1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. 3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). 4.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. 5.Этап построения проекта выхода из затруднения. 6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи 8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: закрепить полученные знания 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности Домашнее задание. | Приветствие .Проверка готовности рабочих мест к началу урока. -Внимательно прослушайте стихотворение: Я рада видеть каждого из вас, И пусть осень прохладой в окна дышит. Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс друг дуга любит, Чувствует и слышит. - В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их. - Какой частью речи являются данные слова? - Сегодня мы познакомимся с очередным разрядом местоимений и продолжим изучать речевой этикет: вспомним некоторые правила вежливого общения. Но сначала проверим домашнее задание: какие местоимения называют личными? Почему они называются личными? Каковы особенности склонения личных местоимений? Давайте поговорим о местоимениях второго лица. Назовите их. Только ли для множественного числа употребляется местоимение «вы»? Действительно, местоимение «вы»- это вежливая форма обращения к человеку. В речевом этикете, ребята, существуют понятия «ты», а с другими можем говорить только на «вы». - От чего это зависит? Ты-или вы- общение зависит от того, к кому вы обращаетесь? О ситуации общения? А может быть так, что в одной ситуации вы говорите человеку «ты», а в другой «вы»? (ученики приводят примеры) -Молодцы, удачные примеры. Забывайте о вежливости никогда, общаетесь ли вы с человеком на «вы» или на «ты». -Наблюдение над материалом, записанным на доске: Т…атр открывается! К началу все готово! Б…леты предл…гаются За вежливое слово. -Ка(с,сс), выдай мне б…лет! -Ваше вежл…вое слово! -У меня такого нет. -Ах, (у) вас нет? (Не) получите б…лет. Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите местоимения. Какое из них указывает на принадлежность? На какой вопрос оно отвечает? Как называются прилагательные, отвечающие на вопросы: чей? чья? чьё? чьи? Сможете ли вы ответить, какие местоимения называются притяжательными? Сверим нашу формулировку с учебником. Как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет? ( внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связно с умением правильно употреблять местоимения). Когда мы используем местоимения ты, вы, ваш? Обратимся к таблице: Употребление местоимений Вы, Ваш: | Употребление местоимений ты, твой уместно: | По отношению к незнакомому, малознакомому адресату; | 1)По отношению к хорошо знакомому адресату; | В официальной обстановке общения; | 2)В неофициальной обстановке общения; | При подчеркнуто вежливом, сдержанном обращении к адресату; | 3)При дружеском, фамильярном, интимном обращении к адресату; | По отношению к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату | 4)По отношении к равному и младшему адресату. | Обратимся к записанному нами четверостишию. Вежливым ли было обращение к кассиру? Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» ( в кинотеатре, театре, на стадионе, в аэропорту). Какую форму обращения вы используете? Какие местоимения вам понадобятся? Какие формы выражения просьбы ( пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить, будьте любезны) и благодарности (благодарю, спасибо) вы используете? Две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует ее, обращая внимание на речевого воздействия. Гимнастика под песню «Родина моя»(Я, ты, он, она…..) Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости. Текст (отрывок) песни на слайде. Какие местоимения употреблены в песне? Почему они так называются? Какова их особенность? Обращение к тексту на доске: Вежл…вость предпол…гает искусство человеч…ского общения. В разных языках встр…чается множество вариантов вежл…вого обр…щения, иногда очень странных, на ваш взгляд. Так, в Италии вежл…вым обр…щением было Ваша светлость, Ваша честь, В вл…детельность. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите притяжательные местоимения, подчеркните их. Выделите окончания притяжательных местоимений. Что они обозначают? Просклоняйте: ваша большая корзина, твой голубой шарф. А теперь обратите внимание на образцы поздравлений: Дорогой Боря! Поздравляем тебя с Новым годом! Желаем здоровья, счастья, успехов в учебе. Твои друзья Петя и Ваня. Уважаемая Анна Ивановна! С днем 8 марта Вас поздравляет пятый класс! Ваши ученики. Дорогая бабушка! Поздравляем тебя с днем рождения! М лет жизни, счастья, здоровья! Крепко целуем. Твои внуки Миша и Вася. Беседа о правильном оформлении поздравления Ребята, при оформлении поздравления очень важно вежливо обратиться к человеку, которого поздравляете. Если это взрослый человек, ваш учитель, мы обращаемся: уважаемый Иван Иванович, уважаемая Марья Ивановна. Если это ваш родственник, можно обратиться: дорогой дедушка, дорогая мама. Дальше следует само поздравление: поздравляю с днем рождения, поздравляю с Новым годом. Далее обязательны пожелания: традиционно желают хорошего здоровья, успехов в работе или учебе, счастья, всего самого хорошего. Местоимение Вы, Вам в знак уважения пишется с большой буквы. Поздравление обязательно подписывается, ставится дата. Подведение итогов: _ Что вы узнали о притяжательных местоимениях? Об особенностях употребления местоимений «ты» (твой)- «Вы»(Ваш)? Фронтальная проверка. - Кому из вас потребовалась помощь? - На каком этапе работы? Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить? - Довольны ли вы своей работой на уроке? Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. Учащимся предлагается написать поздравление официальному лицу ( руководителю кружка, библиотекарю, учителю) или неофициальному ( маме, сестре, другу) с использованием личных и притяжательных местоимений. | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. Называют слова: каждого, из вас, нам, наш - наш урок будет посвящен местоимению Высказывают свои варианты и предположения - работают в тетрадях, записывают дату и тему урока Записывают стихотворение в тетрадь. Отвечают на поставленные вопросы. Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос. Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его. Делают самостоятельно выводы, озвучивают их. Отвечают. Употребление местоимений зависит от того, к кому, когда, в какой ситуации Разыгрывают ситуации общения в различных общественных местах. Анализируют, корректируют, делают выводы Выполняют гимнастику, отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь. Отвечают. Употребление местоимений зависит от того, к кому, когда, в какой ситуации и зачем вы обращаетесь. Выполняют упражнение. Анализируют представленные образцы поздравлений. Подводят итоги, делают выводы, задают возникшие вопросы. | Личностные - настрой на позитивное начало урока Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные – планирование урока Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа. Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации Познавательные – понимание и осмысление информации. Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи. Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка. Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок. Регулятивные – контроль,оценка,коррекция. Личностные – формирование критического мышления. Регулятивные – понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные – умение сотрудничать. Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм. Регулятивные – понимание цели того этапа работы. Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию. Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, умение применять полученные знания на практике. Познавательные – умение анализировать информацию. Регулятивные – умение применять полученные знания на практике. Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |