|   I. Мотивация к учебной деятельности.               |    Слайд №2.    Звенит звонок весёлый,  Зовёт нас на урок.  Такой порядок в школе –    Не забывай дружок.  Все у парты ровно встали,  Улыбнулись, подравнялись,  Тихо сели за свой стол,  Начинаем разговор.  Слайд № 3. Прочитайте девиз урока:   И вновь урок мы начинаем,  Все знанья сами открываем,  К вершине знаний держим путь,  Поэтому активным будь.  - Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания.    Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.  -Ребята, посмотрите внимательно вокруг, и скажите, к какому уроку я приготовилась? - Почему вы так решили?  - Да, у нас сейчас урок русского языка.  Проверка домашнего задания. - Вам было задано проверить по орфоэпическому словарю русского языка, правильно ли произносят данные слова ваши знакомые.    Слайд № 4. - Под правильностью речи понимают соответствие ее языковой структуры принятым в данное время литературным нормам.  Слайд № 5. Для этих существительных – названий овощей, фруктов, плодов общелитературным является окончание - ов (апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов и т. д. )  Слайд № 6. - Открыли тетради, записали число.   |    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.  - Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень готовности (настроен ли я, слушать учителя, воспринимать материал урока).      Дети читают девиз.                          Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают  о выполненной дома работе, о проведенном исследовании.       |    Р: нацеливание на успешную деятельность.  Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.  К: формирование умения слушать и слышать.   |  
  |    II. Актуализация знаний.   
      
      
      
      Минутка чистописания  Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.                        Словарно-орфографическая работа.   |    Слайд № 7. Чистописание.   Пальцы делают зарядку,     Чтобы меньше уставать.  А потом они в тетрадке    Будут элемент писать.  - Прочитайте буквы, записанные на слайде. Слайд № 8 - 9. - Расположите их в алфавитном порядке.  С Р О П Ж С А Я М К У С    - Какая буква встречалась чаще других? Буква «эс».  -Какую букву будем писать?  - На минутке чистописания мы будем упражняться в письме буквы «эс». Выполняют чистописание:  с С с сад садовый садовник.  - Как называются такие слова? Однокоренные.  - Составьте устно предложение со словом сад.  - Прочитайте высказывание:    - В этом кроссворде спрятались слова с удвоенной согласной с.                                                               |        |         |         |         |         |         |    с   |    с   |     |        |         |         |    с   |    с   |         |     |        |         |    с   |    с   |         |         |         |         |     |        |         |    с   |    с   |         |         |         |         |     |        |    с   |    с   |         |         |         |         |     |        |         |         |         |    с   |    с   |         |         |         |         |     |        |         |         |         |    с   |    с   |         |         |         |         |           Экспресс, касса, бассейн, пассажир, ссора, искусство, кроссворд.   |     Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки несколько раз.  Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока.                       |    Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;  П: постановка и решение проблемы;  Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов;  К: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.   |  
  |   III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний                                                                                                                                                                       Формулирование темы урока, постановка цели.                                      Работа над темой урока.   
      |     Повторение изученного. Морфологический разбор имен существительных.  - Ребята, чтобы продуктивно построить сегодняшнее занятие, нам необходимо вспомнить материал предыдущих уроков.      |    Мы увидели на крыльце Барбоса.   Барбоса –     2)   3)   4)   5)   |     Кот подкрался к мышке.   1)К мышке –     2)   3)   4)   5)   |      ( Двое выполняют у доски.) Запись на доске и в тетрадях:      |   Мы увидели на крыльце Барбоса.  1) Барбоса – имя сущ.    2) Нач. форма – Барбос.  3) Пост.пр.: собств., одуш.,  ж.р., 2-е скл.  4) Непост.пр.: вин. п., ед.ч. 5) Доп.: увидели (кого?) Барбоса.   |     Кот подкрался к мышке.   1) (К) мышке – имя сущ.   2) Нач. форма – мышка.   3) Пост. пр.: нариц., одуш.,ж.р., 1-е скл.   4) Непост.пр: дат.п., ед.ч.   5) Доп.: подкрался (к кому?) к мышке.       |       - Молодцы!   Слайд № 10. - Отгадайте загадку:   Определяю я предметы.   Они со мной весьма приметны.   Я украшаю вашу речь,   Меня вам надо знать, беречь!  - Какая часть речи может о себе так сказать?  - Ребята, вы научились делать морфологический разбор имени существительного, а вы умеете делать морфологический разбор имени прилагательного?  - Что делать? Какая будет тема урока?   Слайд № 11. - Прочитайте тему урока: «Морфологический разбор имён прилагательных». Запишите тему урока.   - Определите цели урока, используя опорные слова: Слайд № 12.     • Мы познакомимся с… С алгоритмом морфологического разбора Им. прил.   • Мы узнаем… Новое об им. прил.   • Мы вспомним… роль имен прилагательных в речи  • Мы будем уметь… находить в тексте имена прилагательные.   - Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи?   - Почему имя прилагательное имеет такое название?  Запись предложений под диктовку.  1) Прыгает по вырубке белый заяц.  2) Заяц зимой белый.  - Определите, к каким частям речи относятся слова с корнем  - бел- .    - Подчеркните данные слова как члены предложения.  - Какова роль в предложении имени прилагательного?  - Молодцы!   - Говоря о каком-либо предмете, мы всегда стараемся описать его, определить и назвать его качества. Сделать это нам помогают имена прилагательные.   - Составьте из следующих словосочетаний определение имени прилагательного.   а) отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «чей?»;   б) обозначает признак предмета;   в) самостоятельная часть речи.   - Дайте определение имени прилагательного. Слайд № 13, 14.   -Прочитайте слова на слайде № 15.     -По какому признаку разделены слова на две группы?     новенький соловьи   праздничное настроение   голосистые костюм   душистая смородина   - Образуйте из этих слов словосочетания и запишите их в тетрадь.   - Почему вы соединили слова именно так? Проверьте. Слайд № 16.   - Что заметили, выполняя это задание?   -Какое слово главное, какое зависимое?   Физминутка для глаз. Слайд № 17.  - Назовите постоянные признаки имён прилагательных. (Качественные, относительные, притяжательные)   -Перечислите непостоянные признаки имён прилагательных. (Род, число, падеж)   Работа над новым материалом.   Работа с учебником: с. ________  - Рассмотрите таблицу.  1. - Упражнение 1 – устно. - Назовите сочетания слов с притяжательными прилагательными (с качественными, с относительными).  2. Упр. 2. Проводит инструктаж обучающихся к выполнению задания.  3. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного. Слайд № 18.     |                                                                                                                                            В загадке говорится об имени прилагательном.                                Определяют задачи урока.                      -Имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает.     - Имя прилагательное присоединяется, «прилагается» к имени существительному и обозначает его признак.        Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?».  -Данные слова разделены на группы по принадлежности к частям речи: имена прилагательные, имена существительные.   Записывают словосочетания.   Новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи.  - Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, с которым оно  связано.   |    Р:предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;  П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  Л:выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.    - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);  К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои   |  
  |   IV. Первичное закрепление нового материала.                                              Обобщение и систематизация.     
           
      
      |           |   2 ученика у доски:  В Москве находится самое красивое в мире метро.  1) Самое красивое - имя прил.  2 ) Нач. форма: красивый.  3) Пост. пр.: кач.  4) Непост.пр.: превосх. ст. (сост.), ед.ч., ср.р., им п.  5) Опр.: самое красивое (метро). ~~~~~~~~~~~~   |    
      Сестра испекла вкусный пирог.  1) Вкусный – имя прил.    2) Нач. форма – вкусный.   3) Пост.пр.: кач.   4) Непост. Пр.: ед.ч., м.р., вип.п.   5) Опр.: вкусный (пирог).   ~~~~~~~   |       Остальные работают на карточках. Найдите ошибки в тексте. ( Работа в группе)   Мальчик Боря на доске написал такое:   Плывёт лодка по реке серое, большое,   А на лодке плывут весёлая друзья,   И ведут они с собой забавная игра.   Что же это за игра?   Вам я не скажу,   Лучше дальше вам слова ещё я напишу.   В небе звёзды яркая светят и горят.   Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,   Но ошибок не нашёл.   Почему же Боря не нашел ошибок?     -Чего он не знает?     - А как нужно правильно писать окончания прилагательных? Запомни такое правило.   «Не хочешь остаться с носом, проверяй окончания вопросом».   Выпишите из стихотворения словосочетания с ошибками и исправьте на правильные. (По группам).   |    Производят взаимопроверку   |    Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;  П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;  Л: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации   |  
  |   V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону          Включение в систему знаний и повторение.   
      |    1) Игра «Подбери слово».  - Я назову название предмета, а вы подберите к нему имя прилагательное.  Итак, хлеб (душистый, свежий, черный, белый, круглый, пшеничный, ржаной, черствый, сухой ).  Ромашка (белая, полевая, желтоглазая).   Задание на логику. У каждого на парте лежит стихотворение «Шурка». Прочитайте, определите части речи у подчеркнутых слов.   Шурка.   Я смотрю в избе мой брат,   У него шинель до пят.   Он с запиской отпускной   К нам пришел на выходной.   Шурка- слесарь в мастерской.   Он такой степенный,   Представительный такой,   Прямо как военный.   Проверка. Вывод: эти слова являются исключением из правила о прилагательных, то есть имеют окончания имен прилагательных, а сами в предложении бывают другой частью речи.   Т Е С Т «Имя прилагательное»    Найдите и подчеркните слова, обозначающие признаки предметов и вставь пропущенные буквы. Сер…бряный,прогре…,обл…ко,…лмазный, н…сет,прелес…ный.   Подчеркните вопросы, на которые отвечают имена прилагательные: Что делают? Где? Какое? Какой? Кто? Что? Какие? Что делать? Какая?   Образуйте имена прилагательные и напиши:     ласка - чудеса - грусть -   болтовня - длина -    Подчеркните прилагательные во множественном числе: чистая, редкие, тихий, смешные, яркое.   Разберите прилагательные по составу: узкий, маленькие, серые, глубокая.   Вставьте пропущенную гласную и укажи род прилагательных: м…ховая шапка, х…лодный ветер, н…чная тишь, б…льные руки, звёз…ное небо.   Подберите прилагательные с противоположным значением:     тёмный - сильный- робкий-    Горяч__ вода, каменн__ здание, интересн__ рассказы, сильн__ ветер, горяч__ солнце, весенн__ погода.   -Что тебе нужно было сделать?     -Удалось тебе выполнить задание?   -Ты сделал всё правильно или были недочёты?   -Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?   -Какой был уровень задания?   - Какую отметку ты бы себе поставил?   - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.   |    Выполняют задание, проговаривая новые понятия        |     К: умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;  П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.  Л: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;  - умение выделить нравственный аспект поведения;  - готовность к сотрудничеству и дружбе;  Р: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.   |  
  |   VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.        |     Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.   – Найдите лишнее слово в ряду ключевых по теме урока:   Род, описание, число, падеж. Слайд №19._   – Почему это слово лишнее? (Не является морфологическим признаком прилагательного.)   -Что у вас получалось сегодня лучше всего?   -В чём испытали затруднения?   -Кто сегодня получит отметку в дневник?     -За что?  -Какая задача перед нами стояла?  -По вашему мнению, цель урока достигнута?     -Важную ли работу мы провели на уроке?   -Как же богата и разнообразна наша русская речь! Как художник не может обойтись без красок, так и язык не может без имени прилагательного.  -Дополните мое высказывание прилагательным, образованным от имени существительного «живопись»: имена прилагательные делают нашу речь… живописнее.   - Оцените свою работу на уроке.   |          Продолжают высказывания:   • Сегодня я узнал…   • Было интересно…  • Было трудно…   |    Р:оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;  - осуществлять итоговый контроль Л: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. К: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверст.   |