Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " Рукописные книги Древней Руси". Конспект урока составлен по УМК Школа России в соответствии с ФГОС 2-го поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Угарова Наталья Евгеньевна»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: « Рукописные книги Древней Руси»
Тема: Рукописные книги Древней Руси.
Цели: ознакомить учащихся с тем, как создавались книги в давние времена, прививать им
интерес к чтению, истории; продолжим. формирование навыков связной речи; провести
подготовку к составлению сообщения на основе статьи учебника; отрабатывать навыки
выразительного чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представление о старинных и
современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к
книге; работать в паре, выслушивая мнения друг друга; составлять сообщение на тему
«Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства».
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, рабочая тетрадь.
Ход урока;
I.Организационный момент:
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
II. Речевая разминка
— Ребята, наш урок мне бы хотелось начать с загадки. Прочитайте ее медленно,
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках. (Книга.)
— Как названа книга в загадке? (Страна чудес.)
— Как вы поняли последнюю строчку?
— Прочитайте выразительно эту загадку.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Что вы узнали на прошлом уроке о книге?
— Что вы узнали в библиотеке? Расскажите об этом.
— Рассмотрите иллюстрацию (с. 5) учебника. Попробуйте определить тему и цели
урока. (Высказывания детей.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как писали книги раньше, кто и как их создавал.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте название статьи на с. 6 учебника. Как вы думаете, о чем она?
(Предположения детей.)
— Почему старинные книги называют рукописными? (Потому что они писались от
руки. Ведь раньше не было печатных машин и станков.)
3. Изучение нового материала.
Нам известны времена, когда люди не умели ни читать, ни писать. Школы отсутствовали, и все знания передавались на словах - старшие рассказывали младшим. - Как же передать сведения в другую деревню, город? Людям приходилось заучивать послание и посылать этого человека с заученным текстом в другую деревню. Идти далеко, времена лютые, по пути всякое могло случиться и с посланником, и текст он мог попусту забыть - это было очень неудобно. И люди пытались найти какой-нибудь другой способ передачи информации.
Например, индейцы Южной Америки использовали узелковое письмо. В этом письме всё имело значение- цвет верёвочки, величина узелка, его расположение. Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков. Рисунки могли высекаться на камнях, кусочках дерева, раковинах и отправлялись с гонцом. В древнем Египте люди использовали иероглифы.
Иероглифов было очень много- около 700. - Как вы думаете, удобно было ими пользоваться и почему? (Нет, неудобно - сложно выучить) Со временем люди решили, что звуки речи надо обозначить значками, и уже из них составлять слова. Впервые такая азбука возникла в древней стране Финикии. Слайд 4 Финикийцы использовали всего 22 буквы- гласных и согласных. Позже, это переняли и другие народы, которые по аналогии с финикийской ,составляли свои азбуки.
У русской азбуки, своя история, хотя мы тоже позаимствовали некоторые буквы у финикийцев, наша азбука связана с именами Кирилла и Мефодия. Слайд 5 Само слово азбука произошло от названия первых двух букв кириллицы- Аз, Буки. Наша азбука была достаточно сложна и использовалась для написания только церковных книг. И тогда русский царь Пётр1 убрал некоторые буквы, ввёл новые, более простые. Новая азбука стала называться- гражданской азбукой.
В России очень почитают Кирилла и Мефодия, на Славянской площади в Москве в 1992 году был открыт в честь них памятник, а 24 мая славянские народы отмечают День славянской письменности.
— Прочитаем статью и проверим наши предположения. (Читает учитель и хорошо
читающие ученики.)
— Что вы узнали о рукописных книгах?
— Кто их писал и переписывал?
V. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
— Прочитайте текст еще раз.
— Составьте с другом сообщение на тему «Рукописные книги Древней Руси —
настоящие произведения искусства». Используйте вопросы учебника (с. 7).
VII. Подведение итогов урока
— Какие были и бывают книги?
Домашнее задание
Прочитать текст на с. 6—7, доработать сообщение. Подобрать материал о первопечатнике