Конспект урока составлен к учебнику Иванова по теме: " Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных". Урок составлен в соответствии с ФГОС 2-го поколения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Угарова Наталья Евгеньевна»
План-конспект урока по русскому языку в 3-м классе на тему: "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"
Цель: Познакомить с новой ролью Ь - показатель женского рода имён существительных; формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.
УУД:
Предметные:
выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
Метапредметные:
а) познавательные УУД:
развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
формировать умение работать в парах, группах;
развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
формировать умения выполнять свои действия по образцу;
Личностные:
формирование умения адекватно оценивать свою работу;
воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Оборудование:
Образцы букв.
Таблица-правило.
Рисунок к сказке (домики).
Запись (магнитная).
Магнитная доска.
Карточки для дифференцированной работы.
План урока:
I. Организационное начало
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час
Аналитическая деятельность
- Сядет тот, у кого в имени или фамилии есть звуки Ж, Ш, Щ, Ч.
- Рома, Артур, Илья– а вы вспомните слова, где есть эти звуки.
2. Объявление темы урока
- Сегодня на уроке какие дежурные звуки? (ж, ш, щ, ч)
- Как их назовем одним словом? (шипящие звуки)
- Тема сегодняшнего урока “Мягкий знак на конце имен существительных после щипящих”.
II. Основная часть
1. Минутка чистописания
Запись числа.
- Еще раз назовите дежурные звуки.
- Какие буквы им соответствуют?
Выставить буквы Ж, Ш, Щ, Ч
- Что вы можете о них сказать?
(Согласные, шипящие, ж, ш – всегда твердые; ч, щ – всегда мягкие.)
- При письме обратите внимание на нижнее соединение согласных букв с мягким знаком.
- Напишите.
(Показываю на доске образец – шьжьщьчь.)
Аналитическая деятельность
- Назовите особенную букву.
- Почему?
2. Введение в тему
- Послушайте сказку.
Было прекрасное утро. Ь вышел на прогулку. Шел он, шел. Устал. Идти дальше невмоготу.
Но тут он увидел домишко глиняное с соломенной крышей. На земле камней видимо-невидимо. Ь больно стукнулся ножкой о камень. Прихрамывая подошел он к двери; ни замка, ни ручки. Стал он в дверь стучать. Никто не откликнулся. В этом домишке жили имена существительные мужского рода с шипящими на конце. И были они такие лодыри, что поленились дверь открыть.
Отправился дальше Ь. Идет и видит: другой домик стоит, красивый. В этом доме жили имена существительные женского рода с шипящими на конце. В дверь постучал. Впустили Ь в дом. Напоили, накормили, отдохнуть уложили.
Долго гостил у них Ь, да так подружился, что и остался в семье существительных женского рода с шипящими на конце навсегда.
3. Объявление цели урока
-Сегодня мы будем упражняться в правописании Ь на конце имен существительных после шипящих.
- Повторим правило.
- Когда пишется Ь на конце имен существительных после шипящих?
- А когда не пишется Ь на конце имен существительных после шипящих?
4. Словарная работа
- Дома вы должны были устно выбрать из словаря имена существительные с шипящими на конце.
1) – Назовите эти слова.
Активизация памяти
- Записываем сразу с комментированием.
(Товарищ, овощ, карандаш)
2) – Доскажите слово.
В трудную минуту товарищ предложит свою……. ( помощь.)
3) – Составьте предложение со словом помощь.
А я подобрала пословицу.
Всякая помощь хороша вовремя.
- Объясните смысл пословицы.
б). Обратите внимание на орфограммы.
в). Зрительный диктант.
Дифференцированная помощь.
_________ ________ь х______а вовремя. ( Всякая помощь хороша вовремя)
г.) Проверка.
5. Физминутка
Чижик спал и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Утром солнце лишь проснется
Чижик кружится и вьется.
- В этом стихотворении о ком говорится?
- Отыщите однокоренное слово с шипящим на конце. Определите род имени существительного.
6. Словообразовательная работа
- Продолжим отыскивать спрятанные однокоренные существительные с шипящими на конце и напишем их в два столбика: м.р., ж.р.
(На карточке: чижик, вещичка, моржовый, ключик, печка, брошка)
Первые два слова на доске.
Дифференцированная помощь.
Чижик
7. Закрепление темы
- Я читаю текст “Помощь”, а вы выберите имена существительные с шипящими на конце и напишите с тетрадь. (самостоятельно).
1 ученик работает у доски.
- По тропе бежал малыш.
Растерзал бы хищный сыч,
Если бы не мама-мышь.
Им помог густой камыш.
- Кто помог маленькой мыши?
- Помощь была вовремя?
8. Динамическая пауза
Упражнения для снятия усталости в суставах и мышцах под музыку.
9. Работа по учебнику
Упражнение 462.
Развитие вербальной памяти.
- Прочитайте задание.
- Использовав слова из упражнения я составила текст. Но первое предложение рассыпалось. Вам нужно его восстановить.
1). Луч, первый, солнца, выглянул.
(списывание с комментированием).
Развитие слуховой памяти
2). Письмо под диктовку.
Товарищ пригласил меня на рыбалку.
3). Спишите предложение, убрав лишние имена существительные.
Нам попался лещ, ерш, окунь, карась.
Дифференцированная помощь.
Окунь, карась.
Аналитико-синтетическая деятельность
- Прочитайте свое предложение.
- Какие имена существительные лишние? Почему?
- Кому я помогала в течение урока выполнять задания?
- Прочитай еще раз пословицу.
III. Заключительная часть
1. Домашнее задание
- Об этом говорится в упражнении, которое вы будете выполнять дома. Упражнение 463.
2. Итог урока
- Когда пишется Ь на конце имен существительных после шипящих?
- А в именах существительных мужского рода после шипящих?