kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи по картине И. Левитана "Март".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе представленного урока обучающиеся знакомятся с творчеством русского художника Исаака Ильича Левитана на основе детального анализа его картины "Март", учатся писать связный текст (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений), редактировать его, пополняют свой словарный запас, развивают языковое чутьё, развивают эстетическое восприятие и ассоциативное мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по картине И. Левитана "Март". »

МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова












Открытый урок развития речи


по картине И. Левитана «Март».







Учитель русского языка и

литературы


Косникова Г.В.
















Цели урока:

  • обучить написанию связного текста (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений);

  • пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе речи;

  • развивать языковое чутьё, учить редактированию текста;

  • способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления учащихся.

Ход урока

I. Сообщение темы и задачи урока

Сегодня у нас урок развития речи. Мы познакомимся с творчеством русского художника Исаака Ильича Левитана, внимательно рассмотрим и поговорим подробно о его картине “Март”, а потом напишем сочинение — описание этой картины в художественном стиле.

  • Судя по названию картины, о каком времени года пойдёт речь?

  • О ранней весне.

  • Какие ассоциации возникают у вас при слове "весна"?

  • Тепло, яркое солнце, капель, журчание ручьёв, таяние снега, молодая зелень, проталины, радостное настроение, сосульки, голубое высокое небо, чистый и свежий воздух, долгие светлые дни.

Настоящий художник всегда учит особому зрению. Он словно обостряет наши чувства, заставляет видеть необычное в обычном, красоту и поэзию — в привычном и будничном.

Перед вами картина Исаака Левитана “Март”

Всмотритесь в неё, а я расскажу историю её появления. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Левитан ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. “Видно, не придётся сегодня поработать, — подумал он, — слишком светло всё, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадёт!”

Вдруг в синем небе над его головой закричала лесная птица сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут солнечные лучи брызнули ему в глаза и с непривычки Левитан словно ослеп. Он привстал в санях, замахал руками и тоже вывалился в снег. А лошадка на радостях, что сани стали совсем лёгкими, рванулась вперед, да и припустила рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная. Лежит Левитан в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то и нет! Сел он, глаза открыл. С непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протёр глаза, взглянул — и сам себе не поверил. Красота-то, какая!

  • Итак, нравится ли вам картина? Какие чувства она у вас вызывает?

Вот это восхищение весной, радость ее ожидания мы должны будем передать в своем сочинении. А для того, чтобы сделать это красиво и выразительно, я предлагаю вам обратиться к стихам и поучиться у поэтов находить образные слова и выражения для выражения чувств и настроения.


Чтение учениками отрывков стихотворений о весне.


Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е. Баратынский



Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют. ( А.С.Пушкин)



Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. ( А.Н.Плещеев)

Плачет зима, горько плачет, холодная!

В горе великом она:

Мчится из-за моря к ней плодородная,

Дивная фея-весна! ( А.М. Федоров)


  • Созвучны ли настроение картины Левитана и стихотворений?

  • Выберите строки, которые, на ваш взгляд, наиболее точно передают настроение картины.

  • Какими средствами выразительности пользуются поэты? С чем и с кем сравнивают весну?


Давайте попробуем, пользуясь средствами выразительности, распространить следующее предложение (слайд 5)


По моему, весна похожа на…, потому что…


Ребята, мы передали общее настроение картины, а теперь давайте всмотримся в нее более детально, постараемся понять, в чем же притягательность такого простого и неброского, на первый взгляд, пейзажа?


Что вы видите на картине?

Как подтверждается название картины «Март»?

Давайте подберем определения к понятиям «снег», «небо», «лес» на картине Левитана «Март».


Работа со слайдами 6,7,8.


Пользуясь полученным материалом, составьте предложение о снеге, лесе, небе (по вариантам).


Какой день изобразил художник? Какое солнце? Как оно меняет всю природу на картине? (слайд 10,11)


Что говорит о незримом присутствии человека на картине?

Представьте, что вы оказались в тех местах, которые изобразил художник. Что бы вам захотелось сделать?

Когда смотришь на эту картину Левитана, кажется, что не только видишь, но и слышишь весну. Нет ли у вас такого ощущения? (Сейчас мы прослушаем отрывок из музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года» - «Март», а вы постарайтесь представить, какие звуки можно услышать в весеннем лесу?).

Продумайте, что общего между картиной Левитана, словами Пушкина, Баратынского и музыкой Чайковского?

Постараемся сделать вывод: чему нас учит картина? Какова основная идея художника?

Логическое мышление.

Весна - это утро года, когда все в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине Левитана; мы тоже радуемся, любуемся природой, лучше понимаем радость бытия.

Безусловно, ощущается чувство спокойствия, умиротворения, а грусть вызывает вид одинокой лошадки, которая, вероятно, уже долго ждет хозяина, и может быть, ей уже холодно.

Художник представил перед нами теплый солнечный весенний день, когда зима еще не хочет уходить, сохраняя сугробы и снежный ковер. Глядя на картину,  мы понимаем счастье жизни, мир природы и человека, их неразделимость.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи по картине И. Левитана "Март".

Автор: Косникова Галина Владимировна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок развития речи "Сказка о грустном художнике" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-razvitiia-riechi-skazka-o-ghrustnom-khudozhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "137290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417330650"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Сочинение по картине И.И. Левитана "Март" "
    ["seo_title"] => string(45) "sochinieniie-po-kartinie-i-i-lievitana-mart-1"
    ["file_id"] => string(6) "120930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413825045"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Сочинение по картине И.И. Левитана «Март» "
    ["seo_title"] => string(43) "sochinieniie-po-kartinie-i-i-lievitana-mart"
    ["file_id"] => string(6) "120873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413818717"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "План-конспект урока "Сочинение по картине И.Левитана Март" "
    ["seo_title"] => string(62) "plan-konspiekt-uroka-sochinieniie-po-kartinie-i-lievitana-mart"
    ["file_id"] => string(6) "119234"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413369794"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация  по теме: "Сочинение по картине И.И. Левитана "Март". "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-po-tiemie-sochinieniie-po-kartinie-i-i-lievitana-mart"
    ["file_id"] => string(6) "166943"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423028410"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства