kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Причастие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать представление о причастии как о самостоятельной части речи; познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию; формировать умения отличать причастия от прилагательного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Причастие как часть речи"»

Тема «Причастие как часть речи. Признаки глагола и прилагательного у причастия».

Цель урока: дать представление о причастии как о самостоятельной части речи; познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию; формировать умения отличать причастия от прилагательного.

Подготовка к уроку:

 Для проведения урока учитель отбирает в свою папку ресурсы коллекции, обслуживающие данную тему, и располагает их в необходимой последовательности. Можно сделать ссылки на них из специально созданной презентации, для самооценки подготовить «Лист учета знаний

Условия для использования ЦОР.

Оборудование: компьютерный класс/ персональный компьютер, проектор и экран или интерактивная доска / принтер.

Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение работать с проекционным оборудованием, детальное знакомство с презентацией по теме изучаемого урока и необходимыми дополнительными материалами ЕК.

Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение пользоваться ресурсами ЕК.

Формы организации учебной деятельности

Самостоятельная индивидуальная работа. Аудиторная коллективная работа под руководством учителя с целью контроля усвоения новых знаний.

Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера

Роль учителя: организовать самостоятельную работу учеников с электронными дидактическими материалами, обеспечить ее результативность, стимулировать ее выполнение, поставив цель, сформулировав конкретные задачи; организовать контроль усвоения.

Роль компьютера: обучающая, информационная, контролирующая.

Роль ученика: выполняя поставленные учителем задачи, освоить новый материал и затем применить полученные знания на практике, уметь излагать материал урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Актуализация прежних знаний.

Синтаксическая пятиминутка

«Они (причастия) служат к сокращению человеческого слова, заключают в себе имени и глагола силу» М.В.Ломоносов.

Задание: дать характеристику предложения.

определить части речи в предложении

Вопрос: О какой части речи пишет Ломоносов?

Вы высказали много гипотез, и чтобы приблизиться к разгадке, поиграем в игру.


2.Игра «Третий лишний».

смеющийся, весёлый, красивый, грустная

мчится, прибежавший, уснул, смеялся;

ответ: Смеющийся, прибежавший

почему вы выделили именно эти слова? В чем их отличие от остальных слов в ряду?

Такие слова лингвисты выделили в самостоятельную часть речи, и называется она «Причастие»

Ⅱ. Запись темы урока «Причастие».

Объясните, как вы понимаете это слово? Подберите однокоренные слова или слова, помогающие понять значение этого определения (Причастие — причастный, приближенный).

Вот как сказал об этой удивительной части речи русский лингвист В. И. Даль

 

"Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного."*

В.И. Даль

"Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу."*

М.В. Ломоносов

 Прочитайте высказывания лингвистов. Что особенного они видят в этих словах?




Как вы понимаете их слова? Конечно, все они люди ученые и авторитетные, но…

От ошибок никто не застрахован!

Наша цель на сегодняшнем уроке: проверить правильность высказываний, дать свое определение причастию, определить основные грамматические признаки данной части речи, научиться отличать причастие от прилагательного и глагола, познакомитесь с суффиксами причастий и будите учиться употреблять причастия в собственной речи.


Мои помощники – папа Глагол, мама Прилагательное и их сынок Причастие. Даю им слово.

Сценка


Давайте сейчас и повторим признаки глагола и прилагательного. Сделаем морфологический разбор глагола и прилагательного из предложения :

Маленькая кошка играет с фантиками и шариками


Объяснение нового материала. (работа со слайдом)

- Посмотрите на кошку.

- По каким признакам можно узнать именно эту кошку? (Какая она?)

СЛАЙД 7

- А если кошку покрасить, она уже не будет серая, а какая? (покрашенная)

- А если ее постричь, она уже не будет пушистая, а какая? (постриженная)

Слайд 8

- Названы постоянные признаки кошки?

- Какой частью речи они выражены? (прилагательным)

- Что обозначает прилагательное?

- Кошка не всю жизнь постриженная, она становится такой только после того, как еёпостригли, тоесть совершили действие.

И покрашеной она стала только после того, как её покрасили, то есть тоже совершили действие.

Причастие тоже имеет признак, но по действию.

Обратите внимание на то, чтопричастие можно заменить сочетанием «местоимение + глагол».

- А с прилагательным можно сделать подобную замену?

Наш мальчик Причастие что-то хочет сказать, он не только скромный, но еще и умный. Послушаем его.

(Причастие читает слайд 9. Потом делает вывод)

Причастие: Я хочу сказать, что маме и папе не надо спорить, на кого я похож и почему я особая форма глагола. Как и мама, я отвечаю на вопрос какой? Какая? Какое? Какие? Обозначаю признак, но только по действию. Это черта папы Глагола.

- Какие же признаки глагола имеет причастие?

Задание На рабочей доске записаны словосочетания, учащиеся самостоятельно (в тетрадях) анализируют примеры и определяют общий грамматический признак в паре

Играющий в мяч- играет в мяч; нарисовавший картину- нарисовал картину (вид)

Игравший – играл, играет – играющий (время)

Съевший пирог- съел пирог (переходность)

съел пирог - съела пирог; Съевший пирог - съевшая пирог (род)

Съевший пирог - съевшие пирог (число).


Работа на умение образовывать причастия от глаголов (слайд 11-12)


- Сделаем вывод о том, что мы узнали о причастии. (Особая форма глагола, обозначает признак по действию. Имеет постоянные признаки глагола – вид и время).Вывешиваются на доске таблички с этими признаками.

- Понаблюдаем как изменяются прилагательные и причастия, в каких формах они согласуются с именами существительными?

- Просклонять по падежам: (у доски)

И.п кошка (какая?) серая, покрашенная

По родам, по числам. (устно)

- Какую часть речи поясняет прилагательное? Причастие?

- Как они изменяются?

- Признаки прилагательного у причастия – это постоянные или непостоянные признаки? (непост.)

- Какой еще вывод можно сделать о причастии в сравнении с прилагательным? (Причастие относится к существительному, согласуется с ним в роде, числе, падеже)

- Опознать причастия можно и по морфемному строению. Причастия образованы от глагола при помощи следующих суффиксов. (слайд 13).

Табличка с суффиксами на доску.

Вывод.

- Что же за часть речи причастие?

. Составить словарную статью «Причастие» (с примерами) или восстановите деформированный текст (слайд 14)

Причастие- это...форма глагола,

отвечает на вопросы…,

обозначает ……

Изменяется по….

В предложении обычно бывает…


- Чтение правила на стр. 272.

Умение находить причастие .

-Выпишите в тетрадь с/соч «прич + сущ», выделите суффиксы причастий. (слайд 15)

- От каких глаголов образовались. Укажите признаки глагола и прилагательного у причастия.

- Чтобы ваша речь была яркой,четкой, и выразительной, вам надо учиться употреблять причастия в собственной речи. Вспомните русскую народную сказку «Колобок» и попробуйте составить по картинке несколько предложений и употребить в них причастия. (слайд16)

Подведем итоги.

Учитель «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» - это слова Даля.

Задание Согласны ли вы с его словами? Аргументируйте свою позицию.

Ответы учащихся.

Вывод: у причастия с прилагательным и глаголом много общих грамматических признаков.


В ходе урока мы

- познакомились с грамматическими признаками причастий;

- научились различать причастия и прилагательные;

- определять в причастии признаки глагола и прилагательного;

- познакомились с суффиксами причастий;

- приобрели навык употребления причастий в речи.

Оценки

Домашнее задание.

Урок окончен.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок русского языка по теме "Причастие как часть речи"

Автор: Тымченко Любовь Иозасовна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129120

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по русскому языку по теме "Причастие как часть речи" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_po_tiemie_prichastiie_kak_chast_riechi_7_klas"
    ["file_id"] => string(6) "406197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491232397"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Разработка урока русского языка в 7 классе  по теме «Причастие как часть речи»"
    ["seo_title"] => string(72) "razrabotkaurokarusskoghoiazykav7klassiepotiemieprichastiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "270511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451143687"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как часть речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_v_7_klasse_po_teme_prichastie_kak"
    ["file_id"] => string(6) "488260"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1543506328"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_po_tiemie_prichastiie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "345589"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1474726354"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Методическая разработка теста по русскому языку для учащихся 7 класса по теме «Причастие как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-tiesta-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-7-klassa-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "201973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429161013"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства