Учитель: Здравствуйте, ребята! ( Учащиеся приветствую друг друга добрыми словами)
Ученики: Здравствуйте!
Учитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга добрыми словами!
Ученики: Приветствуют друг друга, говоря добрые слова или пожелания.
Стадия « вызов» Прием: «Кластер»
Учитель: Итак, ребята, мы с вами уже не первый урок работаем с какой частью речи?
Ученики: Мы работаем с глаголом.
Учитель: Ребята, а давайте мы с вами составим кластер по части речи – глагол.
Ученики: Выходят к доске, вспоминая материал о глаголе и записывая его на доске в виде кластера.
Учитель: Глагол это?
Ученики: Глагол - часть речи.
Учитель: Самостоятельная или служебная?
Ученики: Глагол - это самостоятельная часть речи
Учитель: Какие морфологические признаки есть у глагола?
Ученики: Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Имеет 1л.,2л.,3.,; I и II спряжение; в предложении является сказуемым; 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее, будущее время делится на простое и сложное…и.т.д.
Учитель: Молодцы, ребята! Немного вспомнили о глаголе как части речи…
Учитель: Ребята, а теперь, давайте, мы с вами немного выполним задания на повторение. Каждой группе я раздаю карточку с определенным заданием, выполнив карточку, поднимите руку.
Учитель: Итак, первая группа выполнила свою карточку. Прочитайте задание.
Ученики: Ученики зачитывают задание к карточке. Читают слова, выбрав правильное написание Ь после шипящих. Объясняют свой выбор.
Ученик: Слова, которые нам были даны – существительные ж.р, ед. ч и ж.р. мн. ч, а также одно слово ( грач)- м.р. В именах существительных ж.р мягкий знак пишем , у существительных мн.ч и сущ. М..р.– не пишем .
Учитель: Молодцы, ребята! Правильно!
Учитель: Вторая группа готова?
Ученики: Готова!
Учитель: Прочитайте задание вашей карточки. Объясните свой выбор.
Ученики: Читают задание к карточке. У нас были существительные м.р.+ ж.р. (дрожь). В существительных м.р. Ь не пишем, а в слове дрожь, так как оно ж.р. ь знак пишем.
Учитель: Хорошо, ребята! Вы тоже справились с заданием!
Учитель: 3 группа , прочтите какое задание было у вас. Объясните выбор данной орфограммы.
Ученики: Нам нужно было определить написание слов с шипящей на конце.
Слова, данные нам,- прилагательные, а точнее краткие прилагательные с шипящей на конце + одно слово имя существительное ( полночь). В кратких прилагательных с шипящей на конце Ь знак мы не пишем, а в слове полночь –пишем, так как это имя существительное ж.р.
В) Частично-посковый метод
Учитель: Молодцы, ребята, вспомнили правила написания слов с шипящей на конце имен существительных ж.р, м.р, ж.р мн.ч, а так же краткие прилагательные. Но у нас есть еще одна часть речи, у которой есть похожее правило. Как вы думаете, что это за часть речи?
Ученики: Это глагол. ( У учащихся могут быть и ошибочные версии, которые нельзя игнорировать, а просто сказать : « Может, кто думает иначе?»)
Учитель:Правильно , ребята. Давайте мы с вами постараемся определить это правило, выполнив определенное задание.
Работая в группе, определите глагол 2 лица, ед.ч. Образовав данный глагол, один из группы выйдите и запишите его на доске. Выделите окончание, и спряжение.
Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.
Ед.ч. Мн.ч.
1 л. сижу 1 л. сидим
2 л.____________ 2 л. сидите
3 л. сидит 3 л. сидят
Ед.ч. Мн.ч.
1 л. смотрю 1 л. смотрим
2 л.____________ 2 л. смотрите
3 л. смотрит 3 л. смотрят
Ед.ч. Мн.ч.
1 л. иду 1 л. идем
2 л.____________ 2 л. идете
3 л. идет 3 л. идут
Учитель: Выполнив задание, кто-нибудь может мне сформулировать правило написания ь знака у глагольных форм?
Ученики: Высказывают свое мнение ( Мнение может быть ошибочным, а может и правильным)
Учитель: Давайте ребята проверим, не ошибочно ли наше мнение о написании Ь в глагольных формах?
Ученики: Знакомятся с учебной статьей §89 стр.244
III. Стадия «осмысление»
А)Учитель: Ребята, всем ли понятно правило?
- В каких формах мы пишем мягкий знак?
Ученики: Мягкий знак мы пишем у глаголов 2 лица, ед.ч.
Учитель: Правильно! Давайте теперь посмотрим насколько вы усвоили новый материал.
Итак, задание: Даны пословицы .В пословицах подчеркните все глаголы, определите лицо, число глаголов. Оставьте лишь те пословицы, в которых глаголы использованы во 2м лице, ед.ч. У глаголов 2го лица, ед.ч. определите спряжение, выделите окончание. Оставшиеся пословицы прочитать вслух, объяснив их смысл.
1.Землю красит солнце, а человека - труд.
2.Труд кормит, а лень портит.
3.Кто мало говорит, тот больше делает.
4.Поспешишь - людей насмешишь.
5.Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.
6.Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Ученики: Учащиеся внимательно читают пословицы, поэтапно выполняя все задания ( Выделяют глаголы, определяют спряжение, лицо, выбирают из всех глаголов лишь те, которые 2 лица,,ед.ч.)
Б) Беседа о смысле пословиц ( воспитательная задача)
В) Прием « Лови ошибку»
Учитель: Вам даны пословицы, которые нужно собрать, и поставить глаголы в нужную форму.
Ученики: Начинают активно, вместе с группой, работать над поиском начала и конца пословиц, а так же корректируя глаголы в глаголы 2 лица ед.ч. ( Упражнение 665)
Ученики: Мы знали, что глагол это самостоятельная часть речи
- Отвечает на вопросы что делать? что сделать
- Имеет I и II спряжение, 1,2,3 лицо.
- 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее( простое и сложное)
Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Ученики: Мы узнали о написании Ь в глагольных формах после шипящих.
Учитель: Что вы хотели бы узнать?
Ученики: Что такое наклонение? ( У учащихся могут возникнуть множество вопросов, на которые можно дать ответ : « Мы обязательно с этим познакомимся в 6 классе. и.т.д)
Расскажите, помогаете ли вы маме, папе, бабушке, дедушке. Используйте в рассказе глаголы в форме 2 лица единственного числа.
«Острова»
Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке! Молодцы! Я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. У меня на столе стикеры, приклейте определенный стикер к тому острову, на котором вы сегодня находились.
Ученики: Приклеивают стикеры к островам, расположенным на доске, тем самым самостоятельно оценивая свою работу на уроке.
( Учащиеся клеят стикеры на тот остров, где они находились на уроке)