Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Актуализация опыта |
1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. На доске написаны предложения: Крупный бурый медведь бродил возле ёлок. Осина — дерево. Малина — кустарник. — Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно. —Найдите в предложениях подлежащее. —Найдите в предложениях сказуемое. | Приветствуют учителя. Можно объединить второе и третье предложения. В них говорится о растениях. Оба предложения состоят из двух слов. В первом предложении подлежащее осина, во втором —малина. В первом предложении сказуемое дерево, во втором — кустарник. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей |
2. Формулирование темы и цели урока |
—Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Поставьте задачи урока | Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым». Цель урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Задачи: 1. Сформулировать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. 2. Упражняться в постановке тире между подлежащим и сказуемым в предложениях | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы |
3. Изучение нового материала |
— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям. Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении. В первом предложении подлежащее осина и сказуемое дерево выражены именами существительными. —В каком падеже стоят эти имена существительные? —Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении. —Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире. — Прочитайте новый материал в учебнике. Сравните его с нашим выводом. Стр.79 Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Приведите свои примеры на тему «Растения». Разделитесь на четвёрки и составьте схему нового правила. Выбирают лучший вариант. | Работают с предложениями, записанными на доске В первом предложении подлежащее осина и сказуемое дерево выражены именами существительными. Эти имена существительные стоят в именительном падеже. Во втором предложении подлежащее малина и сказуемое кустарник выражены именами существительными в именительном падеже. Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. Учащиеся обсуждают варианты схем. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля |
Упражнение 1 (написано на карточках) Голубика Можжевельник Мухомор | св..толюбивое дер..во ягода с с..зоватым налётом нес..едобный гриб веч(?)нозелёный кустарник орхидея наших лесов | —Прочитайте упражнение. Сформули- руйте к нему задание. —Что в результате должно получиться? —Что надо сделать с составленными предложениями? После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило. Н а какой вопрос отвечает сказуемое? —Расскажите, какие орфограммы встретились в словах? | Работают в группах, формулируют задание, формулируют правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика. В результате должны получиться предложения. Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. Что такое? Кто такой? Проверяемые безударные гласные, сочетание чн, ъ, парные согласные | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Формирование первичных умений на основе самоконтроля (продолжение). |
– Мы тренировались в постановке тире в специально подобранных предложениях. Как мы будем упражняться сейчас? Упражнение 2 (написано на карточках) Ра…пустил он свои сильные корни под з...млей, начал на лугу расти, окружил себя подру..ками. Терн кустарник хитрый, к...рнями размножается. Так и отв...евал терн землю для леса. Б...ре...ки белолицые кр...савииы. Осинки милые ш...птуньи. Прочитайте предложения. Что вы заметили? —Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Скажите, почему в них ставится тире. Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами. На какой вопрос отвечает сказуемое? Как озаглавили текст? Какие средства художественной выразительности использует автор? | В тексте находить такие предложения, в которых необходимо ставить тире Работа в парах 1. Расставить предложения в логической последовательности так, чтобы получился текст. 2. Озаглавить текст. 3. Вставить пропущенные знаки препинания и буквы. Терн — кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землей, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Березки — белолицые красавицы. Осинки — милые шептуньи. Так и отвоевал терн земли для леса. Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. Проверяемые безударные гласные, парные согласные Что такое? Кто такой? Предприимчивый кустарник. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
|
5. Рефлексия учебной деятельности |
— Какова тема урока, цель и задачи? Какие трудности возникли в процессе работы? Какова перспектива работы на следующем уроке? Поднимите сигнальную карточку, оценивающую усвоение учебного материала на уроке. Оценивается работа детей на уроке. Домашнее задание: §34, упр. 170. | Тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым». Цель урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Задачи: 1. Сформулировать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. 2. Упражняться в постановке тире между подлежащим и сказуемым в предложениях Рассказывают правило. Записывают домашнее задание. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |