IV Раскрытие темы и цели урока | Я сейчас вам прочитаю сказку про многозначные слова. - Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить эти слова! В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, и продавали их партиями. Продавцы на все лады зазывали покупателей. - Кому, кому иголки! Иголки понадобились многим: ежам, дикобразам, ершам, кактусам, соснам, елям, портным. - А вот слово «кисть»! Кому? Подходи, не жалей, покупай поскорей! Краснея от смущения, подошла рябина, за ней смородина, виноград. Поспешил за этим словом и человек: что это рука без кисти? А еще это слово понадобилось художнику: без кисти он не сможет написать картину. Нашлось много покупателей на слово «язык». За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных, птиц. Даже костру понадобилось это слово: какой же костер без языка пламени? Только у нас и только сейчас – ножки всех размеров и видов – продолжался бойкий торг. За ножками спешили столы, шкафы, кровати – одним словом, мебель. Весело приплясывая, прибежали дети на своих резвых ножках. Охая и вздыхая, приковыляли грибы. Каждому из них была нужна всего одна ножка. Торговля шла бойко. Одни слова приобретались одними покупателями, другие – разными. Вот и получилось, что одно и то же слово мы можем встретить в нескольких местах и в совершенно разных значениях. - Давайте вспомним, какие многозначные слова встретились в сказке. Работа в парах. Возьмите конверты. Высыпите содержимое на стол и составьте предложение с этими словами. Время 1 минута. - Проверим. Прочитайте предложения. - Есть другие варианты? Запишем эти предложения. А перед этим подготовим пальчики к письму. | ПО: Языки пламени вырывались из окна. Мама купила кисть винограда. У стола высокие ножки. У сосны и ёлки зелёные иголки. | Познавательные: - формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; Регулятивные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: - формировать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции; Коммуникативные: - формировать умение слушать и понимать других; - формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; - формировать умение работать в паре; |
V Пальчиковая игра (1 мин) | «Паучок» Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать. Паучок ползет опять. А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке Возьмите карточки и запишите составленные предложения Время 3 минуты Подчеркните многозначные слова. Прочитайте текст жужжащим чтением. Посмотрел как то месяц вниз на озеро. Видит: он со звёздами в озере плавает. А между ними ещё и рыбки плещутся. Стал месяц этих рыбок на небе искать. Да почему-то не нашёл и удивился. - Кто главный герой этого рассказа? - Кого искал месяц на небе? - Нашёл месяц рыбок? А почему месяц не нашёл на небе рыбок, вам помогут установить истину две картинки. Рассмотрите картинки, в них спрятан ответ. - Почему месяц не нашёл рыбок? - Какая картинка подходит? Дома раскрасите эту картинку. Прочитайте текст, ещё раз про себя и найдите многозначные слова. - Какие многозначные слова вам встретились в тексте? Над значением слова «звезда» мы уже поработали. В этом тексте есть ещё одно многозначное слово. - А какое вы узнаете отгадав загадку. По счёту первым он идёт С него начнётся Новый год. Открой скорее календарь Читай, написано … - Правильно, месяц январь. - Сколько месяцев в году? - А в каком значении слово «месяц» употреблено в нашем тексте? - Где можно уточнить значение слова «месяц»? - В каком словаре? Я приготовила для вас толковый словарь В.И. Даля. - Катя, подойди, пожалуйста, прочитай значение этого слова. | Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью; а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняется стряхивающее движение (дождик). Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками. «Паучки» ползают по голове. Жужжащее чтение ПО: месяц ПО: звезда ПО: нет ПО: звезда ПО: январь ПО: неполная луна ПО: в словаре ПО: толковом | Коммуникативные: - высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |
| - Послушайте, как интересно говорили в старину про месяц. «Яркий, белолицый, во все зеркала глядится». - Какое зеркало нашёл месяц в нашем тексте? - Как вы думаете, почему озеро сравнивается с зеркалом? - Что в них общего? - В окружающем нас мире можно увидеть много удивительных похожих друг на друга предметов. В русском языке приём, когда один предмет сравнивают с другим, называют сравнением. Работа в парах. - Прочитайте старинную загадку про месяц и обведите недостающее слово. Над бабушкиной избушкой висит хлеба ____________. буханка краюшка - С чем сравнивают месяц в загадке? - Как вы думаете, что такое краюшка, почему её так назвали? Дети, часто в речи встречается это слово? Так говорили очень давно, в старину. А чтобы узнать значение этого слова, существует словарь устаревших слов. - Давайте проверим наше предположение. Ребёнок читает значение этого слова. Ваше предположение оказалось верным. В старину хлеб пекли в печи, и он имел круглую форму. - Попробуем отрезать край хлеба. - Посмотрите внимательно, вам ничего не напоминает форма краюшки? Молодцы, краюшка хлеба напоминает форму месяца. - А с чем ещё можно сравнить месяц? | ПО: озеро ПО: с краюшкой. ПО: край чего-то. ПО: форму месяца. | |
| В загадках часто сравнивают предметы один с другим. - Я попросила детей подобрать загадки. - Выходите, пожалуйста, к доске. - Прочитайте свои загадки. - Правильно ответили? - С чем сравнивается снег в загадке? - С чем сравнивают снежинку в загадке? Посмотрите на картинку и скажите, с чем сравнили ребята глобус? - Чем похожи эти предметы? А сейчас мы с вами потренируемся в сравнении предметов. Работа в парах. Возьмите карточки и соедините парами предметы, похожие друг на друга. - Проверим. Какие пары у вас получились? - С чем сравнили речку? Используя приём сравнения, ваша речь становится красочной, поэтичной, и образованный человек должен совершенствовать свою речь. | Лежало одеяло, Мягкое белое. Солнце припекло – Одеяло утекло (снег) С неба звёздочка упала Белая, хрустальная Я рукой её поймала, А она растаяла. (снежинка) ПО: формой. ПО: река-лента, листик-кораблик, ромашка-солнышко, звёздочки-фонарик. | |
Рефлексия (3 мин) | Вот и подошёл к концу наш урок. Своё отношение к нему предлагаю вам выразить при помощи звёздочек. Если вам было всё понятно, получили удовольствие от работы на уроке, возьмите жёлтую звёздочку. Если было не всё понятно, трудно при выполнении заданий – оранжевую звёздочку. Если ничего не понятно – красную. Возьмите свои звёздочки и подойдите к нашему кусочку неба. Прикрепите их. Всем мы разные, но все мы учимся в одном коллективе. И у нас получилось созвездие нашего класса. А в нём большая сила, как и в нашем коллективе. Вместе мы сможем многое! | Индивидуальный выбор звёздочки нужного цвета. | Личностные: - формулировать собственное мнение; - выявление учебно-познавательного интереса. |