п. Пяжелка Бабаевского района Вологодской области
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о способах обозначения мягкости согласных на письме; отработать умения применять правило постановки мягкого знака для обозначения мягкости согласных
Предметные: знать роль ь для обозначения мягкости согласных, правило употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных
Уметь: различать в словах твёрдые и мягкие согласные , определять, что сигнализирует на письме о мягкости предшествующего согласного
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности, умение поставить цель и организовать её достижение
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе
Методы и формы обучения: наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная , фронтальная, групповая
Наглядно-иллюстрационный материал: презентация по теме урока, подготовленная учителем
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые УУД | Промежуточный контроль |
Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная , мотивационная подготовка к усвоению материала | Организационный момент урока: Давайте начнём урок с улыбки! Сегодня на уроке мы должны быть сообразительными, внимательными, терпимыми друг к другу | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия | |
Актуализация | Воспроизведе- ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых | Вопросы по домашнему заданию: что изучает фонетика? На какие группы делятся звуки? Какими бывают гласные звуки? А согласные? | Отвечают на вопросы, воспринимают информацию на слух | | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Коммуникативные: задают вопросы отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли | Устные ответы |
Выявление темы урока | | На доске написан ряд букв: Е,Ё,Ю,Ь,И,О,А Назовите лишнюю букву (лишняя буква Ь) Почему? (Не обозначает звука) А зачем нам нужен Ь? Ответ на этот вопрос и будет темой нашего урока | Отвечают на вопросы, выполняют задание | Индивидуаль ная | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные : осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: задают вопросы | |
| | (создание проблемной ситуации) Сентябрь холодный бушевал, С деревьев ржавый лист валился, День потухающий дымился, День потухал, туман вставал. (Какую роль выполняет Ь?) Сравните слова: угол -уголь; банка – банька Запишите свои примеры Тема урока? | Просматривают презентацию (1-3 слайды), выполняют задание Выполняют задание | Работа в парах Индивидуаль ная работа | | |
Целеполагание | Раскрытие сущности новых понятий, ознакомление с заданием Физкультминутка | Формулируем цель совместно с учащимися: Текст со слайда презентации: «Иля спешу напомнит тебе, что песа состоится в два часа. Прдёт вся моя семя. Жду.Санка.» Исправление ошибок , формулирование цели Буратино подтянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл – видно ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать. | Выполнение задания | Работа в группе | Личностные: осознают свои возможности в учении Познавательные: извлекают необходимую информацию Регулятивные: планируют свою деятельность | Устные ответы, выполнение письменного задания |
Творческая практическая деятельность | Письменная работа | Вспомним тему урока(проговаривают) Итак, Ь обозначает мягкость согласного – всё просто? Как вы думаете, всегда ли после согласного нужно ставить Ь? На доске: туч()ка, мощ()ный, бан()тик, свар()щик, печ() Вывод: Стр.139 материал для самостоятельного наблюдения (работа с учебником) Орфограмма | Выполняют задание Работа с учебником | Работа в парах Индивидуальная работа | Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию | |
Первичное закрепление | | Запомните, что при сочетании Ч и Щ с другими согласными Ь для обозначения мягкости не пишется. Игра: «Поезд» ( выписать из упр. 303 по 2 слова в каждый вагончик) Ещё раз вернёмся к теме урока: обозначение мягкости согласного с помощью Ь, НО мы должны помнить, что Ь – не единственный способ придания согласному мягкости. Он является лишь одним из нескольких способов (Работа с таблицей – презентация) | Работа с учебником | Групповая работа, индивидуальная работа | Выполняют задание, формулируют, собственные мысли, высказывают свою точку зрения, обосновывают её | |
Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия | Письменная работа (+ -) Проверка и обсуждение работ учащихся Проверка работ Заключительная беседа по вопросам | Работа с презентацией: Серен()кая птич()ка, мален()кая девоч()ка, реч()ной вокзал, помощ()ник отца, хищ()ный звер(), нян()чить доч()ку, сделать проч()но, плавать с дел()фином (+-, +-,-,-,-+,--,-,+) Самостоятельная работа ( упр. 305-307 ) на выбор Выполняем упр.306 стр.140 (у доски) по столбикам , проговариваем-почему именно в этот столбик? Вывод: как же обозначается мягкость согласных на письме? Что нового узнали на уроке? Какие трудности появились у вас в процессе? Как вы их преодолевали? Оцените свою работу на уроке. Оцените нашу совместную работу. Домашнее задание: п.60, индивидуальные карточки | Работа с учебником | Индивидуальная) Групповая | Познавательная: формулируют свою цель, осуществляют поиск необходимую информацию) Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | |