kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения по фонетике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Фонетика. Звуки речи. Классификация звуков русского языка. Фонема. Слог. Фонетический разбор слова

Цель занятия: обобщить, систематизировать, закрепить знания о фонетике, звуках речи, классификации звуков русского языка, фонеме, слоге, правилах русского слогоделения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по фонетике»

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практические задания по теме:

Фонетика.

Звуки речи. Классификация звуков русского языка.

Фонема. Слог. Фонетический разбор слова


Дисциплина: ОУД.01 Русский язык и литература

Специальности:

33.02.01. Фармация, базовой подготовки

34.02.01. Сестринское дело, базовой подготовки




Автор: Сигаева Ю.А.,

преподаватель русского языка и литературы






Рассмотрено и согласовано

на заседании ЦМК социально-экономических

и гуманитарных дисциплин

Протокол № 2

от «20» сентября 2022 г.

Председатель ЦМК _____

Сигаева Ю.А.





г. Вязьма, 2022 год

Тема урока: Фонетика. Звуки речи. Классификация звуков русского языка. Фонема. Слог. Фонетический разбор слова

Цель занятия: обобщить, систематизировать, закрепить знания о фонетике, звуках речи, классификации звуков русского языка, фонеме, слоге, правилах русского слогоделения.

Задачи:

Образовательные:

  • повторение и обобщение знаний учащихся о фонетике, звуках речи, классификации звуков русского языка, фонеме, слоге, правилах русского слогоделения;

  • отработка умения определять характеристику звуков речи;

  • отработка умения применять правила слогоделения;

  • закрепление навыков фонетического разбора слов;

  • обучение умению связно излагать свои мысли.

Развивающие:

  • обогащение устной и письменной речи учащихся через умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов;

  • развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

  • развитие познавательной самостоятельности;

  • овладение нормами литературного языка.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к слову и необходимости правильной устной и письменной речи;

  • воспитание ответственности за качество своих знаний;

  • воспитание любви к родному русскому языку

  • формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.


















Р азгадывание кроссворда

Вопросы: 3

1) Её носит и школьник и студент медицинского колледжа. Она изменяется у слова (форма).

2) Из чего состоит словосочетание? (слово)

3) В нём выражается законченная мысль? (предложение)

4) Он строится из предложений (текст).

5) Знак завершения предложения (точка).

6) Он состоит из 33 букв в русском языке? (алфавит).

7) Студент получает за ответы на уроках? (оценка).

8) Раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений (синтаксис).


  1. Закрепление изученного. Практическая работа


Устная работа:

Разделите слова на слоги

И-зба, бо-ро-ться (ца), кра-ска, а-пте-ка, у-тре-нним, пе-ре-дник, во-лна, вёр-сты, бан-да, лей-ка.


Работа в тетрадях и у доски:

  • лесА – лЕса, чем отличается звук А в этих словах? (ударный и безударный)


  • лук – люк, каким звуком отличаются слова? (Л и Л/)


  • лён, лей, люк, лёд, торг, лес, лещ - запишите транскрипцию слов и прочитайте звуки в обратном порядке, какие слова получились? (ноль, ель, куль, толь, грот, сель, щель)


  • Сделайте фонетический разбор слов: молоко, сердце, вьюга, весна, жёлтая, любовь, расчет, ещё.



  • Сколько звуков [с] и сколько [з] в предложении: Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу. (четыре звука -[с] и три звука - [з])



  • Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах:

Кружка - оглушение

Молотьба - озвончение, редукция

Зуб - оглушение

Обижаться - стяжение, редукция

Местный - выпадение

Песня - смягчение


  • Запись под диктовку:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Обозначьте ударение в словах, разделите на слоги, обозначьте типы слогов.

(Я по-мню чу-дно-е мгно-ве-нье:

Пе-ре-до мной я-ви-лась ты,

Как ми-мо-ле-тно-е ви-де-нье,

Как ге-ний чи-стой кра-со-ты.)























Карточка с заданиями к уроку

«Фонетика. Звуки речи»


Задание 1.

Разделите слова на слоги:

Изба, бороться, краска, аптека, утренним, передник, волна, вёрсты, банда, лейка.


Задание 2.

  • лесА – лЕса, чем отличается звук А в этих словах?


Задание 3.

  • лук – люк, каким звуком отличаются слова?


Задание 4.

  • лён, лей, люк, лёд, торг, лес, лещ - запишите транскрипцию слов и прочитайте звуки в обратном порядке, какие слова получились?


Задание 5.

  • Сделайте фонетический разбор слов: молоко, сердце, вьюга, весна, жёлтая, любовь, расчет, ещё.


Задание 6.

  • Сколько звуков [с] и сколько [з] в предложении: Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу. (


Задание 7.

  • Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах:

Кружка -

Молотьба -

Зуб -

Обижаться -

Местный -

Песня -


Задание 8.

  • Обозначьте ударение в словах, разделите на слоги, обозначьте типы слогов.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


Домашнее задание:

1. Записать правила деления слов для переноса.

2. Выполнить фонетический разбор слов: счастье, дождь, чувство, сберечь

Карточка с заданиями к уроку

«Фонетика. Звуки речи»


Задание 1.

Разделите слова на слоги:

Изба, бороться, краска, аптека, утренним, передник, волна, вёрсты, банда, лейка.


Задание 2.

  • лесА – лЕса, чем отличается звук А в этих словах?


Задание 3.

  • лук – люк, каким звуком отличаются слова?


Задание 4.

  • лён, лей, люк, лёд, торг, лес, лещ - запишите транскрипцию слов и прочитайте звуки в обратном порядке, какие слова получились?


Задание 5.

  • Сделайте фонетический разбор слов: молоко, сердце, вьюга, весна, жёлтая, любовь, расчет, ещё.


Задание 6.

  • Сколько звуков [с] и сколько [з] в предложении: Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу. (


Задание 7.

  • Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах:

Кружка -

Молотьба -

Зуб -

Обижаться -

Местный -

Песня -


Задание 8.

  • Обозначьте ударение в словах, разделите на слоги, обозначьте типы слогов.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


Домашнее задание:

1. Записать правила деления слов для переноса.

2. Выполнить фонетический разбор слов: счастье, дождь, чувство, сберечь



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Упражнения по фонетике

Автор: Сигаева Юлия Александровна

Дата: 29.11.2022

Номер свидетельства: 618655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Эффективные фонетические упражнения для успешного формирования произносительных навыков у учащихся на английском языке"
    ["seo_title"] => string(80) "effiektivnyie_fonietichieskiie_uprazhnieniia_dlia_uspieshnogho_formirovaniia_pro"
    ["file_id"] => string(6) "366095"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480953339"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Эффективные фонетические упражнения на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(76) "effiektivnyie_fonietichieskiie_uprazhnieniia_na_urokakh_anghliiskogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "431349"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1507474383"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Комплекс упражнений для формирования произносительных навыков при обучении немецкому языку в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(124) "komplieks-uprazhnienii-dlia-formirovaniia-proiznositiel-nykh-navykov-pri-obuchienii-niemietskomu-iazyku-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "243957"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445865453"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по русскому языку Фонетика и орфоэпия "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-fonietika-i-orfoepiia"
    ["file_id"] => string(6) "137131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417273795"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Выразительные средства фонетики "
    ["seo_title"] => string(35) "vyrazitiel-nyie-sriedstva-fonietiki"
    ["file_id"] => string(6) "187580"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426528829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства