим признаки глагола и прилагательного. Сделаем морфологический разбор глагола и прилагательного из предложения :
Маленькая кошка играет с фантиками и шариками
Объяснение нового материала. (работа со слайдом)
- Посмотрите на кошку.
- По каким признакам можно узнать именно эту кошку? (Какая она?)
СЛАЙД 7
- А если кошку покрасить, она уже не будет серая, а какая? (покрашенная)
- А если ее постричь, она уже не будет пушистая, а какая? (постриженная)
Слайд 8
- Названы постоянные признаки кошки?
- Какой частью речи они выражены? (прилагательным)
- Что обозначает прилагательное?
- Кошка не всю жизнь постриженная, она становится такой только после того, как еёпостригли, тоесть совершили действие.
И покрашеной она стала только после того, как её покрасили, то есть тоже совершили действие.
Причастие тоже имеет признак, но по действию.
Обратите внимание на то, чтопричастие можно заменить сочетанием «местоимение + глагол».
- А с прилагательным можно сделать подобную замену?
Наш мальчик Причастие что-то хочет сказать, он не только скромный, но еще и умный. Послушаем его.
(Причастие читает слайд 9. Потом делает вывод)
Причастие: Я хочу сказать, что маме и папе не надо спорить, на кого я похож и почему я особая форма глагола. Как и мама, я отвечаю на вопрос какой? Какая? Какое? Какие? Обозначаю признак, но только по действию. Это черта папы Глагола.
- Какие же признаки глагола имеет причастие?
Задание На рабочей доске записаны словосочетания, учащиеся самостоятельно (в тетрадях) анализируют примеры и определяют общий грамматический признак в паре
Играющий в мяч- играет в мяч; нарисовавший картину- нарисовал картину (вид)
Работа на умение образовывать причастия от глаголов (слайд 11-12)
- Сделаем вывод о том, что мы узнали о причастии. (Особая форма глагола, обозначает признак по действию. Имеет постоянные признаки глагола – вид и время).Вывешиваются на доске таблички с этими признаками.
- Понаблюдаем как изменяются прилагательные и причастия, в каких формах они согласуются с именами существительными?
- Просклонять по падежам: (у доски)
И.п кошка (какая?) серая, покрашенная
По родам, по числам. (устно)
- Какую часть речи поясняет прилагательное? Причастие?
- Как они изменяются?
- Признаки прилагательного у причастия – это постоянные или непостоянные признаки? (непост.)
- Какой еще вывод можно сделать о причастии в сравнении с прилагательным? (Причастие относится к существительному, согласуется с ним в роде, числе, падеже)
- Опознать причастия можно и по морфемному строению. Причастия образованы от глагола при помощи следующих суффиксов. (слайд 13).
Табличка с суффиксами на доску.
Вывод.
- Что же за часть речи причастие?
. Составить словарную статью «Причастие» (с примерами) или восстановите деформированный текст (слайд 14)
- От каких глаголов образовались. Укажите признаки глагола и прилагательного у причастия.
- Чтобы ваша речь была яркой,четкой, и выразительной, вам надо учиться употреблять причастия в собственной речи. Вспомните русскую народную сказку «Колобок» и попробуйте составить по картинке несколько предложений и употребить в них причастия. (слайд16)
Подведем итоги.
Учитель «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» - это слова Даля.
Задание Согласны ли вы с его словами? Аргументируйте свою позицию.
Ответы учащихся.
Вывод: у причастия с прилагательным и глаголом много общих грамматических признаков.
В ходе урока мы
- познакомились с грамматическими признаками причастий;
- научились различать причастия и прилагательные;
- определять в причастии признаки глагола и прилагательного;