Этапы | Деятельность учителя |
Мотивация | -Доброе утро, ребята! Давайте представим, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше, покрепче (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!” Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем много радости и много чего полезного, нового. Успехов вам и удачи на сегодняшнем уроке русского языка! |
Проверка домашнего задания | -Приступим к работе. Сегодня на уроке нам предстоит знакомство с новой темой. Но прежде давайте вспомним и скажем, какая тема у нас была на прошлом уроке? Чем мы занимались? (Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-). Дома вам необходимо было составить сказку, лингвистическую сказку по этой теме. Кто готов нам рассказать её? Остальные внимательно слушают. -Молодец! Очень необычная сказка! А теперь расскажи нам правило правописания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- ( ПРИ-: приближения, близости, присоединения, неполноты действия; ПРЕ-: сходно со значением слова ОЧЕНЬ и приставке ПЕРЕ-). -Хорошо! Тему правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-, надеюсь, все усвоили неплохо. |
Актуализация новых знаний | -Какая же тема у нас будет на сегодняшнем уроке, вам предстоит определить самим. Для этого вам помогут небольшие задания. Итак, задания - я предлагаю вам отгадать загадки. Вам необходимо их внимательно послушать, а отгадки записать в тетрадь (в строчку, через запятые). Для этого откроем тетради, запишем число. Кто желает записать число у доски? (5 декабря). Для темы оставим строчку, можно и две. Классная работа. Хоть заманчив он на вид, но однако ядовит. Знают люди с давних пор: Несъедобен (МУХОМОР) Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (САМОЛЁТ) Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот, Любит робот чистоту И гудит, как лайнер «ТУ». Он охотно пыль глотает. Не болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС) Каждый день выходит утром В повседневный свой поход. Знать все правила обязан На дорогах … (ПЕШЕХОД) И на земле, и на снегу Я зверя выследить могу По следу лапок и копыт. На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ) По волнам плывёт отважно, Не сбавляя ход. Лишь гудит машина важно, Что такое? (ПАРОХОД) -Загадки отгадали, теперь сверимся (на слайде ответы). |
Тема и цели урока | -Выделите в словах корень? Сколько в них корней? Как мы называем слова, состоящие из 2х корней? (Сложным) -Итак, мы сегодня будем работать со сложными словами. -На какие 2 группы можно разделить сложные слова? Обратите внимание на соединительную гласную между корнями. (сложные слова с соединительной Е и сложные слова с соединительной О). Чем же обусловлен выбор написания букв О или Е? Сможете ответить? -Сформулируйте тему урока. Пока записываете тему, думайте, какие цели ставите перед собой на уроке? Что вы хотите узнать? |
Открытие новых знаний | -Чтобы определить, в каких случаях пишется О, а в каких Е. Обратимся к сказке. Прочитаем её по ролям и узнаем, когда пишем О, а когда – Е. Обратимся к правилу, которое дано на 119 страничке, прочитаем его и найдём ту информацию, о которой мы ещё не говорили сегодня. -Последние четыре строчки сказки запишем в тетрадь и выучим наизусть. |
Закрепление полученных знаний | -Упр. 1. (у доски) Вам необходимо будет ответить на вопросы. Поднимем руки. заменить слова одним сложным словом. Замени словосочетание одним сложным словом: пить чай? (Чаепитие) Специалист по разведению садов? (Садовод) Назови одним словом: любить труд? (Трудолюбие) Назови одним словом: люди одной фамилии? (Однофамилец) Тот, кто учится в старших классах? (Старшеклассник) Русская народная игра-пляска? (Хоровод) Огнестрельное оружие? (Пулемёт) Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа? (Утконос) Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы? (Носорог). Упр. 2 На карточках. -Теперь мы все с вами побываем экспертами, но в разных областях. 1 ряд – «Повара», 2 ряд – «Начальники транспортной службы», 3 ряд – «Биологи». На слайде даны сложные слова. 1 ряду задание: из списка выписать только те слова, которые пригодятся для открытия своего ресторана. 2 ряд: из списка выписать любые виды транспорта. 3 ряд: из списка выписать представителей растительного и животного мира. Можно работать в парах. |
Рефлексия, домашняя работа | -У каждого из вас под столом есть «сюрприз». Найдём его и заполним. Д.з. п. 41, упр. 215 или 217 (на выбор). |