II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. 5 мин. | Используется презентация (см. презентация сл.2,). 1. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера): Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо. Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.) 2. Проверка проводится с помощью следующего слайда: ночь чаща дрожь круча роскошь жизнь луч шило ключ щавель пустошь чудо – Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы. – Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.) – Обозначьте в словах этот опознавательный признак. – Назовите условия выбора орфограмм. – На основе графических обозначений сформулируйте правила. 3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.) – С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.) – Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания. Несколько человек записывают на доске по 3–4 слова из своих личных орфоэпических минисловариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных слов. | Записывают слова, распределяя их по группам в зависимости от орфограммы Самопроверка Отвечают на вопросы Формулируют правила Самопроверка домашней работы | Владеть приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения, (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); подведение под понятие (П); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции (К); учет разных мнений (К); Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.(К) |
III. Постановка проблемы (основного вопроса урока). 5мин. | Проблемная ситуация. Определяем основной вопрос урока. (Этот материал представлен в презентации, работа проводится при закрытых учебниках.) слайд 3 При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Вставьте букву Ё или О. В каком случае возникла проблема выбора? б…чка ч…лка м…д ш…лк л…дка щ…тка т…плый ж…лтый Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.сл.4 | Обучающиеся работают в тетрадях, после чего сверяют с эталоном на доске. Работа со словами, поиск цели урока, формулирование проблемного вопроса. | Целеполагание(Р) Высказывание предположения на основе наблюдений. Формулирование проблемы урока. (П); определение основной и второстепенной ин- формации (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в ком- муникации (К); учет разных мнений, координирование в со- трудничестве разных позиций (К); |
IV. Открытие нового знания. 7 мин. | На слайде 5 с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 59), используются вопросы и задания перед упр. 59. 2. Далее учащиеся самостоятельно ( в парах) по заданию после текста упр. 59 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1-го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов сл.6: жёлтый – желтеть, шёпот – шептать, чёрный – чернеть и существительные щёлка – щель. Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2-м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.сл.7,89,10 Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы. | Графическая работа со словами Выявление особенностей правописания слов с орфограммой Предположения, вывод самостоятельная формулировка правила | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); использование знаково-символических средств(П); подведение под понятие (П); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л); |
V. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений. . 10 мин. 7. VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение. 10мин. | 1 Выполнение упражнений для первичного развития умений.. Развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после шипящих. орфограммы. 1) Найдите лишние слова в столбиках «е-ё» Ш…мпол Ш…лкать Расч…т Ч…лка Обж…ра Щ…чка «о» Ш…рник Ш…рох Щ…тка Реш…тка Ш…в Капюш…н 2) В каких словах допущена ошибка? а) жолтый; д) жокей б) решотка е) шорох в) чёрный ж) крыжовник г) жёнглёр з) шопот 2. сл.11,12 – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов исключений) 1.Развитие лексического умения соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения По толкованию лексических значений узнайте слово, запишите его и объясните правописание гласной в корне после шипящих( 1ч) и наоборот (2ч), сначала читается толкование, потом ученики называют слово. 1ч 1. Наездник на скачке - (жокей) 2. Цирковой актер, ловко подбрасывающий в воздухе предметы - (жонглер) 3. Опущенная на лоб и подстриженная прядь волос - (чёлка) 2ч 4. Пестрая клетчатая ткань - (шотландка) 5. Плод дуба - (жёлудь) 6. Небольшая корзина - (кошёлка) 7. Тихая речь - (шёпот) 8. Тонкая веревка - (бечёвка) 9. Длинное углубление, выдолбленное в бревне - (чёлн) 2. Задание на разграничение омофонов. На доске записаны два предложения: Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный. Вопросы и задания к ним: – Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].) – Сравните их написание. Что необычного заметили? – Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.) - Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по-разному.) -Предположите, почему слова пишутся по-разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.) Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения.сл.13 3. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова. На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр. – Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.) – Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему? – Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой? (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.) – Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему? – Проверим себя. Прочитайте правило на с. 48 (после упр. 63), а также слова под рубрикой «Запомни». – Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.) | Записывают и объясняют правописание гласной в корне после шипящих Письмо по памяти Проверка по образцу Самостоятельная работа с использованием знаний по лексике и комментированием своих действий Анализ примеров, рассуждение по вопросам, Формулировка вывода Запись в тетради, графическое выделение Анализ примеров, рассуждение по вопросам, Формулировка вывода Самопроверка | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); использование знаково-символических средств(П); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, вы- ведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); контроль, коррекция, оценка (Р); Включение нового знания в систему знаний (П) совершенствовать орфографические умения(П) Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). Строить логические рассуждения.(П) |
VII. Итог урока. Рефлексия 2 мин. | – Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.) – Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые понятия урока. 1) шёлк, шов (искл.); 2) ожог (сущ.), ожёг (гл.); 3) шоссе, жонглёр. | Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. | рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов дея- тельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха / неус- пеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); |