Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста. 9 класс
Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста. 9 класс
Новая форма итоговой аттестации в 9-ом классе включает задания, призванные проверить, понимают ли учащиеся прочитанный текст и могут ли использовать информацию, содержащуюся в нём в качестве аргумента. Данный материал, направленный на ознакомление с разными видами сжатия текста, поможет подготовиться ученикам к успешной сдаче экзаменов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста. 9 класс »
Урок в 9 классе (подготовка к ГИА).
Тема: Р. р. Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста (2часа).
Цель: развитие и совершенствование умений передавать содержание текста сжато; выражать своё мнение по поставленной проблеме. Создавать условия для овладения учащимися фоновыми знаниями, имеющими важное занчение для общекультурного развития.
Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2014 год. Часть 2.,упражнение 43, схемы.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Прогнозируемые результаты: учащиеся узнают об основных способах сжатия текста; определяют тему и микротемы текста; находят тематическое предложение абзаца; выполняют сжатие на основе исходного текста.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
«Мозговой штурм».
- Составьте лингвистическое сообщение «Текст как целостное законченное высказывание», опираясь на схему (запись на доске или слайд в презентации).
Текст как целостное законченное высказывание.
Наличие темы и идеи, возможность заголовка
Смысловая связь между предложениями
Признаки текста
Определённая последовательность предложений
Использование языковых средств связи между предложениями
Завершённость, смысловая законченность
III. Мотивация учебной деятельности.
Учитель сообщает о необходимости овладения приёмами сжатия текста как одной из составляющих для успешной сдачи ГИА.
IV. Работа над формированием культуры и развитием речи учащихся.
1. Объяснение учителя (учащиеся составляют тезисы или схему).
- Среди содержательных приёмов сжатия (компрессии) текста основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной информации различными путями;
2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения.
Приёмы сжатия исходного текста.
Упрощение
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым.
Обобщение
- замена однородных членов обобщающим словом;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
Исключение:
- повторов;
- синонимов;
-уточняющих или поясняющих конструкций;
-фрагмента предложения;
-одного или нескольких предложений.
2. Работа с памяткой «Алгоритм написания сжатого изложения».
1. Прочитайте абзац и определите в нём основную, дополнительную и избыточную информацию.
2. Подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию.
3. Опустите в предложении те слова, которые не изменяют его смысла.
4. Опустите предложения которые вы находите избыточными.
5. Переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. Если необходимо, объедините 2 предложения в одно; прямую речь замените косвенной.
3. Практическая работа с языковым материалом.
Образование СП путем слияния смежных предложений, повествующем об одном и том же предмете речи.
Пример.
Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми.
( Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.)
2. Перевод прямой речи в косвенную.
Пример.
Свернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра.
Дальше давайте своим ходом, - объявил шофёр.
Тут недалеко. Подымаешься по склону- там и домик.
Свернули с шоссе на просёлок, проехали ещё с полкилометра
2. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.
Пример. В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары.
Пример. В коробке лежали разноцветные шары
V. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.