В ходе представленного урока обучающиеся знакомятся с творчеством русского художника Исаака Ильича Левитана на основе детального анализа его картины "Март", учатся писать связный текст (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений), редактировать его, пополняют свой словарный запас, развивают языковое чутьё, развивают эстетическое восприятие и ассоциативное мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления учащихся.
Ход урока
I. Сообщение темы и задачи урока
Сегодня у нас урок развития речи. Мы познакомимся с творчеством русского художника Исаака Ильича Левитана, внимательно рассмотрим и поговорим подробно о его картине “Март”, а потом напишем сочинение — описание этой картины в художественном стиле.
Судя по названию картины, о каком времени года пойдёт речь?
О ранней весне.
Какие ассоциации возникают у вас при слове "весна"?
Настоящий художник всегда учит особому зрению. Он словно обостряет наши чувства, заставляет видеть необычное в обычном, красоту и поэзию — в привычном и будничном.
Перед вами картина Исаака Левитана “Март”
Всмотритесь в неё, а я расскажу историю её появления. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Левитан ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. “Видно, не придётся сегодня поработать, — подумал он, — слишком светло всё, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадёт!”
Вдруг в синем небе над его головой закричала лесная птица сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут солнечные лучи брызнули ему в глаза и с непривычки Левитан словно ослеп. Он привстал в санях, замахал руками и тоже вывалился в снег. А лошадка на радостях, что сани стали совсем лёгкими, рванулась вперед, да и припустила рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная. Лежит Левитан в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то и нет! Сел он, глаза открыл. С непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протёр глаза, взглянул — и сам себе не поверил. Красота-то, какая!
Итак, нравится ли вам картина? Какие чувства она у вас вызывает?
Вот это восхищение весной, радость ее ожидания мы должны будем передать в своем сочинении. А для того, чтобы сделать это красиво и выразительно, я предлагаю вам обратиться к стихам и поучиться у поэтов находить образные слова и выражения для выражения чувств и настроения.
Чтение учениками отрывков стихотворений о весне.
Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Е. Баратынский
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют. ( А.С.Пушкин)
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. ( А.Н.Плещеев)
Плачет зима, горько плачет, холодная!
В горе великом она:
Мчится из-за моря к ней плодородная,
Дивная фея-весна! ( А.М. Федоров)
Созвучны ли настроение картины Левитана и стихотворений?
Выберите строки, которые, на ваш взгляд, наиболее точно передают настроение картины.
Какими средствами выразительности пользуются поэты? С чем и с кем сравнивают весну?
Давайте попробуем, пользуясь средствами выразительности, распространить следующее предложение (слайд 5)
По моему, весна похожа на…, потому что…
Ребята, мы передали общее настроение картины, а теперь давайте всмотримся в нее более детально, постараемся понять, в чем же притягательность такого простого и неброского, на первый взгляд, пейзажа?
Что вы видите на картине?
Как подтверждается название картины «Март»?
Давайте подберем определения к понятиям «снег», «небо», «лес» на картине Левитана «Март».
Работа со слайдами 6,7,8.
Пользуясь полученным материалом, составьте предложение о снеге, лесе, небе (по вариантам).
Какой день изобразил художник? Какое солнце? Как оно меняет всю природу на картине? (слайд 10,11)
Что говорит о незримом присутствии человека на картине?
Представьте, что вы оказались в тех местах, которые изобразил художник. Что бы вам захотелось сделать?
Когда смотришь на эту картину Левитана, кажется, что не только видишь, но и слышишь весну. Нет ли у вас такого ощущения? (Сейчас мы прослушаем отрывок из музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года» - «Март», а вы постарайтесь представить, какие звуки можно услышать в весеннем лесу?).
Продумайте, что общего между картиной Левитана, словами Пушкина, Баратынского и музыкой Чайковского?
Постараемся сделать вывод: чему нас учит картина? Какова основная идея художника?
Логическое мышление.
Весна - это утро года, когда все в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине Левитана; мы тоже радуемся, любуемся природой, лучше понимаем радость бытия.
Безусловно, ощущается чувство спокойствия, умиротворения, а грусть вызывает вид одинокой лошадки, которая, вероятно, уже долго ждет хозяина, и может быть, ей уже холодно.
Художник представил перед нами теплый солнечный весенний день, когда зима еще не хочет уходить, сохраняя сугробы и снежный ковер. Глядя на картину, мы понимаем счастье жизни, мир природы и человека, их неразделимость.