ЦЕЛЬ УРОКА: | Научить учащихся правильному написанию О-Ё после шипящих в корнях существительных. |
| Тип урока: комбинированный. | |
| Методы обучения: беседа, исследование, наблюдение, упражнение, творческая работа. | |
Планируемый результат | Предметные умения | |
| | |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литература | Фронтальная, в парах, в группе, индивидуальная | 1. Русский язык 5 класс. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А |
| Организационный момент. Самоопределение к деятельности | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
| I этап. Мотивация к деятельности | |
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы. | На доске записаны слова. Жесткий, решётка, дешёвый, мешок, листочек, волчонок, речонка, печёнка, врачом, товарищем, бережём, шорох, шофёр, шоколад, шёпот. Выделите в этих словах корень, подчеркните гласную о или ё после шипящих. Какой можно сделать вывод, глядя на эти слова? (Где шипящий – там орфограмма.) Спишите правильно первые три слова и последние три слова. Наблюдения на с. 73 учебника. Попытайтесь сами составить схему данного правила. Возможный вариант: Ж крыжовник Ш Ё НО: шорох Щ шов Ч капюшон | |
| II этап. Учебно – познавательная деятельность. | |
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание», «понимание», «умение» | УУД |
Актуализация знаний Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал о корнях с чередованием -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-. | Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках. С какими чередующимися гласными в корне мы познакомились на прошлом уроке? (С чередующимися гласными а – о в корнях –раст-, -ращ-, -рос-). В каких случаях происходят эти чередования? (Перед согласными ст и щ пишется а, перед одиночным с – буква о). Какие слова-исключения мы должны были запомнить? (Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль).
Графически обозначьте написание букв а – о в корнях -раст, -ращ-, -рос-. Играйте же, дети, растите на воле. Три гордые пальмы высоко росли. Заросли кустарника образовали непроходимую чащу. Рис растёт на болотистых местах. Берег моря покрыт зарослями. Эти места удивляют богатой растительностью. Этим летом мы побывали в Ростове. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
| III этап. Наблюдение. | |
Постановка учебной задачи Цель – учить школьников правильно писать и употреблять указанные существительные. | Запишите, обозначая графически корни существительных, подчеркните гласную О или Ё после шипящих. Отрастить чёлку, вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, тяжёлый человек, почётный караул, шёлковый костюм, неясный шёпот, красивый капюшон, жёсткая дисциплина, чёрствый человек, маленькая щёлка, ровный шов, мягкая шёрстка. | Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности; Регулятивные: формированию действий целеполагания; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы. |
Первичное закрепление Цель – учить школьников владеть способом действия при выборе данной орфограммы и орфограмм, изученных ранее. | Записать слова, распределив их по колонкам. Графически объяснить встретившиеся орфограммы. Проверяемые гласные в корнях слов / Непроверяемые гласные в корнях слов / Чередующиеся гласные в корнях слов / Буквы ё-о после шипящих в корнях слов Облако, подарить, зарастают, шёпот, предположение, вестибюль, сложение, шорох, отрасль, располагаться, выращен, бросать, растительность, встрепенуться. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
| Здоровьесберегающие технологии Физкультминутка (действия придумывает учитель) | |
Рефлексия деятельности Цель – подвести итоги урока. | Итоги и рефлексия (У) - Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? - Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? - Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия). | Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. |
| Домашнее задание дифференцированное: 1 вариант: параграф 73, упражнение № 431, списать, обозначить условия выбора изученной орфограммы. 2 вариант: Составить карточку из 20 слов, используя существительные с о –ё после шипящих в корнях слов. | |