Тема урока: «Мир в зеркале русского языка. Русский язык и мировые языки
Тема урока: «Мир в зеркале русского языка. Русский язык и мировые языки
Учебно-воспитательные задачи: формировать теоретические знания, уметь анализировать, сравнивать, воспитать любовь к языку;
Цель урока: дать общие сведения о языке.
Нагнлядности: пословицы о языке, учебник
Тип урока: стандартный
Ход урока:
Организационный момент.
Слово учителя.
По сведениям лингвистов, на Земле существует около 6000 языков. Почему трудно определить их точное количество?Часто рядом находятся два поселения людей, которые разговаривают, казалось бы, на разных языках, но без труда понимают друг друга. Сложно решить, говорят они на разных языках или же на одном, но немного по-своему. На одних языках говорят миллионы людей, на других –тысячи, иногдадаже единицы. Есть и «мертвые» языки. Их никто не использует в речи, но они продолжают активную жизнь, обогащая современную культуру. К «мертвым» языкам относятся латинский, древнегреческий и древнетюркский.
Наука о языке –языкознание (лингвистика) –изучает общие закономерности строения и действия языка как главного инструмента человеческого общения.
Язык –основное средство общения людей. Он связан с жизнью общества, с народом. Общество и язык не могут существовать друг без друга. Развитие общества, изменения в общественной жизни находят отражение в языке.
Каждый язык представляет собой сложную систему, элементами которой являются звуки, слова, предложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Мир в зеркале русского языка. Русский язык и мировые языки »
Тема урока: «Мир в зеркале русского языка. Русский язык и мировые языки. Казахско-русское двуязычие как основа полиязычия.»
Учебно-воспитательные задачи: формировать теоретические знания, уметь анализировать, сравнивать, воспитать любовь к языку;
Цель урока: дать общие сведения о языке.
Нагнлядности: пословицы о языке, учебник
Тип урока: стандартный
Ход урока:
Организационный момент.
Слово учителя.
По сведениям лингвистов, на Земле существует около 6000 языков. Почему трудно определить их точное количество?Часто рядом находятся два поселения людей, которые разговаривают, казалось бы, на разных языках, но без труда понимают друг друга. Сложно решить, говорят они на разных языках или же на одном, но немного по-своему. На одних языках говорят миллионы людей, на других –тысячи, иногдадаже единицы. Есть и «мертвые» языки. Их никто не использует в речи, но они продолжают активную жизнь, обогащая современную культуру. К «мертвым» языкам относятся латинский, древнегреческий и древнетюркский.
Наука о языке –языкознание (лингвистика) –изучает общие закономерности строения и действия языка как главного инструмента человеческого общения.
Язык –основное средство общения людей. Он связан с жизнью общества, с народом. Общество и язык не могут существовать друг без друга. Развитие общества, изменения в общественной жизни находят отражение в языке.
Каждый язык представляет собой сложную систему, элементами которой являются звуки, слова, предложения.
Язык тесно связан с мышлением, сознанием. С помощью языка люди передают свой опыт из поколения в поколение.
На Земле говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача-помогать людям понимат друг друга.
Без языка невозможно общение между людьми, развитие науки, техники, искусства.
Самыми распространенными языками в современном мире являются английский, французский, арабский, испанский,китайский, русский.
Русские и казахские пословицы о языке.
- Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
- Живое слово дороже мертвой буквы.
- Человеческое слово стрелы острее.
- Асыл сөз майданда да, сайранда да керек. /Мудрое слово нужно и в битве, и в веселье/.
- Ақылдыға айтқан сөз қолға ұстаған тумен тең. Ақылсызға айтқан сөз ағып жатқан сумен тең. /Для умного сказанное слово подобно знамени в руке, для неумного –вытекающей воде/.
4. Беседа с классом.
1. Почему трудно определить точное количество языков на Земле?
2.Какая наука изучаетязык?
3. Что такое язык, для чего он служит?
4. Какая взаимосвязь между языком и обществом?
5.Что представляет собой каждый язык?
6. Назовите пословицы о языке.
7. Назовите самые распространенные языки в современном мире.
8. Скажите, как вы понимаете пословицу: «Живое слово дороже мертвой буквы».
5. Работа по учебнику.
Упражнение 2.
Прочитать текст «Язык».
Словарная работа.
сплетаются воедино –біртұтас өрімделеді
чудодейственная мелодия – таңғажайып әуен
безбрежная даль –алыс көкжиек
Упражнение 3
Прочитать текст.
- Определите основную мысль в каждом из этих двух отрывков.
- Какие качества языка выделяют авторы?
6. Высказывания писателей и поэтов о языке.
1. Язык –одно из самых великих творений человечества. Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.
Трудно себе представить, что стало бы, если бы язык перестал существовать... Общение между людьми, выражение человеческих мыслей и чувства едва ли были бы возможными.
2. Язык –самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком –устным и письменным –надо следить постоянно.
Самая большая ценность народа –его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер –прислушаться к тому, как он говорит.
3. Нас всех объединяет чудо языка. Язык –не просто звуки, в нем труд и пот, и муки, шум лесов, цветные поля, волны радости народной. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ.
Именно язык не дает народу рассыпаться, забыть себя.
Как определяется роль языка в каждом высказываний?
Определите главную мысль каждого высказывания.
Дом.задание: пословицы и поговорки о языке.
Казахско-русское двуязычие как основа полиязычия. Упражнение 5 «Два языка» выразительное чтение.