Этап урока /учебная ситуация | Результаты этапа/учебной ситуации | Цель этапа/учебной ситуации | Взаимодействие в образовательном процессе |
Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению | Система ценностных отношений Сформированные УУД действия с предметным содержанием (опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей) | Формирование и развитие системы ценностных отношений к ЛР, МПР и ПР и их достижению | Действия педагога | Действия обучающегося |
Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов | Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений |
1. Самоопределение к деятельности Орг. момент | Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка. | Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке) | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке). Управляет ситуацией самооценки. | Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. Самооценка готовности к уроку и выполненного домашнего задания в тетради для самооценки. |
2. Актуализация знаний, мотивация (проблемная ситуация) | Воспроизведенные знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания | Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха) Организует ситуацию для определения границ знания и незнания (ситуация практического затруднения). Предлагается в группах разыграть спор о том, чье слово пишется правильно (омофоны) Цена-ценна, истина-истинна, длина-длинна, туманы-туманны, законы-законны. Румяна-румяна. Нанести румяна перед зеркальцем - царица румяна. (Грамматические омонимы) В какой сказке есть слова царица, зеркальце, румяна? Показывает фрагмент мультфильма по мотивам сказки А.С.Пушкина | Слушают, читают задания, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задание. Выполняют задание: в группах разыграть спор о том, чье слово пишется правильно (омофоны) Цена-ценна, истина-истинна, длина-длинна, туманы-туманны, законы-законны. Выясняют, кто из них прав и размещают слова в 2 столбика.
Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью. Формулируют свое затруднение (недостаточность знаний, способов действий).
Смотрят фрагмент мультфильма и называют услышанные краткие имена прилагательные. |
3. Постановка учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная (вербально, с помощью схемы, модели…) учебная задача (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). | Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу. Какая тема урока? Какие цели поставим? Как спланируем (спроектируем) наш урок? Критерии нашей работы (по тетради). | Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. Самостоятельно или с помощью учителя формулируют проблему, цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия, предлагают план урока, вспоминают критерии самооценки. |
4. Решение учебной задачи | Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности | Организует ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов, позволяющих найти нужное правило, понятие. Как образуются краткие прил? На какие вопросы они отвечают? Как изменяются? Чем являются в предложении? Организует ситуации построения модели понятия. Просит проговорить теоретическую формулировку, используя модель. Краткие имена прилагательные: Образуются с помощью усечения окончания у полных имен прилагательных. Отвечают на вопросы: каков?, какова?, каково?, каковы? Изменяются по числам, в ед.ч. – по родам, не склоняются. В предложении являются сказуемыми. Организует деятельность по построению алгоритма: | Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной, групповой) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации. Моделируют, проговаривают правило, понятие, способ деятельности.
Определяют действия и их последовательность; строят и проговаривают алгоритм пошагово. |
5. Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике) | Умение действовать по алгоритму, правилу | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму. | Предлагает вернуться к самому первому заданию и выполнить его по новому алгоритму, проговаривая его во внешней речи. Цена-ценна, истина-истинна, длина-длинна, туманы-туманны, законы-законны. Румяна-румяна. Организует ситуацию решения типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма во внешней речи. Упр. 588 Игра «Прятки» Физминутка. Письмо по памяти. Организует выполнение задания по новому алгоритму. 1.Свеж (ь)? 2.Заменить полные имена прилагательные на краткие с основой на шипящий(синонимы) и записать получившиеся словосочетания ландыш ароматный, шиповник колкий, дуб крепкий 3.Соедини линией, когда пишется ь. 4. Правило «Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий». | Выполняют исходное задание с проговариванием алгоритма во внешней речи.
Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма во внешней речи. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Умение применять алгоритм, правило в самостоятельной деятельности | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | Организует ситуацию отработки построенного алгоритма. Предлагает выполнить систему тренинговых заданий. Портрет имени прилагательного (работа в группе) Организует самооценку усвоения детьми нового способа действий. | Выполняют задания учебника (учителя), сначала выполняя действия по алгоритму в речевой и умственной форме. Портрет имени прилагательного (работа в группе)
Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы в группе. |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний | Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности с ранее в условиях решения задач и выполнения упражений | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов. | Организует ситуацию включения нового знания в систему знаний. Организует ситуацию выполнения заданий на повторение и закрепление изученного ранее. Речевая практика: речевые ситуации по теме урока | Выполняют задания учебника (учителя). Придумывают свои задания по изученной теме. Разыгрывают речевые ситуации, включив в них новый учебный материал. |
8. Оценка | Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | Организует ситуацию оценки знаний и способов действий. Предлагает выполнить самостоятельную/контрольную работу, оценить результаты, способы их достижения. Тест «Волшебное зеркальце» | Выполняют предложенную самостоятельную/контрольную работу. Оценивают результаты, способы их достижения. Тест «Волшебное зеркальце» |
9. Итог занятий. Рефлексия деятельности. Домашнее задание. | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности с образцом. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Организует дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. Задает домашнее задание. опишите какое-нибудь животное, используя краткие имена прилагательные (пропедевтика к следующему уроку-сочинению описание животного) | Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. |