Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | УУД (Коммуникативные – К; личностные – Л; познавательные – П; регулятивные – Р) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Создание положительного эмоционального настроя на урок, мотивация обучающихся к деятельности, актуализация осознания обучающимися необходимости личностного роста | Приветствие, ориентация на учебные действия | Слово учителя | К, Л | Приветствие, создание положительного эмоционального настроя на урок, мотивация обучающихся к деятельности | Приветствие, Эмоционально – психологический настрой к учебной деятельности на уроке |
Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии; выявление причины затруднения и способа выхода из ситуации | На основе актуализации ранее полученных знаний и поставленной проблемы выявить причину затруднений подвести к формулированию цели урока. | Обозначить ГО и расставить знаки препинания, аргументировать свой ответ: 1.ЯЗЫК ЕСТЬ ЖИЗНЬ. 2.УЧИТЬСЯ – НАША ЗАДАЧА. 3.МОЯ РОДИНА КАК ВСЕЛЕННАЯ!.. 4.ЭХ, БРАТ… ДВА САПОГА ПАРА! (фразеологизм) 5.СТАРШИЙ БРАТ – МОЙ УЧИТЕЛЬ (СТАРШИЙ БРАТ МОЙ – УЧИТЕЛЬ!) (двоякое толкование); это эмоциональный тон, фон, напряжение выражения мысли автора. От постановки тире зависит смысл высказывания. 6. Я ОМИЧ (констатация факта). Я ГОРЖУСЬ! Я -ОМИЧ! ( логическое акцентное ударение) | Фронтальная беседа; работа с презентацией по актуализации знаний по теме; Создание Проблемной ситуации («Зачем?») | П, Р, К, Л | Ставит проблемные вопросы, требующие активизации логического мышления, осознания значимости ( конечной цели) изучения темы ; активизирует необходимость расширения знаний по теме: сообщает, что поставленная цель – это планируемый результат ( следует четко сформулировать конечный результат деятельности на уроке) | Мотивация к целеполаганию: понимание значимости уровня усвоения ранее изученного по теме для совершенствования речевых (пунктуационных) умений и навыков; формулирование цели урока. При фронтальной беседе – обращение к гаджетам ( выход в Интернет) для поиска выхода из проблемной ситуации. |
Построение проекта выхода из затруднения | Самостоятельная групповая работа со справочной литературой ( учебником) с целью обобщения и систематизации правил по теме урока | Работа по материалам учебной литературы ( цель – обобщенные и приведенные в систему знания по теме: Где, когда, почему ставим ( не ставим) тире в простом предложении; особые случаи постановки тире в простом предложении | Анализ теоретического материала, обобщение и систематизация информации, подготовка представления наработок групп | П, Р, К, Л | Ориентирует на выполнение и представление результата задания в группах; организует совместную деятельность обучающихся | Работа в группах: Стр. 102 Стр. 103 -104 Стр. 104 (по учебнику); каждая группа проектирует свой маршрут коллективных действий, выполняет задание и готовит представление результата |
Реализация построения проекта групповой деятельности | Точное, четкое, логически выстроенное представление систематизированного материала; построение продуктивного речевого высказывания на лингвистическую тему | 1 группа представляет результат своей совместной деятельности ( Тире между подлежащим и сказуемым); 2 группа ( Тире между подлежащим и сказуемым не ставится); 3 группа ( Другие случаи постановки тире в простом предложении) | Представление результата совместной деятельности | К, П, Р, Л | Наблюдает, корректирует речь и содержательный аспект представленного материала; дает оценку результату совместной деятельности | Восприятие, понимание, осознание информации; учебный диалог ( возможно, оппонирование) по содержанию и представлению материала |
Первичное закрепление | Развитие практических навыков использования информации по теме урока через решение тестовых заданий | «ФРАЗА» ( Подготовка к экзаменам; повторение и обобщение изученного; тема «Тире между подлежащим и сказуемым» Тема: № 640) | Фронтальное тестирование | П, К, Л | Наблюдает, комментирует (в случае затруднения), словесно оценивает качество решения тестов | В произвольном порядке решают тестовые задания, аргументируют свою позицию (Ставит или не ставит тире) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | В тестовом режиме - самоконтроль и самопроверка уровня систематизированных и обобщенных знаний по теме в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона; самооценка результата деятельности | Работа с карточками ( тестами); в случае выхода в Интернет – использование сайта для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ» (Образовательный портал для подготовки к экзаменам: reshuege.ru) | Индивидуальная самостоятельная работа (решение заданий по теме в тестовом режиме) | Л, П, Р | Раздает индивидуальное задание; Словесно создает ситуацию успеха; ориентирует на качественное самостоятельное выполнение заданий; Представляет эталон для самопроверки и самооценки результатов деятельности ( в случае работы в Интернет – «ключ» к решению тестовых заданий по теме с итоговой оценкой решения тестов по теме; объявляет, что данный вид работы – оценка за результат качества усвоения и систематизации знаний по теме ( оценка за урок) | Самостоятельная работа ( в тестовом режиме); самопроверка и самоконтроль; сравнение с эталоном; самооценка результата индивидуальной деятельности |
Включение в систему знаний на повторение | Практическое применение обобщенных и систематизированных знаний по теме в реальной жизни; организация поиска информации, в которой требуется использования изученного материала и автоматизация умственных действий | Поиск информации: в рекламных плакатах, «растяжках», вывесках через слоганы фирм, акций политических лозунгов и др. найти простые предложения с использованием тире; обоснование использование знака (правильно/неправильно; почему?) | Слово учителя для актуализации личностного интереса приобретенных знаний по теме; создание проблемной ситуации | Л, П, К, Р | Организует личностный познавательный интерес; ориентирует на ситуацию успеха | Находят информацию, выступают в качестве редактора (возможно, в роли рекламодателя, создающего слоган фирме, акции и др.) |
Рефлексия учебной деятельности | Осознание результатов урока для каждого лично | Рефлексивный лист: Знаю ли я все аспекты содержания изученной темы? ( да/нет); Владею ли в совершенстве навыками постановки тире в простом предложении? (да/нет); Умею ли применять знания по теме в своей письменной речи? (да/нет); Актуальна ли изученная тема для практического применения? (да/нет); Что мне нужно сделать для совершенствования практического применения знаний изученной темы в реальной жизни и совершенствования своей пунктуационной грамотности: 1…. 2….. 3….. и т. д. | Вопросно – ответная форма коммуникации между учителем и классом | Л,Р | Задает вопросы содержания рефлексивного листа для осознания каждым качества знаний по теме и прогнозирования своей учебной деятельности для дальнейшего совершенствования пунктуационной грамотности, речевых навыков письменной речи, культуры речи в целом | Каждый заполняет рефлексивный лист ( самооценка и прогнозирование деятельности по изученной теме на будущее) |
Итог урока; ориентация на изучение следующей темы | Акцентирование внимания обучающихся на значимость содержания изученной и темы и ее дальнейшего изучения (углубление в содержание темы) для личностного речевого развития и совершенствования пунктуационной грамотности | Подведем итог: Тире как знак препинания очень выразительно, Его смысловую, синтаксическую, интонационную функции, графическую выразительность, способность выражать ритмомелодию речи широко используют писатели и поэты. Довольно часто можно наблюдать у некоторых художников слова сознательное отступление от правил: знак « тире» мастера слова используют как СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО. Вот об этом, об особенностях использования тире в авторской речи (через образцовые тексты русской классической литературы) и будет наш следующий урок. Знания этой темы вам необходимы как будущим авторам собственных эссе на ЕГЭ по русскому языку и для совершенствования вашей речевой культуры. | Итоговое слово учителя | Л, П, К | Словесно подводит итог, мотивирует обучающихся на продолжение ( углубление) знаний по теме | Воспринимают информацию, осознают содержательный аспект следующего урока ( первичное представление об актуальности развития знаний по теме) |
Домашнее задание | Ориентация на дифференцирование домашнего задания в зависимости от уровня сложности, личностного познавательного интереса и сформированности УУД | Дифференцированное дом. Задание. Обучающимся предлагается самостоятельно выбрать уровень выполнения дом. задания, которые отличаются объемом, уровнем познавательной деятельности, уровнем трудности и сложности и зависят от уровня сформированности УУД: А – репродуктивный уровень ( действия по образцу); Б – частично – поисковый ( включение навыков аналитического и логического мышления); С – творческий ( требующий создания собственного речевого высказывания с применением навыков анализа материала, выстраивания логической цепочки, формулирования собственных выводов и приведения аргументов | Слово учителя: разъяснение содержания дифференцированного похода в выполнении дом. задания | Л, П | Объясняет содержание домашнего задания. Благодарит за работу на уроке. | А – по учебнику: стр. 105, тренировочное задание №2; Б – по учебнику: стр. 105, тренировочное задание №2; выход в Интернет: решение тестов по теме на сайте для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Дмитрия Гущина «reshuege.ru»; С – по учебнику: стр. 105, тренировочное задание №2; выход в Интернет: решение тестов по теме на сайте для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Дмитрия Гущина «reshuege.ru»; в пьесе М. Горького « На дне» ( монолог Сатина) выписать простые предложения с использованием тире, обозначить условия применения использования знака и его правильность/ неправильность употребления в связи с пунктуационными нормами; создать собственное речевое высказывание (80 слов) по результатам анализа предложений с использованием тире. |