kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обучения грамоте "Слово и его значение. Многозначные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте. Цель урока: Создать условия для организации деятельности учащихся по формированию преставления о многообразии слов в русском языке. Для формирования коммуникативного навыка учащихся используется работа в парах и групповая работа.

Задачи:
1) научить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;

2) воспитывать интерес и любовь к русскому языку, культуре речи и письму.

3) развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в паре, в группах; развивать познавательный интерес.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте "Слово и его значение. Многозначные слова"»

Галина Викторовна Чувакова,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №47» г. Курска

Урок русского языка (письмо)
по теме «Слово и его значение. Многозначные слова».

Цель урока: Создать условия для организации деятельности учащихся по формированию преставления о многообразии слов в русском языке.

Задачи:
1) научить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;

2) воспитывать интерес и любовь к русскому языку, культуре речи и письму.

3) развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в паре, в группах; развивать познавательный интерес.

Познавательные УУД:

  • формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.



Коммуникативные УУД:

  • формировать умение слушать и понимать других;

  • формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • формировать умение работать в паре, в группе.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формировать умение прогнозировать предстоящую работу;

  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты:

  • формировать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • проявлять уважение к одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

Оборудование: экран; мультимедийный проектор; презентация по теме урока; песочные часы; карточки с заданиями.

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний.



Пояснительная записка

  1. Автор материала

Чувакова Галина Викторовна

  1. Место работы, должность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №47» г. Курска,
учитель начальных классов

  1. Предмет

Русский язык

  1. Класс

1 класс Б

  1. Название материала

Урок с мультимедийным приложением

  1. Вид ресурса

Разработка учебного занятия

  1. Название темы

«Слово и его значение. Многозначные слова»

  1. УМК, авторы образовательной программы

УМК «Школа России»

  1. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft Office Word 2010

Microsoft Office PowerPoint 2010

  1. Публикация материала

Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался





Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I Мотивация учебной деятельности
(1 мин)

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
И я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, хорошее настроение, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать новое.

- Вы любите открывать секреты? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями в открытии секрета.

Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, хорошими мыслями.

- Сегодня я вам предлагаю открыть ещё один секрет

Подготовка класса к работе

Личностные:
- личностная мотивация учебной деятельности

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



II Актуализация знаний

(5 мин.)

Работа в группах (четвёрках).

- Перед вами на партах лежит карточка. Найдите, какое слово спряталось в цепочке и к этому слову подберите подходящую картинку.















Проверим.

1 группа.

- Вы договорились, кто из вашей группы будет отвечать?

Дети работаю в группах.

1 группа определяет слово «звезда» и подбирает подходящую картинку (небесное тело);

2 группа – морское животное;

3 группа – геометрическая фигура;

4 группа – медаль в форме звезды;

5 группа – известный человек;

6 группа – воинский значок на погонах.

Познавательный:

- расширение кругозора;

- умение выделить главное, суть услышанного и высказанного.

Регулятивные:

- определение плана выполнения задания;

- умение корректировать выполнение задания по ходу работы.

Коммуникативные:

- развивать навык общения;

- учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формировать умение работать в группе.




- Какое слово у вас получилось?


- Есть другие варианты? Прикрепите к доске картинку, которую вы подобрали.

- Что на ней изображено?

- Да, дети, это небесное тело.

2 группа

Прикрепите к доске картинку, которую вы подобрали.


- Морское животное.

3 группа


4 группа


Эта медаль называется «Золотая звезда». А вручают эту медаль за храбрость, мужество, героизм.

Ею награждают того, кто совершил подвиг.

Предполагаемые ответы (ПО): звезда.



ПО: звезда светит в небе.



ПО: а у нас морская звезда.


ПО: звезда многоугольник.

ПО: у нас медаль в форме звезды.





5 группа

Звёзды на погонах, как отличительный знак военных.

6 группа




Звездой ещё называют знаменитых, известных людей, тех, кто прославился в искусстве, спорте, литературе.

ПО: звезда на погоне.


ПО: а у нас Леонид Якубович – известный ведущий передачи «Поле Чудес»


III Постановка учебной проблемы. Определение темы урока

(2 мин)

Вывешивается картинка (лошадь с белым пятном на лбу).

- Посмотрите внимательно.

- Как вы думаете, почему я показываю вам эту картинку?

- Как она может быть связана с нашим словом «звезда»?


- А назвали её так, потому, что звездой или ласково звёздочкой называют белое пятнышко шерсти на лбу лошади




ПО: наверное, лошадь зовут Звезда.

Познавательные:

- постановка и формулирование темы урока, его цели.




- Как вы думаете, почему слово «звезда» одно, а картинки все разные?

- Как называются такие слова?

- Предположите тему нашего урока.

ПО: слово имеет несколько значений


IV Раскрытие темы и цели урока

Я сейчас вам прочитаю сказку про многозначные слова.

- Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить эти слова!

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, и продавали их партиями.

Продавцы на все лады зазывали покупателей.

- Кому, кому иголки!

Иголки понадобились многим: ежам, дикобразам, ершам, кактусам, соснам, елям, портным.

- А вот слово «кисть»! Кому? Подходи, не жалей, покупай поскорей!

Краснея от смущения, подошла рябина, за ней смородина, виноград. Поспешил за этим словом и человек: что это рука без кисти? А еще это слово понадобилось художнику: без кисти он не сможет написать картину.

Нашлось много покупателей на слово «язык».

За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных, птиц.

Даже костру понадобилось это слово: какой же костер без языка пламени?

Только у нас и только сейчас – ножки всех размеров и видов – продолжался бойкий торг. За ножками спешили столы, шкафы, кровати – одним словом, мебель.

Весело приплясывая, прибежали дети на своих резвых ножках. Охая и вздыхая, приковыляли грибы. Каждому из них была нужна всего одна ножка.

Торговля шла бойко.

Одни слова приобретались одними покупателями, другие – разными. Вот и получилось, что одно и то же слово мы можем встретить в нескольких местах и в совершенно разных значениях.

- Давайте вспомним, какие многозначные слова встретились в сказке.

Работа в парах.

Возьмите конверты.

Высыпите содержимое на стол и составьте предложение с этими словами.

Время 1 минута.

- Проверим. Прочитайте предложения.

- Есть другие варианты? Запишем эти предложения. А перед этим подготовим пальчики к письму.


































ПО:

Языки пламени вырывались из окна. Мама купила кисть винограда. У стола высокие ножки. У сосны и ёлки зелёные иголки.

Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

Регулятивные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

- формировать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и понимать других;

- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формировать умение работать в паре;

V Пальчиковая игра

(1 мин)

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,


Паучков на землю смыл.




Солнце стало пригревать.





Паучок ползет опять.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке


Возьмите карточки и запишите составленные предложения

Время 3 минуты

Подчеркните многозначные слова.

Прочитайте текст жужжащим чтением.


Посмотрел как то месяц вниз на озеро. Видит: он со звёздами в озере плавает. А между ними ещё и рыбки плещутся. Стал месяц этих рыбок на небе искать. Да почему-то не нашёл и удивился.

- Кто главный герой этого рассказа?

- Кого искал месяц на небе?

- Нашёл месяц рыбок?

А почему месяц не нашёл на небе рыбок, вам помогут установить истину две картинки.

Рассмотрите картинки, в них спрятан ответ.

- Почему месяц не нашёл рыбок?

- Какая картинка подходит?

Дома раскрасите эту картинку.

Прочитайте текст, ещё раз про себя и найдите многозначные слова.
- Какие многозначные слова вам встретились в тексте?

Над значением слова «звезда» мы уже поработали.

В этом тексте есть ещё одно многозначное слово.

- А какое вы узнаете отгадав загадку.

По счёту первым он идёт

С него начнётся Новый год.

Открой скорее календарь

Читай, написано …

- Правильно, месяц январь.

- Сколько месяцев в году?

- А в каком значении слово «месяц» употреблено в нашем тексте?

- Где можно уточнить значение слова «месяц»?

- В каком словаре?

Я приготовила для вас толковый словарь В.И. Даля.

- Катя, подойди, пожалуйста, прочитай значение этого слова.

Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью; а затем по плечу другой руки.


Кисти свободно опущены, выполняется стряхивающее движение (дождик).

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками.


«Паучки» ползают по голове.





Жужжащее чтение






ПО: месяц

ПО: звезда

ПО: нет









ПО: звезда







ПО: январь



ПО: неполная луна


ПО: в словаре

ПО: толковом




























Коммуникативные:

- высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Физминутка

(1 мин)





- Послушайте, как интересно говорили в старину про месяц.

«Яркий, белолицый, во все зеркала глядится».

- Какое зеркало нашёл месяц в нашем тексте?

- Как вы думаете, почему озеро сравнивается с зеркалом?

- Что в них общего?

- В окружающем нас мире можно увидеть много удивительных похожих друг на друга предметов.

В русском языке приём, когда один предмет сравнивают с другим, называют сравнением.

Работа в парах.

- Прочитайте старинную загадку про месяц и обведите недостающее слово.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба ____________.

  1. буханка

  2. краюшка

- С чем сравнивают месяц в загадке?

- Как вы думаете, что такое краюшка, почему её так назвали?

Дети, часто в речи встречается это слово?

Так говорили очень давно, в старину.

А чтобы узнать значение этого слова, существует словарь устаревших слов.

- Давайте проверим наше предположение.

Ребёнок читает значение этого слова.

Ваше предположение оказалось верным.

В старину хлеб пекли в печи, и он имел круглую форму.

- Попробуем отрезать край хлеба.

- Посмотрите внимательно, вам ничего не напоминает форма краюшки?

Молодцы, краюшка хлеба напоминает форму месяца.

- А с чем ещё можно сравнить месяц?



ПО: озеро













ПО: с краюшкой.

ПО: край чего-то.














ПО: форму месяца.


Физминутка

(2 мин)

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.




В загадках часто сравнивают предметы один с другим.

- Я попросила детей подобрать загадки.

- Выходите, пожалуйста, к доске.

- Прочитайте свои загадки.





- Правильно ответили?

- С чем сравнивается снег в загадке?






- С чем сравнивают снежинку в загадке?

Посмотрите на картинку и скажите, с чем сравнили ребята глобус?

- Чем похожи эти предметы?

А сейчас мы с вами потренируемся в сравнении предметов.

Работа в парах.

Возьмите карточки и соедините парами предметы, похожие друг на друга.



- Проверим. Какие пары у вас получились?

- С чем сравнили речку?

Используя приём сравнения, ваша речь становится красочной, поэтичной, и образованный человек должен совершенствовать свою речь.




Лежало одеяло,
Мягкое белое.
Солнце припекло – Одеяло утекло

(снег)



С неба звёздочка упала

Белая, хрустальная

Я рукой её поймала,

А она растаяла.

(снежинка)




ПО: формой.



ПО: река-лента,
листик-кораблик, ромашка-солнышко, звёздочки-фонарик.


Рефлексия

(3 мин)

Вот и подошёл к концу наш урок. Своё отношение к нему предлагаю вам выразить при помощи звёздочек.

Если вам было всё понятно, получили удовольствие от работы на уроке, возьмите жёлтую звёздочку.

Если было не всё понятно, трудно при выполнении заданий – оранжевую звёздочку.

Если ничего не понятно – красную.

Возьмите свои звёздочки и подойдите к нашему кусочку неба. Прикрепите их.

Всем мы разные, но все мы учимся в одном коллективе. И у нас получилось созвездие нашего класса. А в нём большая сила, как и в нашем коллективе.

Вместе мы сможем многое!

Индивидуальный выбор звёздочки нужного цвета.

Личностные:

- формулировать собственное мнение;

- выявление учебно-познавательного интереса.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обучения грамоте "Слово и его значение. Многозначные слова"

Автор: Чувакова Галина Викторовна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295455

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект к уроку обучения грамоте по теме: «Знакомство со строчной буквой к», "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-k-uroku-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-znakomstvo-so-strochnoi-bukvoi-k"
    ["file_id"] => string(6) "228981"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441555360"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Формирование УДД. Презентация."
    ["seo_title"] => string(33) "formirovaniie-udd-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "308446"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458581583"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Формирование УДД. Презентация."
    ["seo_title"] => string(35) "formirovaniie-udd-priezientatsiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "308447"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458581591"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Формирование УДД в начальной и средней школе. Презентация."
    ["seo_title"] => string(66) "formirovaniie-udd-v-nachal-noi-i-sriedniei-shkolie-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "308451"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458581740"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Звуки [т], [т']. Буква Тт"
    ["seo_title"] => string(18) "zvuki_t_t_bukva_tt"
    ["file_id"] => string(6) "464119"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1522297775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства