2. Подготовка к восприятию картины | Метод: слово учителя Прием: вводное слово учителя Сегодня у нас будет необычный урок. На нем вы познакомитесь с великолепными произведениями искусства: художественного, словесного и музыкального. Они расскажут об одном и том же явлении и помогут описать удивительное состояние природы - весну. И, конечно же, познакомимся с творчеством одного из лучших художников – Исаака Ильича Левитана. Прием: установка на слушание Ребята, я вам сейчас немного расскажу о его творчестве. А вы внимательно слушайте и помечайте у себя в тетрадях прилагательные, которые я буду употреблять – вам многое пригодится при написании сочинения. Обзор творчества «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже,— его душу, его очарование»,— писал известный художник М. В. Нестеров. И действительно, обладающий незаурядным умом, исключительной зрительной памятью, тончайшей эмоциональностью, уникальным умением проникать в сущность жизни природы, Левитан с необычайной задушевностью воплотил в своих картинах прелесть среднерусской полосы России, ее тончайшие, созвучные человеку настроения. От его картин зритель получает настоящее эстетическое наслаждение, и каждому кажется, что вот именно этот берег, река, лес — именно этот пейзажный мотив ему близок, знаком с детства, поэтому «встреча» с ним особенно дорога и волнующа. В созданной Левитаном огромной галерее пейзажных образов развернута широкая гамма настроений и чувств — от тихой грусти, щемящей тоски, скорбных раздумий до благотворного умиротворения, жизнерадостности и ликования. Первые работы художника, еще робкие и несколько однообразные по колориту, привлекли внимание зрителей какой-то особой, свойственной им подкупающей прелестью. На ученической выставке появилась его небольшая картина «Осенний день. Сокольники», в которой передана задумчивая грусть человека среди отцветающей, но по-своему чарующей осенней природы. С этого момента уже можно было считать, что в русское искусство вошел мастер «пейзажа настроения». Женская фигура вписана Н.П. Чеховым, Братом А.П. Чехова Значительным этапом в творческой биографии художника явилась принесшая ему всенародную славу серия волжских пейзажей. Чем чаще он ездил на Волгу, чем дольше там оставался, тем все более притягивала, зачаровывала его впечатлительную душу ее многоликая красота. Диапазон мыслей и чувств, свойственный искусству Левитана, в волжском цикле картин прослеживается исключительно наглядно, как и главные особенности творчества мастера — яркая эмоциональность, глубокий психологизм, лиричность. Повседневная жизнь Волги отображена в картине «После дождя. Плес». Собственно, в ней больше места отведено берегу, низкому, на первый взгляд малоприглядному, куда выходят окраинные постройки небольшого городка. Только что прошел ливень, освежил воздух, пропитал все влагой, но солнце уже начинает пробиваться сквозь клубящиеся облака. Омытые дождем крыши, трава и деревья — все осветилось мягкими, переливающимися чистыми красками. Красотой природы, торжественно-величавой, вызывающей восторженные, граничащие с благоговением чувства, захватывает картина «Вечерний звон». Величествен пламенеющий на солнце белокаменный монастырь, утопающий в густой роще, почти ощутим плывущий в теплом воздухе мелодичный перезвон его колоколов. Природа пронизана умиротворяющим душу безмятежным спокойствием. Повседневная жизнь Волги отображена в картине «После дождя. Плес». Собственно, в ней больше места отведено берегу, низкому, на первый взгляд малоприглядному, куда выходят окраинные постройки небольшого городка. Только что прошел ливень, освежил воздух, пропитал все влагой, но солнце уже начинает пробиваться сквозь клубящиеся облака. Омытые дождем крыши, трава и деревья — все осветилось мягкими, переливающимися чистыми красками. Красотой природы, торжественно-величавой, вызывающей восторженные, граничащие с благоговением чувства, захватывает картина «Вечерний звон». Величествен пламенеющий на солнце белокаменный монастырь, утопающий в густой роще, почти ощутим плывущий в теплом воздухе мелодичный перезвон его колоколов. Природа пронизана умиротворяющим душу безмятежным спокойствием. Наиболее лирический, а может быть, и самый лирический, самый одухотворенный образ весны создан Левитаном в картине «Весна— большая вода», содержащей гамму эмоций, и среди них на первом месте — нежность. Она возникает сразу же при взгляде на трогательные молодые деревца, стоящие в студеной талой воде в ожидании тепла и солнца. Их хрупкие ветви изящным кружевом рисуются на фоне подернутого легкой дымкой бледно-голубого неба. Наиболее лирический, а может быть, и самый лирический, самый одухотворенный образ весны создан Левитаном в картине «Весна— большая вода», содержащей гамму эмоций, и среди них на первом месте — нежность. Она возникает сразу же при взгляде на трогательные молодые деревца, стоящие в студеной талой воде в ожидании тепла и солнца. Их хрупкие ветви изящным кружевом рисуются на фоне подернутого легкой дымкой бледно-голубого неба. Радость вечного обновления природы, пробуждающейся от зимнего оцепенения, привлекала художника на протяжении всего его творческого пути. Весенние мотивы, как правило, воплощались в светлой по колориту картине, как «Первая зелень. Май». Примечательно, что Левитан не «населяет» свои пейзажи человеческими фигурами, но, вглядевшись, можно заметить следы трудовой деятельности человека. Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Ребята, какая из представленных картин вам понравилась и почему? А кто мне скажет в каком жанре Аня сейчас рассказывала про картину? Наводящие вопросы: Что она сейчас говорила? Как отзывалась о картине? Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Давайте запишем в тетради слова «отзыв» и «колорит» и лексические значения. Отзыв – это высказанное мнение о чем-либо. Колорит – это соотношение красок. | Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлекторное слушание Прием: глобальное, оценочное, нерефлекторное слушание Метод: слушание Прием: глобальное, оценочное, рефлекторное Вариант ответа ученика: -Мне больше всего понравилась картина И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники». Запомнилась она мне тем, что Левитан написал саму картину, а брат Чехова подрисовал поверх картины женщину в черном. - Аня рассказывала сейчас в жанре отзыва. Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание. | |
3. Рассматривание картины | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Теперь же мы обратимся к наиболее знаменитой картине Левитана, которая называется «Март». Метод: беседа Прием: сообщающая беседа Какие чувства вызывает у вас эта картина? Справка: Картина «Март» является общепризнанным шедевром. Теплое солнце на рыхлом снегу, мохнатой гнедой лошади. Разве найдется кто-нибудь, кто не почувствовал мартовского холода в прозрачных снежных тенях? А. Бенуа: «В картинах И. Левитана - не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, - тихая, милая, скромная русская природа». Он наблюдал и писал первые дни весны, и стремительное ее приближение заставляло художника торопиться. Хотя кругом было еще много снега, но пейзаж менялся мгновенно. Где еще вчера таились сугробы снега, сегодня уже бежали звонкие ручьи. Только остановишься посмотреть, а пористые хлопья снега уже на глазах тают и сливаются с их веселым журчанием. Колорит картины строится на теплых рыжеватых тонах санной дороги, как бы проступающих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, на сильном цветовом акценте лимонно-желтой стены дома, на золотистых в лучах солнца осинах и березах. Начало предвесеннего пробуждения природы раскрывается в картине, прежде всего через поэзию света, ослепительно яркого мартовского солнца, и уж только потом подкрепляется порыхлевшим снегом. Мы привыкли называть снег «белым», но для зоркого глаза художника белизна его создается из множества цветовых оттенков, потому снег на картине И. Левитана живет - он дышит, мерцает, отражает голубое небо. Только оставленная у крыльца и пригревшаяся на солнце горкинская лошадь Дианка да незакрытая дверь говорят о незримом присутствии человека. В этом полотне он изображает природу как бы "крупным планом", без ненужных подробностей. Так, например, художник запечатлел не весь дом Турчаниновых, а только часть его стены, рамой картины слева срезал все ветви деревьев. Средствами живописи в картине вызываются не только зрительные, но и неслышимые звуковые и обонятельные ощущения. Пригревает солнце, от его лучей съеживается снег на крыше крыльца, углубляются и темнеют на тропинке следы от ног. Но, глядя на "Март", мы словно еще слышим все шорохи и звуки природы, ее дыхание, шелест прозрачных ветвей деревьев, пение капели. Рыхлый, тяжелый пласт снега на покатой крыше, кажется, вот-вот соскользнет вниз, и мы услышим гулкий шум от его падения. И. Левитан всегда любил гармоническую уравновешенность композиции, а в этом полотне противопоставил желтой стене дома, освещенной прямыми лучами солнца, рельефно выделяющиеся на темной зелени елей золотистые стволы осин. От этого как будто возникает некоторая статичность композиции, но художник оживляет ее сочными цветовыми пятнами и контрастами света и тени. Все в "Марте" находится в борьбе: зима с весной, теплый солнечный свет с холодной лазурью, темные сосны со светлыми извилистыми осинами, ослепительные пятна снега с синими тенями, большой купол ярко-синего неба и большой кусок ярко-желтой стены. Казалось бы, что такие контрасты должны были "спорить" между собой, однако они гениально примирены великим художником. В холодную синеву неба неуловимо проникает тепло золотистого солнца, а желтизну стены окутывает небо, - и ничего не "кричит", не раздражает глаз зрителя, а, наоборот, создается гармоничная мелодия красок. Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Скажите после всего, что вы услышали о картине, ваши ощущения от ее просмотра как-то изменились? Как именно? Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Чтобы вам было проще высказать свое мнение, рассказать о картине, нам необходимо составить план. Запишите в тетради на новой строке слово «план». Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Итак, о чем мы скажет в первом пункте? Во втором пункте давайте отразим общий колорит полотна, но обратим внимание на свет и тень, на сочетание темных и массивных елей с тонкими осинками и освещенным весеннем солнцем крыльцом, на лошадь, которая ожидает. Последний пункт плана я предлагаю назвать «Небывалый праздник природы». В ней вы можете рассказать о том, какое впечатление произвела на вас эта картина и почему? | Вариант ответа ученика: -Картина Левитана залита солнцем, не смотря на то, что изображен снег. Глядя на нее, хочется радоваться каждому дню. Метод: слушание Прием: глобальное, оценочное, нерефлексивное слушание Вариант ответа ученика: Мое мнение о картине не сильно изменилось. Сейчас я более глубоко понимаю ее и могу объяснить отдельные детали. В этом мне помогают опорные слова. Образец записи в тетради: План: И.И. Левитан – великий художник-пейзажист. Общий колорит картины. Свет и тень, темные ели и тонкие осины … «Небывалый праздник природы» | |