I. Мотивация к учебной деятельности. | Слайд №2. Звенит звонок весёлый, Зовёт нас на урок. Такой порядок в школе – Не забывай дружок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор. Слайд № 3. Прочитайте девиз урока: И вновь урок мы начинаем, Все знанья сами открываем, К вершине знаний держим путь, Поэтому активным будь. - Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха. -Ребята, посмотрите внимательно вокруг, и скажите, к какому уроку я приготовилась? - Почему вы так решили? - Да, у нас сейчас урок русского языка. Проверка домашнего задания. - Вам было задано проверить по орфоэпическому словарю русского языка, правильно ли произносят данные слова ваши знакомые. Слайд № 4. - Под правильностью речи понимают соответствие ее языковой структуры принятым в данное время литературным нормам. Слайд № 5. Для этих существительных – названий овощей, фруктов, плодов общелитературным является окончание - ов (апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов и т. д. ) Слайд № 6. - Открыли тетради, записали число. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. - Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень готовности (настроен ли я, слушать учителя, воспринимать материал урока). Дети читают девиз. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе, о проведенном исследовании. | Р: нацеливание на успешную деятельность. Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. К: формирование умения слушать и слышать. |
II. Актуализация знаний.
Минутка чистописания Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | Слайд № 7. Чистописание. Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут элемент писать. - Прочитайте буквы, записанные на слайде. Слайд № 8 - 9. - Расположите их в алфавитном порядке. С Р О П Ж С А Я М К У С - Какая буква встречалась чаще других? Буква «эс». -Какую букву будем писать? - На минутке чистописания мы будем упражняться в письме буквы «эс». Выполняют чистописание: с С с сад садовый садовник. - Как называются такие слова? Однокоренные. - Составьте устно предложение со словом сад. - Прочитайте высказывание: - В этом кроссворде спрятались слова с удвоенной согласной с. | | | | | | с | с | | | | с | с | | | | с | с | | | | | | | с | с | | | | | | с | с | | | | | | | | | с | с | | | | | | | | | с | с | | | | | Экспресс, касса, бассейн, пассажир, ссора, искусство, кроссворд. | Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки несколько раз. Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока. | Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; П: постановка и решение проблемы; Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов; К: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний Формулирование темы урока, постановка цели. Работа над темой урока.
| Повторение изученного. Морфологический разбор имен существительных. - Ребята, чтобы продуктивно построить сегодняшнее занятие, нам необходимо вспомнить материал предыдущих уроков. Мы увидели на крыльце Барбоса. Барбоса – 2) 3) 4) 5) | Кот подкрался к мышке. 1)К мышке – 2) 3) 4) 5) | ( Двое выполняют у доски.) Запись на доске и в тетрадях: Мы увидели на крыльце Барбоса. 1) Барбоса – имя сущ. 2) Нач. форма – Барбос. 3) Пост.пр.: собств., одуш., ж.р., 2-е скл. 4) Непост.пр.: вин. п., ед.ч. 5) Доп.: увидели (кого?) Барбоса. | Кот подкрался к мышке. 1) (К) мышке – имя сущ. 2) Нач. форма – мышка. 3) Пост. пр.: нариц., одуш.,ж.р., 1-е скл. 4) Непост.пр: дат.п., ед.ч. 5) Доп.: подкрался (к кому?) к мышке. | - Молодцы! Слайд № 10. - Отгадайте загадку: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! - Какая часть речи может о себе так сказать? - Ребята, вы научились делать морфологический разбор имени существительного, а вы умеете делать морфологический разбор имени прилагательного? - Что делать? Какая будет тема урока? Слайд № 11. - Прочитайте тему урока: «Морфологический разбор имён прилагательных». Запишите тему урока. - Определите цели урока, используя опорные слова: Слайд № 12. • Мы познакомимся с… С алгоритмом морфологического разбора Им. прил. • Мы узнаем… Новое об им. прил. • Мы вспомним… роль имен прилагательных в речи • Мы будем уметь… находить в тексте имена прилагательные. - Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи? - Почему имя прилагательное имеет такое название? Запись предложений под диктовку. 1) Прыгает по вырубке белый заяц. 2) Заяц зимой белый. - Определите, к каким частям речи относятся слова с корнем - бел- . - Подчеркните данные слова как члены предложения. - Какова роль в предложении имени прилагательного? - Молодцы! - Говоря о каком-либо предмете, мы всегда стараемся описать его, определить и назвать его качества. Сделать это нам помогают имена прилагательные. - Составьте из следующих словосочетаний определение имени прилагательного. а) отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «чей?»; б) обозначает признак предмета; в) самостоятельная часть речи. - Дайте определение имени прилагательного. Слайд № 13, 14. -Прочитайте слова на слайде № 15. -По какому признаку разделены слова на две группы? новенький соловьи праздничное настроение голосистые костюм душистая смородина - Образуйте из этих слов словосочетания и запишите их в тетрадь. - Почему вы соединили слова именно так? Проверьте. Слайд № 16. - Что заметили, выполняя это задание? -Какое слово главное, какое зависимое? Физминутка для глаз. Слайд № 17. - Назовите постоянные признаки имён прилагательных. (Качественные, относительные, притяжательные) -Перечислите непостоянные признаки имён прилагательных. (Род, число, падеж) Работа над новым материалом. Работа с учебником: с. ________ - Рассмотрите таблицу. 1. - Упражнение 1 – устно. - Назовите сочетания слов с притяжательными прилагательными (с качественными, с относительными). 2. Упр. 2. Проводит инструктаж обучающихся к выполнению задания. 3. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного. Слайд № 18. | В загадке говорится об имени прилагательном. Определяют задачи урока. -Имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает. - Имя прилагательное присоединяется, «прилагается» к имени существительному и обозначает его признак. Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». -Данные слова разделены на группы по принадлежности к частям речи: имена прилагательные, имена существительные. Записывают словосочетания. Новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи. - Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, с которым оно связано. | Р:предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Л:выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои |
IV. Первичное закрепление нового материала. Обобщение и систематизация.
| 2 ученика у доски: В Москве находится самое красивое в мире метро. 1) Самое красивое - имя прил. 2 ) Нач. форма: красивый. 3) Пост. пр.: кач. 4) Непост.пр.: превосх. ст. (сост.), ед.ч., ср.р., им п. 5) Опр.: самое красивое (метро). ~~~~~~~~~~~~ |
Сестра испекла вкусный пирог. 1) Вкусный – имя прил. 2) Нач. форма – вкусный. 3) Пост.пр.: кач. 4) Непост. Пр.: ед.ч., м.р., вип.п. 5) Опр.: вкусный (пирог). ~~~~~~~ | Остальные работают на карточках. Найдите ошибки в тексте. ( Работа в группе) Мальчик Боря на доске написал такое: Плывёт лодка по реке серое, большое, А на лодке плывут весёлая друзья, И ведут они с собой забавная игра. Что же это за игра? Вам я не скажу, Лучше дальше вам слова ещё я напишу. В небе звёзды яркая светят и горят. Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл, Но ошибок не нашёл. Почему же Боря не нашел ошибок? -Чего он не знает? - А как нужно правильно писать окончания прилагательных? Запомни такое правило. «Не хочешь остаться с носом, проверяй окончания вопросом». Выпишите из стихотворения словосочетания с ошибками и исправьте на правильные. (По группам). | Производят взаимопроверку | Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Л: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение.
| 1) Игра «Подбери слово». - Я назову название предмета, а вы подберите к нему имя прилагательное. Итак, хлеб (душистый, свежий, черный, белый, круглый, пшеничный, ржаной, черствый, сухой ). Ромашка (белая, полевая, желтоглазая). Задание на логику. У каждого на парте лежит стихотворение «Шурка». Прочитайте, определите части речи у подчеркнутых слов. Шурка. Я смотрю в избе мой брат, У него шинель до пят. Он с запиской отпускной К нам пришел на выходной. Шурка- слесарь в мастерской. Он такой степенный, Представительный такой, Прямо как военный. Проверка. Вывод: эти слова являются исключением из правила о прилагательных, то есть имеют окончания имен прилагательных, а сами в предложении бывают другой частью речи. Т Е С Т «Имя прилагательное» Найдите и подчеркните слова, обозначающие признаки предметов и вставь пропущенные буквы. Сер…бряный,прогре…,обл…ко,…лмазный, н…сет,прелес…ный. Подчеркните вопросы, на которые отвечают имена прилагательные: Что делают? Где? Какое? Какой? Кто? Что? Какие? Что делать? Какая? Образуйте имена прилагательные и напиши: ласка - чудеса - грусть - болтовня - длина - Подчеркните прилагательные во множественном числе: чистая, редкие, тихий, смешные, яркое. Разберите прилагательные по составу: узкий, маленькие, серые, глубокая. Вставьте пропущенную гласную и укажи род прилагательных: м…ховая шапка, х…лодный ветер, н…чная тишь, б…льные руки, звёз…ное небо. Подберите прилагательные с противоположным значением: тёмный - сильный- робкий- Горяч__ вода, каменн__ здание, интересн__ рассказы, сильн__ ветер, горяч__ солнце, весенн__ погода. -Что тебе нужно было сделать? -Удалось тебе выполнить задание? -Ты сделал всё правильно или были недочёты? -Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? -Какой был уровень задания? - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Выполняют задание, проговаривая новые понятия | К: умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Л: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Р: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. – Найдите лишнее слово в ряду ключевых по теме урока: Род, описание, число, падеж. Слайд №19._ – Почему это слово лишнее? (Не является морфологическим признаком прилагательного.) -Что у вас получалось сегодня лучше всего? -В чём испытали затруднения? -Кто сегодня получит отметку в дневник? -За что? -Какая задача перед нами стояла? -По вашему мнению, цель урока достигнута? -Важную ли работу мы провели на уроке? -Как же богата и разнообразна наша русская речь! Как художник не может обойтись без красок, так и язык не может без имени прилагательного. -Дополните мое высказывание прилагательным, образованным от имени существительного «живопись»: имена прилагательные делают нашу речь… живописнее. - Оцените свою работу на уроке. | Продолжают высказывания: • Сегодня я узнал… • Было интересно… • Было трудно… | Р:оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Л: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. К: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверст. |