СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практические задания по теме:
Фонетика.
Звуки речи. Классификация звуков русского языка.
Фонема. Слог. Фонетический разбор слова
Дисциплина: ОУД.01 Русский язык и литература
Специальности:
33.02.01. Фармация, базовой подготовки
34.02.01. Сестринское дело, базовой подготовки
Автор: Сигаева Ю.А.,
преподаватель русского языка и литературы
Рассмотрено и согласовано
на заседании ЦМК социально-экономических
и гуманитарных дисциплин
Протокол № 2
от «20» сентября 2022 г.
Председатель ЦМК _____
Сигаева Ю.А.
г. Вязьма, 2022 год
Тема урока: Фонетика. Звуки речи. Классификация звуков русского языка. Фонема. Слог. Фонетический разбор слова
Цель занятия: обобщить, систематизировать, закрепить знания о фонетике, звуках речи, классификации звуков русского языка, фонеме, слоге, правилах русского слогоделения.
Задачи:
Образовательные:
повторение и обобщение знаний учащихся о фонетике, звуках речи, классификации звуков русского языка, фонеме, слоге, правилах русского слогоделения;
отработка умения определять характеристику звуков речи;
отработка умения применять правила слогоделения;
закрепление навыков фонетического разбора слов;
обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
обогащение устной и письменной речи учащихся через умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов;
развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
развитие познавательной самостоятельности;
овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
воспитание интереса к слову и необходимости правильной устной и письменной речи;
воспитание ответственности за качество своих знаний;
воспитание любви к родному русскому языку
формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Р азгадывание кроссворда
Вопросы: 3
1) Её носит и школьник и студент медицинского колледжа. Она изменяется у слова (форма).
2) Из чего состоит словосочетание? (слово)
3) В нём выражается законченная мысль? (предложение)
4) Он строится из предложений (текст).
5) Знак завершения предложения (точка).
6) Он состоит из 33 букв в русском языке? (алфавит).
7) Студент получает за ответы на уроках? (оценка).
8) Раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений (синтаксис).
Закрепление изученного. Практическая работа
Устная работа :
Разделите слова на слоги
И-зба, бо-ро-ться (ца), кра-ска, а-пте-ка, у-тре-нним, пе-ре-дник, во-лна, вёр-сты, бан-да, лей-ка.
Работа в тетрадях и у доски:
лесА – лЕса , чем отличается звук А в этих словах? (ударный и безударный)
лук – люк , каким звуком отличаются слова? (Л и Л/)
лён, лей, люк , лёд, торг, лес, лещ - запишите транскрипцию слов и прочитайте звуки в обратном порядке, какие слова получились? (ноль, ель, куль, толь, грот, сель, щель )
Сделайте фонетический разбор слов: молоко, сердце, вьюга, весна, жёлтая, любовь, расчет, ещё.
Сколько звуков [с] и сколько [з] в предложении: Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу. (четыре звука -[с] и три звука - [з])
Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах:
Кружка - оглушение
Молотьба - озвончение, редукция
Зуб - оглушение
Обижаться - стяжение, редукция
Местный - выпадение
Песня - смягчение
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Обозначьте ударение в словах, разделите на слоги, обозначьте типы слогов.
(Я по-мню чу-дно-е мгно-ве-нье:
Пе-ре-до мной я-ви-лась ты,
Как ми-мо-ле-тно-е ви-де-нье,
Как ге-ний чи-стой кра-со-ты.)
Карточка с заданиями к уроку
«Фонетика. Звуки речи»
Задание 1.
Разделите слова на слоги:
Изба, бороться, краска, аптека, утренним, передник, волна, вёрсты, банда, лейка.
Задание 2.
лесА – лЕса , чем отличается звук А в этих словах?
Задание 3.
лук – люк , каким звуком отличаются слова?
Задание 4.
лён, лей, люк , лёд, торг, лес, лещ - запишите транскрипцию слов и прочитайте звуки в обратном порядке, какие слова получились?
Задание 5.
Сделайте фонетический разбор слов: молоко, сердце, вьюга, весна, жёлтая, любовь, расчет, ещё.
Задание 6.
Сколько звуков [с] и сколько [з] в предложении: Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу. (
Задание 7.
Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах:
Кружка -
Молотьба -
Зуб -
Обижаться -
Местный -
Песня -
Задание 8.
Обозначьте ударение в словах, разделите на слоги, обозначьте типы слогов.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Домашнее задание:
1. Записать правила деления слов для переноса.
2. Выполнить фонетический разбор слов: счастье, дождь, чувство, сберечь
Карточка с заданиями к уроку
«Фонетика. Звуки речи»
Задание 1.
Разделите слова на слоги:
Изба, бороться, краска, аптека, утренним, передник, волна, вёрсты, банда, лейка.
Задание 2.
лесА – лЕса , чем отличается звук А в этих словах?
Задание 3.
лук – люк , каким звуком отличаются слова?
Задание 4.
лён, лей, люк , лёд, торг, лес, лещ - запишите транскрипцию слов и прочитайте звуки в обратном порядке, какие слова получились?
Задание 5.
Сделайте фонетический разбор слов: молоко, сердце, вьюга, весна, жёлтая, любовь, расчет, ещё.
Задание 6.
Сколько звуков [с] и сколько [з] в предложении: Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу. (
Задание 7.
Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах:
Кружка -
Молотьба -
Зуб -
Обижаться -
Местный -
Песня -
Задание 8.
Обозначьте ударение в словах, разделите на слоги, обозначьте типы слогов.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Домашнее задание:
1. Записать правила деления слов для переноса.
2. Выполнить фонетический разбор слов: счастье, дождь, чувство, сберечь