kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста. 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новая форма итоговой аттестации в 9-ом классе включает задания, призванные проверить, понимают ли учащиеся прочитанный текст и могут ли использовать информацию, содержащуюся в нём в качестве аргумента. Данный материал, направленный на ознакомление с разными видами сжатия текста, поможет подготовиться ученикам к успешной сдаче экзаменов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста. 9 класс »

Урок в 9 классе (подготовка к ГИА).

Тема: Р. р. Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста (2часа).

Цель: развитие и совершенствование умений передавать содержание текста сжато; выражать своё мнение по поставленной проблеме. Создавать условия для овладения учащимися фоновыми знаниями, имеющими важное занчение для общекультурного развития.

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2014 год. Часть 2.,упражнение 43, схемы.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся узнают об основных способах сжатия текста; определяют тему и микротемы текста; находят тематическое предложение абзаца; выполняют сжатие на основе исходного текста.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

«Мозговой штурм».

- Составьте лингвистическое сообщение «Текст как целостное законченное высказывание», опираясь на схему (запись на доске или слайд в презентации).

Текст как целостное законченное высказывание.

Наличие темы и идеи, возможность заголовка

Смысловая связь между предложениями



Признаки текста



Определённая последовательность предложений



Использование языковых средств связи между предложениями



Завершённость, смысловая законченность







III. Мотивация учебной деятельности.

Учитель сообщает о необходимости овладения приёмами сжатия текста как одной из составляющих для успешной сдачи ГИА.

IV. Работа над формированием культуры и развитием речи учащихся.

1. Объяснение учителя (учащиеся составляют тезисы или схему).

- Среди содержательных приёмов сжатия (компрессии) текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной информации различными путями;

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения.

Приёмы сжатия исходного текста.



Упрощение

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложноподчинённого предложения простым.



Обобщение

- замена однородных членов обобщающим словом;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Исключение:

- повторов;

- синонимов;

-уточняющих или поясняющих конструкций;

-фрагмента предложения;

-одного или нескольких предложений.

















2. Работа с памяткой «Алгоритм написания сжатого изложения».

1. Прочитайте абзац и определите в нём основную, дополнительную и избыточную информацию.

2. Подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию.

3. Опустите в предложении те слова, которые не изменяют его смысла.

4. Опустите предложения которые вы находите избыточными.

5. Переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. Если необходимо, объедините 2 предложения в одно; прямую речь замените косвенной.

3. Практическая работа с языковым материалом.

  1. Образование СП путем слияния смежных предложений, повествующем об одном и том же предмете речи.

Пример.

Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми.

( Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.)

2. Перевод прямой речи в косвенную.

Пример.

Свернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра.

  • Дальше давайте своим ходом, - объявил шофёр.

  • Тут недалеко. Подымаешься по склону- там и домик.

Свернули с шоссе на просёлок, проехали ещё с полкилометра

2. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

Пример. В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары.

Пример. В коробке лежали разноцветные шары

V. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

Страница 34 – 35 учебника, упражнение 50.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста. 9 класс

Автор: Горбачева Анна Александровна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 214989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Формирование информационной компетенции на уроках истории. "
    ["seo_title"] => string(63) "formirovaniie-informatsionnoi-kompietientsii-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "206243"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430137784"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Статья на тему "Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(106) "stat-ia-na-tiemu-optimal-noie-vkhozhdieniie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-i-mladshikh-shkol-nikov-v-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "240784"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445107763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства