Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
ЭТАП 1. Мотивация к учебной деятельности |
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли» Как вы понимаете эти слова? Можно ли данные слова взять эпиграфом к уроку? Почему? Запишите эпиграф к уроку. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
ЭТАП 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Цель: актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; повторить понятие о причастии.
| Мы войдём в лесную чащу – Бродит там медведь рычащий. Там протоптанные тропки, Ёж испуганный и робкий. Там поющий соловей И ползущий муравей. В этих строчках, я замечу, Есть особая часть речи… О какой части речи говорится в загадке? Что говорится о причастии? Почему причастие – это особая часть речи? Знаем ли мы, какие признаки прилагательного и глагола имеет причастие? | Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обучающей игре, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
ЭТАП 3. Целеполагание и построение выхода из затруднения |
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. | Признаки прилагательного и глагола у причастия. Запишем тему в тетрадь. Исходя из темы урока, сформулируем цель урока. Определим этапы по достижению цели. Что сначала необходимо сделать? Повторить, что такое причастие, суффиксы причастий. Изучить теоретический материал. Применить на практике. . Подвести итог | Высказывают предположения, формулируют тему урока. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают, рассуждают. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм). | Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
ЭТАП 4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала |
Цель этапа: формирование навыка правильного определения морфологических признаков прилагательного и глагола у причастия. | Повторение: Вспомним, что мы знаем о причастии. Продолжите предложение «Знаете ли вы, что…» Найдите в стихотворении причастия. Докажите. Работа в группах 1 группа – изучить теоретический материал, представленный в § 133. Составить ментальную карту. 2 группа - изучить теоретический материал, представленный в § 134. Составить ментальную карту. 3 группа - изучить теоретический материал, представленный в § 133. Провести исследование. Прочитайте предложения. Найдите причастия и прилагательные. Определите морфологические и синтаксические признаки каждой части речи. Сделайте вывод. Давно опавшие жёлтые листья золотятся на солнце. Берёзы окрашены багровым отблеском зари. Как город прекрасен! Краем глаза я заметил движущуюся тень. 4 группа - изучить теоретический материал, представленный в § 134. Провести исследование. Прочитайте предложения. Найдите причастия. Определите, от каких глаголов образованы причастия. Укажите признаки глагола и причастия. Сделайте вывод. Давно опавшие жёлтые листья золотятся на солнце. Берёзы окрашены багровым отблеском зари. Краем глаза я заметил движущуюся тень. 5 группа – стр. 30 (практика). Изучить орфограмму. Провести исследование. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму. Сделайте вывод. Давно опавш… жёлтые листья золотятся на солнце. Краем глаза я заметил движущ…ся тень. Оцените работу своей группы по данным критериям: «5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3 ошибки | Вспоминают теоретические сведения о причастии Принимают участие в коллективном составлении алгоритма, выступают с результатами работы группы по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации. |
ЭТАП 5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях | Спишите предложение. Выпишите причастие. Определите признаки прилагательного и глагола у причастия. Блестевший на солнце снег слепил глаза. Блестевший – ед.ч., м.р, И.п., полная форма, невозвр., несов. вид, прош. время. Взаимопроверка по эталону. Оцените работу одноклассника по критериям: «5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3 ошибки | Решают типовое задание с проговариванием алгоритма вслух Самопроверка по эталону. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
ЭТАП 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия | Замените часть предложения со словом который синонимичным словосочетанием с причастием. Луч, который выглянул - Снежинки, которые сверкают – Море, которое бушует – Задача, которую решили – Небо, которое светлеет - Голос, который звенит – Самопроверка по эталону. Оцените свою работу по данным критериям: «5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3 ошибки | Выполняют упражнение с последующей проверкой в интерактивном режиме. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
ЭТАП 7. Включение в систему знаний и повторение |
Цель этапа: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий | Желтеющие берёзы красуются своим нарядом. Убегающая вдаль дорога зовёт с собой. Покрытое серыми тучами небо встречает золотую осень. Оцените свою работу по количеству составленных словосочетаний или предложений. | Рассматривают картину, составляют словосочетания или предложения, согласуя причастия с существительным. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы. |
ЭТАП 7. Рефлексия деятельности |
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | «Две звезды, одно пожелание» Над какой темой мы работали? Какие цели мы ставили в начале урока? Вернёмся к словам Л.Н.Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли» Какие знания приобрели усилиями своей мысли? На одной звезде напишите, что я знаю, на другой, что я умею. На прямоугольнике напишите, какие знания вы хотите ещё приобрести по теме. Кто желает озвучить свой результат? В течение урока каждый набирал баллы. Посчитайте все баллы и по критериям выставите итоговую отметку за свою работу: 0-11 | 12-14 | 15-17 | 18-20 | «2» | «3» | «4» | «5» | | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности. |
ЭТАП 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Цель этапа: осознание новых знаний, полученных на уроке. | § 133, 134 (запомнить), упр. 73 или написать сочинение –миниатюру «Чарующая осень» | Осмысливают информацию о д/з, записывают в дневник. | Познавательные: уметь выбирать решение, обосновывать выбор. |