kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение описание по картине И.И. Левитана «Март». 

Тип урока – урок развития речи

Цель урока: научить пятиклассников писать сочинение описание в жанре отзыва на основе картины И.И. Левитана «Март»

Задачи урока

Обучающие:

- помочь овладеть навыками описания изображенного на картине пейзажа;

- научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными);

- повторить правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.

- составлять план будущего высказывания с учётом содержания первоисточника и заданным жанром (отзыв).

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, творческую активность, любовь к природе, чувство красоты, интерес к устному народному творчеству и живописи;

- воспитывать у учеников аккуратность при оформлении записей в тетрадях;

Развивающие:

- развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

- развивать художественный вкус, чувство прекрасного на основе картин И.И. Левитана и музыкального произведения Э.Григ «Утреннее настроение»;

- совершенствовать устную и письменную речь учащихся;

- развивать умение составлять план сочинения;

- устно и письменно составлять высказывание в жанре отзыва.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине И.И. Левитана «Март» »

Тип урока – урок развития речи

Тема урока – сочинение описание по картине И.И. Левитана «Март»

Цель урока: научить пятиклассников писать сочинение-описание в жанре отзыва на основе картины И.И. Левитана «Март»

Задачи урока

Обучающие:

- помочь овладеть навыками описания изображенного на картине пейзажа;

- научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными);

- повторить правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.

- составлять план будущего высказывания с учётом содержания первоисточника и заданным жанром (отзыв).

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, творческую активность, любовь к природе, чувство красоты, интерес к устному народному творчеству и живописи;

- воспитывать у учеников аккуратность при оформлении записей в тетрадях;

Развивающие:

- развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

- развивать художественный вкус, чувство прекрасного на основе картин И.И. Левитана и музыкального произведения Э.Григ «Утреннее настроение»;

- совершенствовать устную и письменную речь учащихся;

- развивать умение составлять план сочинения;

- устно и письменно составлять высказывание в жанре отзыва.


Методическое основание:

Предлагаемый урок развития речи продолжает работу по формированию умения школьников описывать картину. Он носит интегрированный характер, так как опирается на знания учеников из курса русского языка и риторики. Это позволяет добиться универсальности в использовании лингвистических и коммуникативных знаний и умений учениками в ситуациях бытового и учебного характера. К моменту проведения урока, у пятиклассников уже на должном уровне сформированы умения, связанные с наблюдением и анализом, они могут подбирать заголовок тематического или смыслового характера, выделять структурно-смысловые части, ключевые слова, составлять план будущего произведения, выбирать и систематизировать языковой материал в соответствии с определёнными пунктами плана, устно составлять рассказ. Кроме того, на уроках риторики школьники получили сведения о специфике такого жанра как отзыв. Основная сложность при создании как устного, так и письменного рассказа будет связанна с логичностью и последовательностью изложения материала и своей точки зрения на картину. Поэтому, главная задача учителя на уроке – так организовать работу на уроке, чтобы свести эти трудности к минимуму. Для этого необходимо подобрать такую картину, чтобы она не оставляла равнодушным. Полотно И.И. Левитана «Март» в сочетании с музыкой Э.Грига «Утреннее настроение» на мой взгляд, отвечает этим требованиям. Анализирую картину, можно определить внимание учеников на дополнительный языковой вариант, с указанием на орфограммы. Составление плана призвано держать всю схему теста в голове и помогать детям не отклоняться от мысли. Чтобы облегчить работу и расширить словарный запас учеников, им предлагается раздаточный языковой материал.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1,Организационный момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя


Здравствуйте, садитесь.


Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлекторное слушание


2. Подготовка к восприятию картины

Метод: слово учителя

Прием: вводное слово учителя


Сегодня у нас будет необычный урок. На нем вы познакомитесь с великолепными произведениями искусства: художественного, словесного и музыкального. Они расскажут об одном и том же явлении и помогут описать удивительное состояние природы - весну. И, конечно же, познакомимся с творчеством одного из лучших художников – Исаака Ильича Левитана.


Прием: установка на слушание

Ребята, я вам сейчас немного расскажу о его творчестве. А вы внимательно слушайте и помечайте у себя в тетрадях прилагательные, которые я буду употреблять – вам многое пригодится при написании сочинения.


Обзор творчества


«Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейза­же,— его душу, его очарование»,— писал известный художник М. В. Нестеров.

И действитель­но, обладающий незаурядным умом, исключительной зрительной памятью, тончайшей эмоциональностью, уникальным умением проникать в сущ­ность жизни природы, Левитан с необычайной задушевностью воплотил в своих картинах прелесть среднерусской полосы России, ее тончайшие, созвучные человеку настроения. От его картин зритель получает настоящее эстетическое наслаждение, и каждому кажется, что вот именно этот берег, река, лес — именно этот пейзажный мотив ему близок, знаком с детства, поэтому «встреча» с ним особенно дорога и волнующа.

В созданной Левитаном огромной галерее пейзажных образов развернута широкая гамма настроений и чувств — от тихой грусти, щемящей тоски, скорбных раздумий до благотворного умиротворения, жизнерадостности и ликования.

Первые работы художника, еще робкие и несколько однообразные по колориту, привлекли внимание зрителей какой-то особой, свойственной им подкупающей прелестью. На учениче­ской выставке появилась его небольшая картина «Осенний день. Сокольники», в которой передана задумчивая грусть человека среди отцветающей, но по-своему чарующей осенней природы. С этого момента уже можно было считать, что в русское искусство вошел мастер «пейзажа настроения». Женская фигура вписана Н.П. Чеховым, Братом А.П. Чехова


Значительным этапом в творческой биографии художника явилась принесшая ему всенародную славу серия волжских пейзажей. Чем чаще он ездил на Волгу, чем дольше там оставался, тем все более притягивала, зачаровывала его впечатлительную душу ее многоли­кая красота. Диапазон мыслей и чувств, свойственный искусству Левитана, в волжском цикле картин прослеживается исключительно наглядно, как и главные особенности творчества мастера — яркая эмоциональность, глубокий психологизм, лиричность.

Повседневная жизнь Волги отображена в картине «После дождя. Плес». Собственно, в ней больше места отведено берегу, низкому, на первый взгляд малоприглядному, куда выходят окраинные постройки небольшого городка. Только что прошел ливень, освежил воздух, пропитал все влагой, но солнце уже начинает пробиваться сквозь клубящиеся облака. Омытые дождем крыши, трава и деревья — все осветилось мягкими, переливающимися чистыми красками.

Красотой природы, торжественно-величавой, вызывающей восторженные, граничащие с благоговением чувства, захватывает картина «Вечерний звон». Величествен пламенеющий на солнце белокаменный монастырь, утопающий в густой роще, почти ощутим плывущий в теплом воздухе мелодичный перезвон его колоколов. Природа пронизана умиротворяющим душу безмятежным спокойствием.

Повседневная жизнь Волги отображена в картине «После дождя. Плес». Собственно, в ней больше места отведено берегу, низкому, на первый взгляд малоприглядному, куда выходят окраинные постройки небольшого городка. Только что прошел ливень, освежил воздух, пропитал все влагой, но солнце уже начинает пробиваться сквозь клубящиеся облака. Омытые дождем крыши, трава и деревья — все осветилось мягкими, переливающимися чистыми красками.

Красотой природы, торжественно-величавой, вызывающей восторженные, граничащие с благоговением чувства, захватывает картина «Вечерний звон». Величествен пламенеющий на солнце белокаменный монастырь, утопающий в густой роще, почти ощутим плывущий в теплом воздухе мелодичный перезвон его колоколов. Природа пронизана умиротворяющим душу безмятежным спокойствием.

Наиболее лирический, а может быть, и самый лирический, самый одухотворенный образ весны создан Левитаном в картине «Весна— большая вода», содержащей гамму эмоций, и среди них на первом месте — нежность. Она возникает сразу же при взгляде на трогатель­ные молодые деревца, стоящие в студеной талой воде в ожидании тепла и солнца. Их хрупкие ветви изящным кружевом рисуются на фоне подернутого легкой дымкой бледно-голубого неба.

Наиболее лирический, а может быть, и самый лирический, самый одухотворенный образ весны создан Левитаном в картине «Весна— большая вода», содержащей гамму эмоций, и среди них на первом месте — нежность. Она возникает сразу же при взгляде на трогатель­ные молодые деревца, стоящие в студеной талой воде в ожидании тепла и солнца. Их хрупкие ветви изящным кружевом рисуются на фоне подернутого легкой дымкой бледно-голубого неба.

Радость вечного обновления природы, пробуждающейся от зимнего оцепенения, привле­кала художника на протяжении всего его творческого пути. Весенние мотивы, как правило, воплощались в светлой по колориту картине, как «Первая зелень. Май». Примечательно, что Левитан не «населяет» свои пейзажи человеческими фигурами, но, вглядевшись, можно заметить следы трудовой деятельности человека.


Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа


Ребята, какая из представленных картин вам понравилась и почему?





А кто мне скажет в каком жанре Аня сейчас рассказывала про картину?

Наводящие вопросы: Что она сейчас говорила? Как отзывалась о картине?


Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Давайте запишем в тетради слова «отзыв» и «колорит» и лексические значения. Отзыв – это высказанное мнение о чем-либо. Колорит – это соотношение красок.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлекторное слушание










Прием: глобальное, оценочное, нерефлекторное слушание























































































































Метод: слушание

Прием: глобальное, оценочное, рефлекторное


Вариант ответа ученика:

-Мне больше всего понравилась картина И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники». Запомнилась она мне тем, что Левитан написал саму картину, а брат Чехова подрисовал поверх картины женщину в черном.

- Аня рассказывала сейчас в жанре отзыва.





Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание.




3. Рассматривание картины

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя


Теперь же мы обратимся к наиболее знаменитой картине Левитана, которая называется «Март».


Метод: беседа

Прием: сообщающая беседа


Какие чувства вызывает у вас эта картина?



Справка: Картина «Март» является общепризнанным шедевром. Теплое солнце на рыхлом снегу, мохнатой гнедой лошади. Разве найдется кто-нибудь, кто не почувствовал мартовского холода в прозрачных снежных тенях? А. Бенуа: «В картинах И. Левитана - не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, - тихая, милая, скромная русская природа».

Он наблюдал и писал первые дни весны, и стремительное ее приближение заставляло художника торопиться. Хотя кругом было еще много снега, но пейзаж менялся мгновенно. Где еще вчера таились сугробы снега, сегодня уже бежали звонкие ручьи. Только остановишься посмотреть, а пористые хлопья снега уже на глазах тают и сливаются с их веселым журчанием.

Колорит картины строится на теплых рыжеватых тонах санной дороги, как бы проступающих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, на сильном цветовом акценте лимонно-желтой стены дома, на золотистых в лучах солнца осинах и березах.


Начало предвесеннего пробуждения природы раскрывается в картине, прежде всего через поэзию света, ослепительно яркого мартовского солнца, и уж только потом подкрепляется порыхлевшим снегом. Мы привыкли называть снег «белым», но для зоркого глаза художника белизна его создается из множества цветовых оттенков, потому снег на картине И. Левитана живет - он дышит, мерцает, отражает голубое небо. Только оставленная у крыльца и пригревшаяся на солнце горкинская лошадь Дианка да незакрытая дверь говорят о незримом присутствии человека.

В этом полотне он изображает природу как бы "крупным планом", без ненужных подробностей. Так, например, художник запечатлел не весь дом Турчаниновых, а только часть его стены, рамой картины слева срезал все ветви деревьев.

Средствами живописи в картине вызываются не только зрительные, но и неслышимые звуковые и обонятельные ощущения.


Пригревает солнце, от его лучей съеживается снег на крыше крыльца, углубляются и темнеют на тропинке следы от ног. Но, глядя на "Март", мы словно еще слышим все шорохи и звуки природы, ее дыхание, шелест прозрачных ветвей деревьев, пение капели. Рыхлый, тяжелый пласт снега на покатой крыше, кажется, вот-вот соскользнет вниз, и мы услышим гулкий шум от его падения.

И. Левитан всегда любил гармоническую уравновешенность композиции, а в этом полотне противопоставил желтой стене дома, освещенной прямыми лучами солнца, рельефно выделяющиеся на темной зелени елей золотистые стволы осин. От этого как будто возникает некоторая статичность композиции, но художник оживляет ее сочными цветовыми пятнами и контрастами света и тени.


Все в "Марте" находится в борьбе: зима с весной, теплый солнечный свет с холодной лазурью, темные сосны со светлыми извилистыми осинами, ослепительные пятна снега с синими тенями, большой купол ярко-синего неба и большой кусок ярко-желтой стены. Казалось бы, что такие контрасты должны были "спорить" между собой, однако они гениально примирены великим художником. В холодную синеву неба неуловимо проникает тепло золотистого солнца, а желтизну стены окутывает небо, - и ничего не "кричит", не раздражает глаз зрителя, а, наоборот, создается гармоничная мелодия красок.


Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа


Скажите после всего, что вы услышали о картине, ваши ощущения от ее просмотра как-то изменились? Как именно?


Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя


Чтобы вам было проще высказать свое мнение, рассказать о картине, нам необходимо составить план. Запишите в тетради на новой строке слово «план».


Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа


Итак, о чем мы скажет в первом пункте?

Во втором пункте давайте отразим общий колорит полотна, но обратим внимание на свет и тень, на сочетание темных и массивных елей с тонкими осинками и освещенным весеннем солнцем крыльцом, на лошадь, которая ожидает.

Последний пункт плана я предлагаю назвать «Небывалый праздник природы». В ней вы можете рассказать о том, какое впечатление произвела на вас эта картина и почему?








Вариант ответа ученика:


-Картина Левитана залита солнцем, не смотря на то, что изображен снег. Глядя на нее, хочется радоваться каждому дню.


Метод: слушание

Прием: глобальное, оценочное, нерефлексивное слушание








































































Вариант ответа ученика:

Мое мнение о картине не сильно изменилось. Сейчас я более глубоко понимаю ее и могу объяснить отдельные детали. В этом мне помогают опорные слова.













Образец записи в тетради:

План:

  1. И.И. Левитан – великий художник-пейзажист.

  2. Общий колорит картины. Свет и тень, темные ели и тонкие осины …

  3. «Небывалый праздник природы»


4. Устное сочинение

Метод: слово учителя

Прием: установка на создание устного сочинения


Сейчас мы с вами попробуем создать устное сообщение по картине. Для этого мы с вами разделимся на группы по рядам. Первый ряд готовит первый пункт плана, второй-второй, третий соответственно готовит третий пункт плана. Вы можете и даже должны использовать языковой материал, который я вам раздала. 2 минуты вам на подготовку и проверяем.


Прием: установка на слушание

Итак, внимательно слушаем и думаем, как еще можно разнообразить речь выступающего.

(выслушиваем полностью получившийся рассказ)

Вариант ответа учеников:













Метод: слушание

Прием: детальное, оценочное, рефлексивное


5. Итоговое восприятие картины

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя


Подведем итоги, сегодня вы познакомились с картиной И.И. Левитана «Март» и увидели, как удивительно точно мастер передает настроение весенней природы.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа


Всем ли понятно, о чем и как нужно писать сочинение?


Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово


Тогда, еще раз внимательно рассмотрите картину. И чтобы усилить ваше впечатление, я предлагаю прослушать музыкальное произведение Э.Грига «Утреннее настроение»

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное


6. Написание сочинения

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя


Открываем тетради для творческих работ, записываем дату, на следующей строке «Сочинение-описание по картине И.И.Левитана «Март». И начинаете писать сочинение.

Вариант записи в тетради:





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»

Автор: Кушнер Антонина Игоревна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120873

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Сочинение по картине И.И. Левитана "Март" "
    ["seo_title"] => string(45) "sochinieniie-po-kartinie-i-i-lievitana-mart-1"
    ["file_id"] => string(6) "120930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413825045"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "План-конспект урока "Сочинение по картине И.Левитана Март" "
    ["seo_title"] => string(62) "plan-konspiekt-uroka-sochinieniie-po-kartinie-i-lievitana-mart"
    ["file_id"] => string(6) "119234"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413369794"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация  по теме: "Сочинение по картине И.И. Левитана "Март". "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-po-tiemie-sochinieniie-po-kartinie-i-i-lievitana-mart"
    ["file_id"] => string(6) "166943"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423028410"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Сочинение по картине И. Левитана "Март"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_3_klass_sochinieniie_po_kartinie_i_l"
    ["file_id"] => string(6) "468770"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525762450"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Сочинение по картине Левитана "Март""
    ["seo_title"] => string(39) "sochinieniie-po-kartinie-lievitana-mart"
    ["file_id"] => string(6) "338466"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1470128330"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства