Урок русского языка 11 класс (подготовка к ЕГЭ). ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Урок русского языка 11 класс (подготовка к ЕГЭ). ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
При подготовке к ЕГЭ на этом уроке можно вспомнить и повторить весь материал осложненного простого предложения.Много заданий для повторения из художественной литературы. Сразу обучающиеся вспоминают и используют знания произведений, изученных на уроках литературы. Практические задания помогают проверить умения учеников,самостоятельные навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня на уроке мы будем работать по теме «Простое осложнённое предложение», тем самым продолжим подготовку к ЕГЭ по заданиям А19, А20, А21, В5. Примеры для работы взяты из текстов художественной литературы, изученных вами в 10 классе.
II. Орфографическая разминка.
Пишут в тетрадях в три группы.
Слайд 2. Из данных словосочетаний выписать слова, распределяя их по группам:
с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова»;
с орфограммой «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»;
с орфограммой «Чередующаяся безударная гласная в корне слова».
Соприк..сновение с действительностью, ..патия ко всему, созд..вал улучшения, ярко забл..стали, р..в..люционные д..мократы, прогр..ссивная инт..лл..генция, соб..рается прославиться, неприм..римо вр..ждебные силы, подп..рать ногами.
Далее идет взаимопроверка, потом сравнивают с правильным вариантом. (Слайд №3 .Проверка) Учащиеся выставляют карандашом оценку своему однокласснику.
III. Беседа по изученному с помощью схемы, самостоятельно составленной учащимися.
Таблица с обособленными членами предложения
2) Самостоятельно составьте схему, как может осложняться простое предложение.
3) Проверка. Слайд 4.
3) Фронтальный опрос.
Раскройте понятие однородных членов предложения.
Что такое обособленные члены предложения?
Какие члены предложения могут быть обособленными?
Дайте понятие уточняющим членам предложения. (служат для конкретизации или пояснения значений других членов предложения (уточняемых) могут присоединяться при помощи специальных союзов то есть и др.)
Что такое вводные конструкции (Специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому , что он сообщает: различная степень уверенности , различные чувства, источник сообщения, порядок мыслей и их связь, замечания о способах оформления мыслей).
Что такое обращение?
Какие синтаксические конструкции грамматически не связаны с предложением? ПОЧЕМУ?
IV. Практическая часть.
Слайд 5. Расставьте знаки препинания. Чем осложнены данные предложения? Из какого произведения примеры? Кто его автор?
Письменно
Ни над собой ни вне себя ни внутри себя он не признаёт никакого регулятора никакого нравственного закона никакого принципа.
Небольшая низенькая комнатка была очень чиста и уютна и убрана довольно роскошно но без особого вкуса.
Под влиянием различных смутных чувств сознания уходящей жизни желания новизны она заставила себя дойти до известной черты заставила себя заглянуть за неё – и увидала за ней даже не бездну а пустоту… или безобразие.
Проверка. Слайд 6.
2) Слайды 7-9. Работа с заданием А19 ЕГЭ по русскому языку.
Записывают в тетради правильный ответ (2,1,3,)
Слайд 10. Исправьте пунктуационные ошибки. Укажите, чем осложнено каждое предложение? Попробуйте назвать произведения, примеры из которых здесь приведены. Кто их автор?
ЗАПИСЫВЮТ В ТЕТРАДЬ В ИСПРАВЛЕННОМ ВИДЕ
Николай Петрович быстро обернулся, и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнажённую красную руку.
То был человек лет тридцати двух-трёх от роду среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами гулявшими, беспечно по стенам.
Сидя подле неё разговаривая с нею, о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск её глаз, и улыбки относившейся не к говорённым речам, а к её внутреннему счастью.
Проверка. Слайды 11-13.
Слайды 14-16. Работа с заданиями А20, В5 ЕГЭ по русскому языку.
Записывают в тетради правильный номер ответа
Правильные ответы 4
4
1,2,4
5) Слайд 17. В предложениях из романа И.А. Гончарова «Обломов» расставьте знаки препинания, выделите вводные слова, обращения.
Счастливый, сияющий, точно «с месяцем во лбу» по выражению няньки пришёл он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: «Ольга».
К зиме однако ж свидания их становились всё реже наедине.
Дом Обломовых бог знает отчего всё беднел, мельчал, и наконец незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами.
Что же погубило тебя Илья?
Проверка. Слайд 18.
6) Слайды 19-20. Работа с заданием А21 ЕГЭ по русскому языку.
Записать в тетрадь правильный номер ответа (4,1)
7) Выпишите только простые осложнённые предложения. Обоснуйте свой выбор. Из каких произведений примеры? Кто автор? Слайд 21.
Раскольников разглядел худенькое, но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело на него смотревшее. Человек помолчал и вдруг глубоко, чуть ли не до земли, поклонился ему. Все расступились, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину.
Проверка. Слайды 22-23.
V. Работа по карточкам.
Сдача самостоятельной работы.
VI. Выводы по уроку, выставление оценок.
(слайд 24)
Какой теме был посвящён урок?
Чем могут осложняться простые предложения?
Какие литературные произведения сегодня вспомнили?
Как вы думаете, для чего писатели используют такие виды предложений?
Сдаем рабочие тетради на проверку. Дома составить вариант заданий по ЕГЭ А19.А20,А21,В5.(желательно напечатать на отдельном листе)
VII. Урок окончен.
Спасибо за работу.
Используемая литература:
Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 47-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2007.
Литература 19 века на уроках русского языка. Пособие-практикум для старшеклассников и абитуриентов. – СПб.: «Паритет», 2002.
ЕГЭ 2009. Русский язык универсальные материалы для подготовки учащихся / авт-сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. ФИПИ – М., Интеллект-Центр, 2009.
Варианты ЕГЭ – 2011. Русский язык / авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. ФИПИ М., Интеллект-Центр, 2011.