Просмотр содержимого документа
«Тема: "Что такое глагол?"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Акушинская средняя общеобразовательная школа№1» МО «Акушинский район»
Конспект открытого урока русского языка во 2 классе тема урока «Что такое глагол?».
Составила – учитель начальных классов
Багаудинова Саният Джамалудиновна
2020
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Что такое глагол?"
(УМК «Школа России»).
Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.
Задачи:
Образовательные:
углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;
научить учащихся находить глаголы в тексте;
повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;
закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;
закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;
учить оценивать уровень усвоения нового материала.
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Воспитательные:
воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе;
формировать толерантность в отношениях учащихся в группе;
умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат
Планируемые результаты.
Предметные:
находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;
ставить вопросы к глаголам;
повторить знания об имени существительном.
Метапредметные:
понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;
составлять словосочетания с глаголами;
пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;
развивать речь обучающихся,
Личностные:
знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.
Демонстративный материал:
интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь
гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке вашими
помощниками. Урок у вас буду вести я. Зовут меня Галина Анатольевна. —
Выпрямили спинки,
Приготовили ручки,
Сядьте ровно за партами,
Подарите и мне улыбку. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно, но для этого вам необходимо быть очень внимательными.
II. Актуализация знаний.
1Минутка чистописания.
то тер тув ве ва вы
-Что написано на доске? Докажите, что это слоги.
-Назовите только слоги, где есть буквы, обозначающие мягкость согласных. (тер, ве).
Пальчиковая гимнастика.
-Прежде, чем запишем число и месяц нашей встречи сделаем разминку для рук. Приготовьте ручки.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять.
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять.
Итак, пишем 21 февраля, классная работа
Мальчики пишут слог тер
Девочки пишут слог ве
-Составьте слово. (Ветер).
-Объясните лексическое значение этого слова. (Явление природы).
-Составьте предложение с этим словом. По дороге шёл мальчик.
-Запишите это предложения с комментированием.
-Подчеркните основу предложения.
-К какой части речи относится подлежащее мальчик?
- (Проблема) Можете ли вы сказать, к какой части речи относится, сказуемое шёл?
-А хотелось бы точнее узнать? В течение урока мы должны выяснить, какой же всё-таки частью речи является это слово? - Сегодня мы продолжим путешествие по стране Части речи. Мы уже знакомы с одним его жителем. Это часть речи – имя (хором) существительное. - Что такое имя существительное?
Ш. Проблемное объяснение и фиксирование новых знаний.
1.Работа по новой теме.
-Сегодня утром произошло необычайное событие. Когда я рано утром вошла в класс, то увидела здесь необычного человека в смешной шляпе. Он все время что-то делал, выполнял какие- то действия да так быстро, что, казалось, будто у него не две руки и две ноги, а несколько. -Что вы здесь делаете? – сурово спросила я его. -Что делаю? - удивился чудной человек. - С вами разговариваю, а еще я дышу носом, моргаю глазами, улыбаюсь ртом. Или может, вы хотите знать, что я делал, пока вы были дома? Я протирал пыль, поливал цветы, подметал пол, ждал ребят. - А что вы будете делать потом? Я посмотрю футбол, буду гулять в зоопарке, поиграю с ребятами. Уходя, он оставил на память свой портрет. (Открываю портрет) . Имя этого героя Глагол. Что он делает? Что он выполняет? (Выполняет действия)
IV. Открытие нового знания 1.Создание проблемной ситуации.
- Предположите тема нашего урока? .
- Ребята, начиная знакомство с глаголом, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Научиться определять часть речи глагол).
Как будем действовать, чтобы научиться определять части речи?
Алгоритм определения части речи .
Узнать: на какой вопрос отвечает.
Определить: что обозначает.
Откройте учебник на 68странице.
-Что делает мальчик?
-Составьте нераспространённые предложения.
Мальчик моет.
Мальчик поливает.
Мальчик стирает.
Мальчик читает.
- Какие действия выполняет мальчик? (Моет поливает, стирает, читает)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Какой же частью речи являются эти слова?
- А теперь прочитаем сведение о языке от тетушки Совы.
- Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных. Физкультминутка.
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем.
И работать начинаем.
V. Первичное закрепление .
1.Зоопарк .
1). А наш новый знакомый Глагол, как и обещал, направился в зоопарк. Мы отправляемся вместе с ним. Но для этого мы должны вспомнить правила поведения в зоопарке. Эти правила вы должны соблюдать всегда. А на тех, кто эти правила нарушает глагол сердится, негодует, злится. -Что же он там увидел? Там творилось что- то невероятное. О них написано в упр. 118. Давайте прочитаем об этом. Кто написал это произведение? Как оно называется? Все ли действия животных названы правильно. Помогите распутать эту путаницу. 1 ряд списывает первый столбик 2ряд второй столбик. Птицы зачирикали. Лягушата квакают. Лошади заржали. А утята крякают. Мухи зажужжали. Поросята хрюкают
Первый вариант записывает первую строчку первого столбика, второй вариант первую строчку второго столбика. - Подчеркните основу предложения.
- Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?
Вывод: чаще всего в предложении сказуемое выражено глаголом.
- А теперь вернёмся к нашему слову.
- Какой же частью речи является это слово. Докажите, что это глагол. На какой вопрос отвечает это слово.
- Что обозначает?
VI.Самостоятельная работа
1.Работа в парах.
Игра «На стадионе»
- Глагол ни минуты не сидит на месте. После посещения зоопарка он отправился на стадион. Там висел огромный плакат.
Не заметили глагол- Значит, пропустили гол. (Объясняю правила игры.) Прочитайте текст, найдите и подчеркните глаголы.
(ПЕРВАЯ ГРУППА) 1.Судья выбрасывает мяч на поле. Капитан хватает его и мчится к воротам соперника. Нападающий перепрыгивает через соперника и отнимает у него мяч.
( ВТОРАЯ ГРУППА)2.Защитник падает, ушибается и плачет. Доктор оказывает ему помощь: перевязывает коленку.
(ТРЕТЬЯ ГРУППА)3.Вратарь волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник охает и пропускает гол в ворота.
(ЧЕТВЁРТАЯ ГРУППА)4.Болельщики аплодируют и свистят. Счет один- ноль. Игроки выстраиваются на поле и приветствуют друг друга. Игра заканчивается.
Проверка по эталону
- Кто не допустил ошибок? Кто выполнил, но допустил ошибки. Кто не выполнил?
-А вы любите спорт? Футбол - это интересная и увлекательная игра, старинная.
3.Отрывок из мультфильма «Мойдодыр» .
-Кто автор этого произведения? (Умываются, не умывался, остался,сбежали)
- Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма. Запомните глаголы, которые вы услышите.
-Назовите глаголы, которые вы услышали.
Чистота – это залог здоровья. Грязь и неряшливость пренебрежение к своему здоровью. Поэтому вы всегда должны мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом VII.Подведение итогов урока.
- Молодцы! Правило о глаголе вы усвоили.
-Ребята, давайте подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей?
-Сможем теперь решить проблему, поставленную в начале урока? (Да)
-С какой частью речи познакомились на уроке? -Что такое глагол? Составляем кластер. Кластер — «скопление», «пучок», «созвездие». Кластер это графическая форма организации информации . Найдите те опорные слова, которые подходят к глаголу.
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
-Домашнее задание у вас будет творческое. Я приготовила каждому карточки с индивидуальным заданием. Оцените, как вы работали на уроке. Если вы усвоили, что такое глагол и сможете узнать его среди других частей речи, то поднимите жёлтый цветок, если не всё усвоили, то поднимите зелёный цветок, если ничего не усвоили, то поднимите красный цветок.
Спасибо за урок. Молодцы!
Отзыв
на открытый урок по русскому языку во 2 классе
на тему: «Что такое глагол?»
Учитель начальных классов Багаудинова Саният Джамалудинона.
Учителю удалось создать спокойную, деловую обстановку на уроке. Подача темы урока была осуществлена через проблемно – поисковый диалог, в который были вовлечены практически все учащиеся класса. Словарная работа на уроке была проведена с использованием современных приёмов, направленных на коррекцию фонематического слуха учащихся, развитие орфографической зоркости. Учителем использовались разнообразные виды контроля выполнения заданий: самоконтроль, работа в парах – взаимоконтроль, фронтальная работа. В ходе обобщения полученных знаний, повторения пройденного материала применялись словесно – наглядные и частично –поисковые методы, позволяющие активно включить в работу на уроке учащихся с разной степенью обучаемости. На уроке был хорошо организован проблемный диалог, вопросы учителя были хорошо продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что ученики Саният Джамалудиновны. хорошо владеют правилами, умеют давать доказательные ответы. При открытии новых знаний учителем широко применим метод наблюдения с последующим обобщением выводов при обращении к правилам учебника. Практические задания, выполняемые детьми на уроке, соответствовали степени трудности на протяжении этапов урока. Содержание заданий для закрепления материала подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли ориентироваться в своей системе знаний, и имели возможность самооценки собственной работы.
В течение урока наблюдается хорошее учебное сотрудничество, способствующее развитию умения слышать и слушать ученику – учителя, учителю – ученика.
Следует отметить использование игрового метода на этапе закрепления нового материала. Это позволило не ослабить активность детей к концу урока, вызвать у ребят положительные эмоции от полученных знаний.
На уроке применялись разнообразные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная, командная (в игре). Структура урока была логично выстроена. Урок прошел на высоком профессиональном и методическом уровне.
Учитель начальных классов
Омарова Шахризат Набигуллаевна _______
Отзыв
на открытый урок по русскому языку во 2 классе
на тему: «Что такое глагол?»
Учитель начальных классов Багаудинова Саният Джамалудинона.
Данный урок был разработан для учеников второго класса, обучающихся по программе ,Школа России”. Данный урок является уроком усвоения новых
знаний, в ходе которого ученики должны познакомиться с грамматическими признаками глагола и научиться применять их на практике. В самом начале урока педагог сумел мотивировать учащихся на продуктивную деятельность, четко озвучил цели и задачи для детей.
Педагог применил интересный подход в проверке домашней работы: взаимопроверка.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Соблюдены все требования ФГОС. При постановке вопросов и определении заданий на уроке Багаудинова С.Д. учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Провела физкультурную паузу.
Если говорить о культуре межличностных отношений на уроке, то можно отметить, что в ходе урока дети помогали друг другу, были доброжелательны.
Степень эстетического воздействия урока на учащихся - высокий. Психологическая атмосфера урока спокойная, ровная. Можно отметить заинтересованность всех участников урока.
Цель урока достигнута. Положительное влияние на достижение цели урока оказало разнообразие заданий в ходе урока и новизна информации.