kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема Урока " Морфологический анализ Имени прилагательного".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  урока русского языка в 4 классе.  УМК « Школа 21 века».

 Тема урока: «Морфологический разбор имен прилагательных».

Цель урока: формирование умения  учащихся  проводить морфологический разбор имён прилагательных, развитие умений применять полученные знания при выполнении  морфологического разбора имен прилагательных на практике.

Задачи урока:  1.обобщить и систематизировать знание лексических, морфологических и синтаксических признаков имени прилагательного; формировать умение делать полный морфологический разбор имени прилагательного по плану;  2.Развивать мыслительные процессы, речевую культуру, внимание, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы; коммуникативные навыки через взаимооценку и самооценку деятельности; развивать навыки группового взаимодействия. 3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку; внимательность, культуру общения в группах, интерес к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема Урока " Морфологический анализ Имени прилагательного". »

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК « Школа 21 века».

Дата: _______________________

Учитель: Ятцулевич И. В.

Тема урока: «Морфологический разбор имен прилагательных».

Цель урока: формирование умения учащихся проводить морфологический разбор имён прилагательных, развитие умений применять полученные знания при выполнении морфологического разбора имен прилагательных на практике.

Задачи урока: 1.обобщить и систематизировать знание лексических, морфологических и синтаксических признаков имени прилагательного; формировать умение делать полный морфологический разбор имени прилагательного по плану; 2.Развивать мыслительные процессы, речевую культуру, внимание, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы; коммуникативные навыки через взаимооценку и самооценку деятельности; развивать навыки группового взаимодействия. 3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку; внимательность, культуру общения в группах, интерес к предмету.

Планируемые предметные результаты освоения материала: Знают и применяют алгоритм морфологического разбора имени прилагательного через систематизацию знаний, опыта детей и помощь учителя. Б: наблюдается рациональность в понимании и решении проблемных учебных вопросов, умеют пользоваться алгоритмом, предлагаемым в учебнике; выступать в различных ролевых функциях (учитель – ученик), предусмотренных заданиями; Умеют различать лексические, морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных и применять их при полном морфологическом разборе, рассуждать, аргументировать свою точку зрения, вести продуктивный диалог.

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, карточки, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.




Слайд №2.

Звенит звонок весёлый,

Зовёт нас на урок.

Такой порядок в школе –

Не забывай дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

Слайд № 3. Прочитайте девиз урока:

И вновь урок мы начинаем,

Все знанья сами открываем,

К вершине знаний держим путь,

Поэтому активным будь.

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания.

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

-Ребята, посмотрите внимательно вокруг, и скажите, к какому уроку я приготовилась? - Почему вы так решили?

- Да, у нас сейчас урок русского языка.

Проверка домашнего задания. - Вам было задано проверить по орфоэпическому словарю русского языка, правильно ли произносят данные слова ваши знакомые.

Слайд № 4. - Под правильностью речи понимают соответствие ее языковой структуры принятым в данное время литературным нормам.

Слайд № 5. Для этих существительных – названий овощей, фруктов, плодов общелитературным является окончание - ов (апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов и т. д. )

Слайд № 6. - Открыли тетради, записали число.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

- Сообщают о готовности к уроку. Определяют
уровень готовности (настроен ли я, слушать учителя, воспринимать материал урока).


Дети читают девиз.


 






Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе, о проведенном исследовании.


Р: нацеливание на успешную деятельность.

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

К: формирование умения слушать и слышать.

II. Актуализация знаний.









Минутка чистописания

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.






Словарно-орфографическая работа.

Слайд № 7. Чистописание.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут элемент писать.

- Прочитайте буквы, записанные на слайде. Слайд № 8 - 9. - Расположите их в алфавитном порядке.

С Р О П Ж С А Я М К У С

- Какая буква встречалась чаще других? Буква «эс».

-Какую букву будем писать?

- На минутке чистописания мы будем упражняться в письме буквы «эс». Выполняют чистописание:

с С с сад садовый садовник.

- Как называются такие слова? Однокоренные.

- Составьте устно предложение со словом сад.

- Прочитайте высказывание:

- В этом кроссворде спрятались слова с удвоенной согласной с.








с

с




с

с




с

с







с

с






с

с









с

с









с

с






Экспресс, касса, бассейн, пассажир, ссора, искусство, кроссворд.

Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки несколько раз.

Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока.






Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

П: постановка и решение проблемы;

Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов;

К: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний










































Формулирование темы урока, постановка цели.










Работа над темой урока.



Повторение изученного. Морфологический разбор имен существительных.

- Ребята, чтобы продуктивно построить сегодняшнее занятие, нам необходимо вспомнить материал предыдущих уроков.

Мы увидели на крыльце Барбоса.

  1. Барбоса –

2)

3)

4)

5)

Кот подкрался к мышке.

1)К мышке –

2)

3)

4)

5)

( Двое выполняют у доски.) Запись на доске и в тетрадях:

Мы увидели на крыльце Барбоса.

1) Барбоса – имя сущ.

2) Нач. форма – Барбос.

3) Пост.пр.: собств., одуш.,

ж.р., 2-е скл.

4) Непост.пр.: вин. п., ед.ч. 5) Доп.: увидели (кого?) Барбоса.

Кот подкрался к мышке.

1) (К) мышке – имя сущ.

2) Нач. форма – мышка.

3) Пост. пр.: нариц., одуш.,ж.р., 1-е скл.

4) Непост.пр: дат.п., ед.ч.

5) Доп.: подкрался (к кому?) к мышке.


- Молодцы!

Слайд № 10. - Отгадайте загадку:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Какая часть речи может о себе так сказать?

- Ребята, вы научились делать морфологический разбор имени существительного, а вы умеете делать морфологический разбор имени прилагательного?

- Что делать? Какая будет тема урока?

Слайд № 11. - Прочитайте тему урока: «Морфологический разбор имён прилагательных». Запишите тему урока.

- Определите цели урока, используя опорные слова: Слайд № 12.

• Мы познакомимся с… С алгоритмом морфологического разбора Им. прил.

• Мы узнаем… Новое об им. прил.

• Мы вспомним… роль имен прилагательных в речи

• Мы будем уметь… находить в тексте имена прилагательные.

- Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи?

- Почему имя прилагательное имеет такое название?

Запись предложений под диктовку.

1) Прыгает по вырубке белый заяц.

2) Заяц зимой белый.

- Определите, к каким частям речи относятся слова с корнем - бел- .

- Подчеркните данные слова как члены предложения.

- Какова роль в предложении имени прилагательного?

- Молодцы!

- Говоря о каком-либо предмете, мы всегда стараемся описать его, определить и назвать его качества. Сделать это нам помогают имена прилагательные.

- Составьте из следующих словосочетаний определение имени прилагательного.

а) отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «чей?»;

б) обозначает признак предмета;

в) самостоятельная часть речи.

- Дайте определение имени прилагательного. Слайд № 13, 14.

-Прочитайте слова на слайде № 15.

-По какому признаку разделены слова на две группы?

новенький соловьи

праздничное настроение

голосистые костюм

душистая смородина

- Образуйте из этих слов словосочетания и запишите их в тетрадь.

- Почему вы соединили слова именно так? Проверьте. Слайд № 16.

- Что заметили, выполняя это задание?

-Какое слово главное, какое зависимое?

Физминутка для глаз. Слайд № 17.

- Назовите постоянные признаки имён прилагательных. (Качественные, относительные, притяжательные)

-Перечислите непостоянные признаки имён прилагательных. (Род, число, падеж)

Работа над новым материалом.

Работа с учебником: с. ________

- Рассмотрите таблицу.

1. - Упражнение 1 – устно. - Назовите сочетания слов с притяжательными прилагательными (с качественными, с относительными).

2. Упр. 2. Проводит инструктаж обучающихся к выполнению задания.

3. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного. Слайд № 18.




























В загадке говорится об имени прилагательном.








Определяют задачи урока.





-Имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает.

- Имя прилагательное присоединяется, «прилагается» к имени существительному и обозначает его признак.


Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?».

-Данные слова разделены на группы по принадлежности к частям речи: имена прилагательные, имена существительные.

Записывают словосочетания.

Новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи.

- Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, с которым оно
связано.

Р:предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Л:выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои

IV. Первичное закрепление нового материала.












Обобщение и систематизация.
 








 

2 ученика у доски:

В Москве находится самое красивое в мире метро.

1) Самое красивое - имя прил.

2 ) Нач. форма: красивый.

3) Пост. пр.: кач.

4) Непост.пр.: превосх. ст. (сост.), ед.ч., ср.р., им п.

5) Опр.: самое красивое (метро). ~~~~~~~~~~~~



Сестра испекла вкусный пирог.

1) Вкусный – имя прил.

2) Нач. форма – вкусный.

3) Пост.пр.: кач.

4) Непост. Пр.: ед.ч., м.р., вип.п.

5) Опр.: вкусный (пирог).

~~~~~~~

Остальные работают на карточках.
Найдите ошибки в тексте. ( Работа в группе)

Мальчик Боря на доске написал такое:

Плывёт лодка по реке серое, большое,

А на лодке плывут весёлая друзья,

И ведут они с собой забавная игра.

Что же это за игра?

Вам я не скажу,

Лучше дальше вам слова ещё я напишу.

В небе звёзды яркая светят и горят.

Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,

Но ошибок не нашёл.

Почему же Боря не нашел ошибок?

-Чего он не знает?

- А как нужно правильно писать окончания прилагательных? Запомни такое правило.

«Не хочешь остаться с носом, проверяй окончания вопросом».

Выпишите из стихотворения словосочетания с ошибками и исправьте на правильные. (По группам).

Производят взаимопроверку

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Л: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону



Включение в систему знаний и повторение.



1) Игра «Подбери слово».

- Я назову название предмета, а вы подберите к нему имя прилагательное.

Итак, хлеб (душистый, свежий, черный, белый, круглый, пшеничный, ржаной, черствый, сухой ).

Ромашка (белая, полевая, желтоглазая).

Задание на логику. У каждого на парте лежит стихотворение «Шурка». Прочитайте, определите части речи у подчеркнутых слов.

Шурка.

Я смотрю в избе мой брат,

У него шинель до пят.

Он с запиской отпускной

К нам пришел на выходной.

Шурка- слесарь в мастерской.

Он такой степенный,

Представительный такой,

Прямо как военный.

Проверка. Вывод: эти слова являются исключением из правила о прилагательных, то есть имеют окончания имен прилагательных, а сами в предложении бывают другой частью речи.

Т Е С Т «Имя прилагательное»

  • Найдите и подчеркните слова, обозначающие признаки предметов и вставь пропущенные буквы. Сер…бряный,прогре…,обл…ко,…лмазный, н…сет,прелес…ный.

  • Подчеркните вопросы, на которые отвечают имена прилагательные: Что делают? Где? Какое? Какой? Кто? Что? Какие? Что делать? Какая?

  • Образуйте имена прилагательные и напиши:

ласка - чудеса - грусть -

болтовня - длина -

  • Подчеркните прилагательные во множественном числе: чистая, редкие, тихий, смешные, яркое.

  • Разберите прилагательные по составу: узкий, маленькие, серые, глубокая.

  • Вставьте пропущенную гласную и укажи род прилагательных: м…ховая шапка, х…лодный ветер, н…чная тишь, б…льные руки, звёз…ное небо.

  • Подберите прилагательные с противоположным значением:

тёмный - сильный- робкий-

  • Допишите окончания имён прилагательных.

Горяч__ вода, каменн__ здание, интересн__ рассказы, сильн__ ветер, горяч__ солнце, весенн__ погода.

-Что тебе нужно было сделать?

-Удалось тебе выполнить задание?

-Ты сделал всё правильно или были недочёты?

-Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

-Какой был уровень задания?

- Какую отметку ты бы себе поставил?

- Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Выполняют задание, проговаривая новые понятия


К: умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Л: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Р: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

– Найдите лишнее слово в ряду ключевых по теме урока:

Род, описание, число, падеж. Слайд №19._

– Почему это слово лишнее? (Не является морфологическим признаком прилагательного.)

-Что у вас получалось сегодня лучше всего?

-В чём испытали затруднения?

-Кто сегодня получит отметку в дневник?

-За что?

-Какая задача перед нами стояла?

-По вашему мнению, цель урока достигнута?

-Важную ли работу мы провели на уроке?

-Как же богата и разнообразна наша русская речь! Как художник не может обойтись без красок, так и язык не может без имени прилагательного.
-Дополните мое высказывание прилагательным, образованным от имени существительного «живопись»: имена прилагательные делают нашу речь… живописнее.

- Оцените свою работу на уроке.


Продолжают высказывания:

• Сегодня я узнал…

• Было интересно…

• Было трудно…

Р:оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль Л: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. К: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверст.

VIII. Домашнее задание.

Стр. ___, упражнение № 4, учить порядок морфологического разбора.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ятцулевич Ирина Владимировна

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233977

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Технологическая карта урока на тему "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(65) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "225464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439666044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства