kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему:" ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для пятого класса.

Разработан на основе технологии критического мышления(ТКМ)

Тип урока: комбинированный

Метод: репродуктивный, информационно- развивающий,частично-поисковый, беседа.

Форма: групповая

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему:" ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ" »


Русский язык 5 класс

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Цель: формирование знаний о правописании Ь в глагольных формах

- повторить правописание слов с шипящей на конце;

- развить критическое мышление;

- воспитывать нравственность на основе устного народного творчества.

Тип урока: комбинированный

Технология: ТКМ

Метод: репродуктивный, информационно - развивающий, частично-поисковый, беседа.

Форма работы: групповая

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! ( Учащиеся приветствую друг друга добрыми словами)

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга добрыми словами!

Ученики: Приветствуют друг друга, говоря добрые слова или пожелания.

  1. Стадия « вызов» Прием: «Кластер»

Учитель: Итак, ребята, мы с вами уже не первый урок работаем с какой частью речи?

Ученики: Мы работаем с глаголом.

Учитель: Ребята, а давайте мы с вами составим кластер по части речи – глагол.

Ученики: Выходят к доске, вспоминая материал о глаголе и записывая его на доске в виде кластера.

Учитель: Глагол это?

Ученики: Глагол - часть речи.

Учитель: Самостоятельная или служебная?

Ученики: Глагол - это самостоятельная часть речи

Учитель: Какие морфологические признаки есть у глагола?

Ученики: Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Имеет 1л.,2л.,3.,; I и II спряжение; в предложении является сказуемым; 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее, будущее время делится на простое и сложное…и.т.д.

Учитель: Молодцы, ребята! Немного вспомнили о глаголе как части речи…

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Ученики: Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Глагол



А) Работа в группах

Учитель: Ребята, а теперь, давайте, мы с вами немного выполним задания на повторение. Каждой группе я раздаю карточку с определенным заданием, выполнив карточку, поднимите руку.

1 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Мыш__ вещ__, печ__, брош__, около луж__, гореч__, грач__, ветош__, молодеж__,много туч__,доч_.


2 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Камыш__, шалаш__, врач__, гараж__, дрож__, плащ__, сургуч__, мяч__, ключ__, сторож__,товарищ__.


3 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Дремуч__, хорош__, тягуч__, полноч__, скрипуч__, неуклюж__, шипуч__, свеж__,колюч__,пахуч__,горяч__.

Б) Проверка и обобщение

Учитель: Итак, первая группа выполнила свою карточку. Прочитайте задание.

Ученики: Ученики зачитывают задание к карточке. Читают слова, выбрав правильное написание Ь после шипящих. Объясняют свой выбор.

Ученик: Слова, которые нам были даны – существительные ж.р, ед. ч и ж.р. мн. ч, а также одно слово ( грач)- м.р. В именах существительных ж.р мягкий знак пишем , у существительных мн.ч и сущ. М..р.– не пишем .

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно!

Учитель: Вторая группа готова?

Ученики: Готова!


Учитель: Прочитайте задание вашей карточки. Объясните свой выбор.

Ученики: Читают задание к карточке. У нас были существительные м.р.+ ж.р. (дрожь). В существительных м.р. Ь не пишем, а в слове дрожь, так как оно ж.р. ь знак пишем.

Учитель: Хорошо, ребята! Вы тоже справились с заданием!

Учитель: 3 группа , прочтите какое задание было у вас. Объясните выбор данной орфограммы.

Ученики: Нам нужно было определить написание слов с шипящей на конце.

Слова, данные нам,- прилагательные, а точнее краткие прилагательные с шипящей на конце + одно слово имя существительное ( полночь). В кратких прилагательных с шипящей на конце Ь знак мы не пишем, а в слове полночь –пишем, так как это имя существительное ж.р.


В) Частично-посковый метод

Учитель: Молодцы, ребята, вспомнили правила написания слов с шипящей на конце имен существительных ж.р, м.р, ж.р мн.ч, а так же краткие прилагательные. Но у нас есть еще одна часть речи, у которой есть похожее правило. Как вы думаете, что это за часть речи?

Ученики: Это глагол. ( У учащихся могут быть и ошибочные версии, которые нельзя игнорировать, а просто сказать : « Может, кто думает иначе?»)

Учитель: Правильно , ребята. Давайте мы с вами постараемся определить это правило, выполнив определенное задание.

Работая в группе, определите глагол 2 лица, ед.ч. Образовав данный глагол, один из группы выйдите и запишите его на доске. Выделите окончание, и спряжение.

Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят


Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

2 л.____________ 2 л. смотрите

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут

Учитель: Выполнив задание, кто-нибудь может мне сформулировать правило написания ь знака у глагольных форм?

Ученики: Высказывают свое мнение ( Мнение может быть ошибочным, а может и правильным)

Учитель: Давайте ребята проверим, не ошибочно ли наше мнение о написании Ь в глагольных формах?

Ученики: Знакомятся с учебной статьей §89 стр.244


III. Стадия «осмысление»

А)Учитель: Ребята, всем ли понятно правило?

- В каких формах мы пишем мягкий знак?

Ученики: Мягкий знак мы пишем у глаголов 2 лица, ед.ч.

Учитель: Правильно! Давайте теперь посмотрим насколько вы усвоили новый материал.

Итак, задание: Даны пословицы .В пословицах подчеркните все глаголы, определите лицо, число глаголов. Оставьте лишь те пословицы, в которых глаголы использованы во 2м лице, ед.ч. У глаголов 2го лица, ед.ч. определите спряжение, выделите окончание. Оставшиеся пословицы прочитать вслух, объяснив их смысл.

1.Землю красит солнце, а человека - труд.

2.Труд кормит, а лень портит.

3.Кто мало говорит, тот больше делает.

4.Поспешишь - людей насмешишь.

5.Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

6.Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Ученики: Учащиеся внимательно читают пословицы, поэтапно выполняя все задания ( Выделяют глаголы, определяют спряжение, лицо, выбирают из всех глаголов лишь те, которые 2 лица,,ед.ч.)

Б) Беседа о смысле пословиц ( воспитательная задача)


В) Прием « Лови ошибку»

Учитель: Вам даны пословицы, которые нужно собрать, и поставить глаголы в нужную форму.

Ученики: Начинают активно, вместе с группой, работать над поиском начала и конца пословиц, а так же корректируя глаголы в глаголы 2 лица ед.ч. ( Упражнение 665)

Поищешь – (найти ), захочешь – (добиться).

До пота ( поработать) – с аппетитом ( полопать).

Рано ( встать) – солнце навстречу, поздно (встать) – ночь навстречу.

Что (наработать), то и (заработать).


III.Стадия «Рефлексии» Прием: ЗУХ

Учитель: Что вам было известно о глаголе?

Ученики: Мы знали, что глагол это самостоятельная часть речи

- Отвечает на вопросы что делать? что сделать

- Имеет I и II спряжение, 1,2,3 лицо.

- 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее( простое и сложное)

Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Ученики: Мы узнали о написании Ь в глагольных формах после шипящих.

Учитель: Что вы хотели бы узнать?

Ученики: Что такое наклонение? ( У учащихся могут возникнуть множество вопросов, на которые можно дать ответ : « Мы обязательно с этим познакомимся в 6 классе. и.т.д)

Домашнее задание

Учитель: Откройте дневники, запишите домашнее задание §89, упражнение 667.

  • Расскажите, помогаете ли вы маме, папе, бабушке, дедушке. Используйте в рассказе глаголы в форме 2 лица единственного числа.

«Острова»

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке! Молодцы! Я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. У меня на столе стикеры, приклейте определенный стикер к тому острову, на котором вы сегодня находились.

Ученики: Приклеивают стикеры к островам, расположенным на доске, тем самым самостоятельно оценивая свою работу на уроке.

( Учащиеся клеят стикеры на тот остров, где они находились на уроке)

Остров понимания


Остров непонимания


Остров усвоения

Остров осмысления


























1. Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

2.Труд кормит, а лень портит.

3. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

4. Кто мало говорит, тот больше делает.

5. Землю красит солнце, а человека - труд.

6. Поспешишь - людей насмешишь.



1. Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

2.Труд кормит, а лень портит.

3. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

4. Кто мало говорит, тот больше делает.

5. Землю красит солнце, а человека - труд.

6. Поспешишь - людей насмешишь.


1. Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

2.Труд кормит, а лень портит.

3. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

4. Кто мало говорит, тот больше делает.

5. Землю красит солнце, а человека - труд.

6. Поспешишь - людей насмешишь.





Поищешь – (найти ), захочешь – (добиться).



До пота ( поработать) – с аппетитом ( полопать).



Рано ( встать) – солнце навстречу, поздно (встать) – ночь навстречу.



Что (наработать), то и (заработать).



















1 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Мыш__ вещ__, печ__, брош__, около луж__, гореч__, грач__, ветош__, молодеж__,много туч__,доч_.


2 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Камыш__, шалаш__, врач__, гараж__, дрож__, плащ__, сургуч__, мяч__, ключ__, сторож__,товарищ__.


3 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Дремуч__, хорош__, тягуч__, полноч__, скрипуч__, неуклюж__, шипуч__, свеж__,колюч__,пахуч__,горяч__.








Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидим 3 л. сидят


Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

2 л.____________ 2 л. смотрите

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка на тему:" ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ"

Автор: АНДРЕЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 23.06.2014

Номер свидетельства: 107972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Путешествие по стране Глаголии (Обобщающий урок по теме "Глагол")"
    ["seo_title"] => string(77) "putieshiestviie_po_stranie_glagholii_obobshchaiushchii_urok_po_tiemie_glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "344893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474448708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства