Урок _____МЕЖДОМЕТИЕ. (10класс)
Цель: повторить морфологические признаки междометия; формировать умение слышать, видеть и употреблять междометие в устной и письменной речи, способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в материале учебника, развивать наблюдательность и речь, воспитывать интерес к родному языку, культуру речевого этикета.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1 . Организационный момент. Проверка домашнего задания.
2.Актуализация.
Мне русская речь – вот как музыка.
Чу! Слово звучит, поёт.
В нем дышит душою русскою
Создатель его – народ… (Н Браун)
- Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. -Назовите служебные части речи. Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово? А что оно выражает?
-Вывод: значит, это не служебная часть речи.
-Что выражают эти слова? ( Эмоции.)Это МЕЖДОМЕТИЕ.
Из истории: междометие было известно еще в 1 веке до н.э. в латинском языке. В переводе с латинского обозначает «брошенное между полнозначными словами».
3. Работа с учебником. П. 64, стр.211. Работа с таблицей
Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.
Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ