Предмет | Русский язык | Класс | 5 |
Тема урока | Слог. Ударение | | |
Педагогические цели урока | 1.Образовательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: понимание роли русского ударения как силового, разноместного и подвижного. Понимание cмыслоразличительной роли ударения и изменение лексического значенияслова в зависимости от ударения. 2.Деятельностная:формирование способности учащихся к новому способу действия:Умение доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным и подвижным; доказывать, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Соблюдать нормы ударения в речи. | | |
Задачи урока | Актуализировать знания учащихся о слоге, ударности и безударности слогов, о том, что ударение в русском языке называют силовым; обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала учащимися; обеспечить закрепление знаний и способов действий; выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий; определить недостатки в знаниях и умениях | | |
Тип урока | Урок открытия нового знания | | |
Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться») | | | |
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Ученик узнает, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль. Ученик научиться понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным; доказывать, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль | Регулятивные: Ученик под руководством учителя научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что ему уже известно; под руководством учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; осуществлять контроль своих действий. Ученик получит возможность научиться самостоятельнооценивать качество и уровень усвоения знаний. Познавательные: Ученик научится давать определение понятиям: силовое, разноместное, подвижное ударение; устанавливать причинно-следственные связи между лексическим значением слова и смыслоразличительной ролью ударения. Ученик получит возможность научиться самостоятельно строить схемы ударных и безударных слогов, используя специальные значки; формулировать доказательства о смыслоразличительной роли ударения, о его разноместности и подвижности, приводя выбранные для этого аргументы. Коммуникативные: Ученик научится формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его при выполнении заданий, ориентированных на доказательства того или иного умозаключения. Ученик получит возможность научиться задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром при выполнении упражнений построенных на условиях работы в группе. | У ученика будут сформирована потребность в обучении; в совершенствовании речевого устного и письменного высказывания. Ученик получит возможность для формирования адекватной позитивной самооценки. | |
Условия реализации урока | Учебник, орфоэпический словарь. | | |
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. И. П. Васильевых. Пособие для учителя. | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии | Оборудование проектор, экран, презентация |
Основные понятия | Силовое ударение, разноместное ударение, подвижное ударение, смыслоразличительная роль русского ударения. | | |
Форма проведения урока | Урок – исследование | | |
Этап урока (название, время, цель). Количество этапов зависит от типа урока. | Организационный | | | |
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. | Предметные | УУД Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. |
Этап урока (название, время, цель) | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | | | |
Учитель. Мы приступили с вами к изучению новой темы«Слог. Ударение». Как вы думаете, какие знания для изучения новой темы нам понадобятся? (фонетика). Предлагает вспомнить известные с начальной школы знания о слоге и ударении. Создаёт ситуацию затруднения (пример слов:стрелки, гвоздики; окна, окна; стол, стола. | Предлагает учащимся задания: Б. У. заполнить схему о звуках речи. Гласные согласные Образец правильного ответа: Гласные согласные Уд. Безуд. Тв. Мяг. Зв. Глух. Зв.Гл Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: схема заполнена правильно. Б. У. В следующих словах найди и выпиши гласные ударные: сварить, ссора, сжечь, цифры, собака, тучный. Образец правильного ответа: [и], [о], [э], [ы], [а], [у]. Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: указаны все ударные гласные. 3) П. У. Запиши слова со следующими ударными звуками в слове: [и], [о], [э], [ы], [а], [у]. Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: записано не менее 6 слов, в которых учтены все указанные звуки – 2 балла, записано 5 – 4 слова – 1 балл Б. У. Закончи предложение: 1)Слоги бывают _____________ 2)Слоги могут состоять из ______ 3)ударные гласные - это звуки___ Образец правильного ответа: Слоги бывают ударные и безударные. 2)Слоги могут состоять из одного, двух и более звуков. 3)Ударные гласные - это звуки, которые произносятся чётко и с силой в голосе. Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: все предложения закончены правильно. П. У. В течении 2 минут запиши 2 слова, состоящих из 1 слога, 2 слова, состоящих из 2 слогов, 2 слова, состоящих из 3 слогов. Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: в течение указанного времени записано не менее 6 слов по указанным характеристикам – 2 балла; записано менее 6, но более 3 слов по двум или трём характеристикам – 1 балл. Ставит проблемный вопрос. | Выполнять входной контроль. Сравнивать полученные результаты с эталоном. Проводят коррекцию знаний. Фиксируют затруднение. | Знают, что изучает фонетика. Знают, деление звуков на гласные и согласные. Знают характеристики гласных звуков. Знают определение, что называется слогом, из чего могут состоять слоги. | |
Этап урока (название, время, цель) | Проблемное объяснение нового материала | | | |
Организует уточнение и согласование темы урока. Организовывает побуждающий диалог. Организует фиксацию преодоления затруднения. | | Перестают действовать, начинают думать: что делали, какие знания применяли, где возникло затруднение. Выясняют причину. Ставят цель. Фиксируют новый способ действия. Соотносят новое знание с эталоном | Знают, что ударение в русском языке силовое, умеют ставить ударение в слове, делить слово на слоги. Умеют на примерах объяснять подвижность и разноместность ударения. Умеют на примерах доказывать смыслоразличительную роль ударений. | Ученик под руководством учителя научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что ему уже известно; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его при выполнении заданий |
Этап урока (название, время, цель) | Этап первичного закрепления во внешней речи. | | | |
Предлагает типовые задания на новое знание. | С. 16 упр. 33, 34 С. 17 упр. 37 | Решают типовые задания на новое знание, проговаривая способ решения во внешней речи. | Умение определять количество слогов в слове, подбирать слова с указанным количество слогов; Умение составлять и записывать словосочетания. | Ученик научится давать определение понятиям: силовое, разноместное, подвижное ударение. Понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; Ученик получит возможность научиться характеризовать сравнивать особенности русского ударения и ударения в словах английского языка. |
Этап урока (название, время, цель) | Этап самостоятельной работы с самопроверкой. | | | |
Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организует самопроверку самостоятельной работы. Организует выявление и исправление допущенных ошибок. | Б.У. Прочитай текст и выполни следующие задания: Словарь даёт ответы на вопросы о правильном произношении, ударении, образовании форм слов, учит исправлять ошибки, как в своей речи, так и в речи окружающих. Он помогает решать возникающий нередко спор о правильном, уместном использовании того или иного слова или оборота… Словарь адресован прежде всего школьникам. Найди в тексе не менее 3-х трёхсложных слов с ударением на 2 слоге, запиши их. Образец правильного ответа: ответы, вопросы, ошибки, нередко, уместном, иного. Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: записано не менее 3 слов из указанных в образце. На примере слова СЛОВАРЬ докажи, что русское ударение подвижно. Образец правильного ответа: Словарь - словари Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: записаны формы слова, доказывающие подвижность ударения. П. У. Последнее предложение запишите в виде схемы ударных и безударных слогов. П. У. с. 18 упр.42 | Самостоятельно выполняют задания. Выполняют самопроверку. Исправляют допущенные ошибки. | Умение различать односложные, двусложные, трёхсложные и др. слова. Умение подбирать нужные формы слова, доказывающие подвижность ударения. Ученик получит возможность научиться строить схему ударных и безударных слогов, используя специальные значки любого предложения или текста. | |
| | | | |