kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Разряды имен прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте? Обратите внимание на технологическую карту!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Разряды имен прилагательных"»


Тема урока «Разряды имен прилагательных. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой».

Тип урока: комбинированный;

Форма урока: исследование;

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о разрядах имён прилагательных.

Задачи:

обучающие:

  • пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи;

  • продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

  • наблюдать за переходом прилагательных из одного разряда в другой;

  • учить распознавать разряды имён прилагательных в разных контекстах

  • развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей;

  • содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.


Формируемые УУД:

Личностные:

  • устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение;

  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

Познавательные:

  • владение различными видами аудирования;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • смысловое чтение;

  • извлечение необходимой информации из текста;

  • Анализ текста, умение приводить доказательства своей точки зрения.

Регулятивные:

  • планирование самостоятельного выполнения заданий;

  • выбор темпа работы;

  • умение действовать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь определять разряды имён прилагательных в разных контекстах;

  • уметь отличать в контексте качественные и относительные, качественные и притяжательные прилагательные;

  • различать эпитеты и определительные прилагательные.


Метапредметные:

  • проводить наблюдения над языковым материалом;

  • давать определение понятиям;

  • исследуя языковой материал, устанавливать причинно-следственные связи;

  • сравнивать, делать вывод;


Личностные:

  • формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

  • воспитание чувства прекрасного.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная, индивидуальная

На уроке используются обучающие структуры: ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН, МИКС-ФРИЗ-ГРУПП, КОНТИНИУС РАУНД РОБИН.

Оборудование:

  • Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2 / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013г.

  • «Дорожная карта» (во время изучения темы «Разряды имён прилагательных» учащиеся заполняли данную карту: записывали теоретические сведения, приводили примеры, составляли предложения, выполняли творческие задания)

  • комплект карточек для работы в группах (карточки для игры «Конструктор», тексты, задание для подведения итогов, «Билетик на выход», контрольный листок для проверки

  • мэнэдж мэт, таблички с номерами для групп;

  • предметы для описания: подсвечник, будильник, ваза, игрушка, карандашница);

  • репродукция картины И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» формата А3, для каждой группы по одному экземпляру формата А5.

  • музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года» «Январь. У камелька», песня «Пропала собака» (автор стихов П.А.Ламм, композитор В.Я.Шаинский)

  • компьютер, колонки.


Оформление доски:


«Прилагательные – цветные карандаши языка»

Н. Купчинский


Репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»












Технологическая карта предметного занятия по русскому языку


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


Учащиеся поворачиваются друг к другу, приветствуют друг друга.

Коммуникативные УУД:

речевое воздействие


II. Актуализация

Организует повторение теоретического материала, используя «Дорожную карту»

- Ребята, в жёлтом конверте вы найдёте карточки. Изучите записанные на них сведения.
- Как вы можете применить их на сегодняшнем уроке? Какой способ действия вы предложите? (Так как на карточках записаны теоретические сведения о разрядах имён прилагательных, то для удобства их нужно разложить по разрядам).

Изучают карточки, обсуждают в группах ответы на вопрос учителя.


Делают общий вывод.


Раскладывают карточки по признакам разрядов имён прилагательных.


Сверяют результат работы с контрольным листком. Исправляют допущенные ошибки.


Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества.


Личностные УУД: смыслообразование


Регулятивные УУД: контроль знаний

III. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

-Выполните задания к тексту. Лингвистический эксперимент.

-Удалось ли вам справиться с заданием?

-В чем же причина?

Просит выдвинуть предположение о теме урока, о целях и задачах, которые предстоит решить на уроке. Рассказывает о системе оценки знаний на уроке.

Слово учителя:

- Мы проведём ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН («подумай- запиши – обсуди в команде»).

-В синем конверте вы найдёте текст и репродукцию картины.

Выполните задания к тексту. Лингвистический эксперимент.

Эти строки написал художник Игорь Эмманулович Грабарь. Перед вами одна из его картин «Февральская лазурь». (Кстати, у этой картины интересная история. Расскажете на следующем уроке? Найдёте информацию?)

- Как возникает образ? (Человек, умело владеющий словом, может создать образ с помощью необычного употребления прилагательных).

- Обратите внимание на выделенные прилагательные.

- При помощи толкового словаря выясняем значение слов.

Лазоревое (небо) – сине-голубое; жемчужные (берёзы) – белые, коралловые (веки) – ярко-красные, сапфировые (тени) – синие или зелёные.

-Попробуйте прочитать предложения, используя синонимы.

- Сохранилось ли прежнее очарование художественной речи? Почему? (подобранные нами синонимы не передают красоты увиденного. Прилагательные жемчужные, коралловые, сапфировые употреблены в переносном значении, а значение это проявляется в необычном сочетании жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени. Данные эпитеты придают образность, дают дополнительную, художественную характеристику в виде скрытого сравнения).

Гораздо привычнее для нас сочетания жемчужное ожерелье, сапфировые серьги, коралловые бусы… Но в этой привычности пропадает образность.

Именно в этом необычном контексте происходит изменение лексического значения, и оно переходит из одного разряда в другой.

Вывод: разряд прилагательного можно определить только в контексте, т.е. в словосочетании или в предложении.

Рассматривают репродукцию, читают текст. При необходимости пользуются толковым словарём.

Обсуждают в группах свои выводы.



Делают выводы и самостоятельно формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, формулируют устно цель урока.

Участники обдумывают ответ на вопрос, записывают, по очереди обсуждают.

Отвечают на вопросы.










Один ученик работает у доски.








Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение.











Вывод.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание.


Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



Познавательные УУД:

постановка, формулирование и решение задачи


IV. Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализация и углубление изученного.


1.Выполнение упр.353.

Для проверки проводится КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (организовывается обсуждение в команде по очереди более одного круга).

2. Придумайте и запишите 2-3 словосочетания.

Выполняют упражнение, указывая над прилагательными разряд по значению. После выполнения обсуждают в команде.



Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование


Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания


Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

V. Закрепление изученного материала.

Цель этапа: зафиксировать новые знания.


Выборочный диктант

Задание: слушаем песню «Пропала собака», записываем прилагательные (сущ. + прил.- словосочетания), определяем разряд по значению.


Я уверена, что эту песню вы все знаете. Обратите внимание на последние строчки: почему собака – маленький друг? 

А теперь проверим, насколько внимательно вы поработали с песней. Белоснежный, рыжие – качественные, значение - цвет; глупый, доверчивый, занятный – качественные, внутренние качества, маленький – качественное, по возрасту. Бумажный – относительное, обозначает материал, из которого сделан предмет



2. Тематическая физкультминутка.

Вариант №1. Предлагает упражнение для снятия напряжения.

- Ребята, предлагаю взбодриться. Встаём, задвигаем стулья.

Дети выполняют комплекс упражнений под музыку.


Вариант №2. МИКС-ФРИЗ-ГРУПП.

1.Сколько разрядов у прилагательных?

2.Сколько падежей у существительных?

3.Сколько корней в слове светловолосый?

4.Сколько второстепенных членов предложения?

5. Сколько морфем в слове сегодняшний?


1. К какому разряду, опираясь на справочный материал учебника, вы отнесли бы прилагательные отцовский, солдатский, стеклянный, вчерашний? На каком основании?

2. Запишем предложения (комментированное письмо) и определим, какой признак передают эти прилагательные в записанных предложениях.

А) Ваня надел отцовский пиджак. В отцовском пиджаке Ваня походил не на ребёнка, а на взрослого.

Выводы: В первом предложении прилагательное отцовский обозначает принадлежность, то, что пиджак принадлежал отцу. Во втором – важнее не то, кому принадлежал пиджак, а внешние качества предмета – фасон, размер.

Б) Мальчик был подпоясан солдатским ремнём. Сквозь стеклянную стену было видно огромное фойе. Маша купила в магазине не свежий, а вчерашний хлеб.

Выводы:

1. Выделенные имена прилагательные авторы учебника относят к разряду относительных. Но все они выражают еще и качества предметов. Например: стеклянная - не только сделанная из стекла, но и прозрачная, вчерашний – не только приготовленный вчера, но и зачерствевший, солдатский - не обязательно имеющий отношение к солдату, но уж точно широкий, кожаный, с большой пряжкой.

2. Значение имени прилагательного можно определить лишь в контексте. Прилагательные, традиционно классифицируемые как относительные, могут называть признаки, обозначающие различные качества предметов, и то, что эти признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени, не является критерием для определения разряда. Этими же свойствами, мы видели на предыдущем уроке, обладают и так называемые качественные прилагательные. Установить, является ли прилагательное относительным или качественным, можно, только опираясь на контекст.


Слушают песню, записывают словосочетания, указывают разряд.

Взаимопроверка.




Обсуждение












Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.





Участники двигаются под музыку, замирают, когда музыка останавливается, объединяются в группы, количество участников зависит от ответа на вопрос.





Записывают слова в дорожную карту, комментируют выбор разряда.





Записывают предложения.














Личностные результаты:

развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;



Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.


Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

1.Выполнение письменной работы (см. приложение).

После выполнения ученики получают контрольный листок для самопроверки



Выполняют письменную работу с самопроверкой по контрольному листку.

Проводится СИНГЛ-РАУНД-РОБИН.

Делают вывод.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.

VII. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности

Организует фронтальную беседу.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли ее достичь?

- Каким образом?

- Где можно применить новые знания?


-Дополните фразы:

Я узнал…

Я запомнил …

В ходе работы удалось научиться…

Порадовался тому, что…

- Оцените свою работу на уроке и работу класса.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.




Рефлексия. Готовят «билетик на выход»




Подводят итоги. Выставляют оценки.

Личностный результат УУД:

способность к самооценке

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.


Проводит инструктаж по выполнению

домашнего задания. Предлагает право выбора.


1 уровень: упр.354(по учебнику);

2 уровень: подобрать фразеологизмы с притяжательными прилагательными;

3 уровень: выписать из художественного текста предложения с прилагательными – эпитетами (указать источник).

Задания 2-3 уровня дети выполняют в «Дорожной карте».

Вы показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать слово, правильно употреблять их в своей речи.


- Ребята, всем большое спасибо за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.


Записывают домашнее задание.

Личностный результат УУД:

формировать

привычку к самоконтролю.



Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике

Регулятивные УУД

Соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Разряды имен прилагательных"

Автор: Мифтахова Эльмира Асгатовна

Дата: 01.09.2016

Номер свидетельства: 341947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Технологическая карта урока на тему "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(65) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "225464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439666044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства