Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствуют учителя, выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность их расположения на парте. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу. | С добрым утром! Начат день! Первым делом гоним лень! На уроке не зевать, А работать и писать! Проверьте, все ли готовы к уроку. Откройте тетради и запишите число, «классная работа». | формирование интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; |
Актуализация знаний (чистописание, словарно-орфографическая работа) Цель: А)Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Развивать навык чистописания и орфографической зоркости. | Комментируют правильную запись буквы, уточняют вид соединения. Уточняют свои знания по данному вопросу. Находят «лишнюю» запись, доказывают своё решение. Формулируют определение понятия «слово». Читают текст по строчке, «сигнализируя» пропущенную букву, объясняют орфограмму. Объясняют лексическое значение слова. Выделяют орфограмму в слове, обозначают ударение, определяют количество слогов в слове. | Организует работу по развитию каллиграфичес-ких навыков Задаёт вопросы. Побуждает к анализу языкового материала. Задаёт вопросы. Напоминает алгоритм работы со словарным словом. | Ребята, а сейчас проведем «Минутку чистописания», вспомним написание строчной буквы «б». Прокомментируйте письмо буквы. Пропишите букву до середины строки. Назовите буквосочетания или слоги с буквой «б», которые пишутся с нижним соединением; верхним соединением. ( бл, бм, бы, бу). Пропишите их до конца строчки. . Ребята, обратите внимание на запись: «Весна, еекп, солнце, кулял» …слайд 2 Прочитайте только слова. Почему «еекп, кулял» нельзя назвать словами? (не имеют смысла, значения). Так что же такое слово? (Слово – это единица речи, которая имеет лексическое значение). Прочитайте текст. Назовите пропущенные буквы, объясните орфограммы. Это дер…во р…дное, Бли…кое и д…рогое. Белый сарафан…чик, Листики р…зные, Серё…ки расп…сные. … слайд 3
Прочитайте текст ещё раз. Вы догадались, о чём идёт речь? (о берёзе). Ребята, объясните лексическое значение слова берёза. ( Берёза – лиственное дерево с тонким белым стволом). Это новое словарное слово. …слайд №4 Назовите орфограмму в этом слове. Запишите слово в словарик, выделите орфограмму, поставьте ударение в слове (ё всегда под ударением, поэтому ударение мы не ставим); разделите слова на слоги. Сколько слогов? (3) Как еще можно определить количество слогов? (по количеству гласных в слове). | принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
структурирование знаний; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков; обобщать, подводить анализируемые объекты под понятие; пользоваться знаками, символами, таблицами; воспринимать смысл заданного текста;
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; |
Изучение нового материала. Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Б) Согласовать цель и тему урока.
Решение учебной задачи. Цель: совершенствовать умение сочетать слова по смыслу.
Первичное закрепление. Цель: формировать умение применять полученные знания на практике.
| Составляют словосочетание, определяют главное и зависимое слово, устанавливают связь, определяют грамматические признаки существительного и прилагательного. Результаты работы предоставляют классу. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Выделяют словосочетания с учётом лексической и грамматической сочетаемости Наблюдают лексическую сочетаемость и несочетаемость слов. Осуществляют взаимопроверку. Готовят нетбуки к работе. Вспоминают правила работы в паре. Из предложенных слов выбирают подходящие по смыслу слова, вставляют в предложение, аргументируют выбор. . Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары с демонстрацией своего решения на общей доске. Дополняют текст подходящими по лексическому значению словами. Результаты своей работы представляют классу. Осуществляют проверку.
Участвуют в диалоге с учителем. Аргументируют свой ответ. | Даёт задание для самостоятельной работы. Создаёт проблемную ситуацию. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.
Даёт задание для самостоятельной работы.
Организует проверку. Организует работу в парах, инструктирует по выполнению заданий. Наблюдает за ходом поиска решений. Организует взаимопроверку в парах при помощи экрана. Предлагает работу с текстом. Организует работу в парах, инструктирует по выполнению заданий. Наблюдает за ходом поиска решений. Организует взаимопроверку в парах при помощи экрана. Задаёт вопросы. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. | Составьте словосочетание со словом береза по схеме. …слайд №5 Запишем одно из словосочетаний. Определите в нем грамматические признаки существительного и прилагательного (род, число). Ребята, а теперь посмотрите, какие словосочетания получились у меня. …слайд №6 Что в них общего? (грамматические признаки) Со всеми ли словосочетаниями вы согласны? (Нет). Почему? ( Слова не сочетаются по лексическому значению. Нет в природе колючей берёзы). Слово берёза имеет лексическое значение и слово колючая имеет лексическое значение, но они не сочетаются. Так какой вывод можно сделать? ( Слова должны сочетаться не только по грамматическим признакам, но и по лексическому значению.) Итак, мы подошли к теме нашего урока. Сформулируйте её. …слайд №7 Лексическая сочетаемость слов А сейчас ребята я предлагаю вам поработать по карточке. Попробуйте самостоятельно выбрать и подчеркнуть только те словосочетания, которые сочетаются по лексическому значению. Подчеркните их цветным карандашом. лиса белая ёж пушистый берёза кудрявая ель белоствольная солнце яркое озеро мягкое коридор широкий улыбка сердитая дорога узкая день старый лето жаркое мяч треугольный утро весеннее Хорошо, молодцы. Поменяйтесь карточками, проверьте работу друг друга. Ребята, а какая еще есть более крупная единица речи? (предложение). Сейчас мы понаблюдаем за сочетаемостью слов в предложении. Следующее задание выполните в парах на нетбуках. У вас на парте лежит карточка с заданием. Выполните 1 задание. Задание 1. Выбери подходящее по смыслу слово (лексическому значению), вставь в предложение. Серый волк в густом лесу Встретил рыжую ……………. Белый снег в лесу лежит, Зайка под кустом …………… Роет землю старый крот, Разгоняет …………………….. Эй, не стойте слишком близко! Я тигрёнок, а не …………….. Проверим работу. Легко ли было выполнять задание? (помогла рифма). А теперь выполните более сложное задание. Задание 2. Используя слова для справок, вставь подходящие по смыслу слова в предложения. весенние Наступили весёлые дни. А берёзы плачут. Сок течёт по
быстро белому стволу. Люди считают его вкусным полезным и напитком. Они березовый кору надрезают и пьют гибнут сок. После этого берёзки засыхают и . кровь Для них сок – всё равно, что для нас . Какой текст получился у вас? Прочитайте. А теперь проверьте. Прочитайте текст писателя Виталия Бианки, который много писал о природе. Что вы учитывали, выбирая нужные слова? (лексическую сочетаемость слов) Скажите, ребята, почему берёзкам грустно? (берёзки сохнут, для них сок является источником жизни как для нас кровь). | анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков; структурирование знаний; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков; структурирование знаний;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; контролировать и оценивать свои действия; на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; контролировать и оценивать свои действия; формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков; структурирование знаний; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; обобщать, подводить анализируемые объекты под понятие; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков; структурирование знаний; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; обобщать, подводить анализируемые объекты под понятие; воспринимать смысл заданного текста; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; строить монологическое высказывание. |