kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Признаки прилагательного и глагола у причастия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Признаки прилагательного и глагола у причастия.
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Цели урока:
Деятельностная цель:  организовать деятельность учащихся по знакомству с признаками прилагательного и глагола у причастия.

Содержательная цель: 

  • актуализация знаний о причастии (общее грамматическое значение, синтаксическая роль),
  • повышение теоретических компетенций обучающихся по русскому языку,
  • содействие формированию познавательной активности и самореализации обучающихся.

Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в группах, парах, учебный диалог, коллективная.

Методы и приёмы обучения:  проблемные ситуации, самостоятельная работа, рефлексия учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Признаки прилагательного и глагола у причастия"»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе


Тема урока: Признаки прилагательного и глагола у причастия.
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Цели урока:
Деятельностная цель:  организовать деятельность учащихся по знакомству с признаками прилагательного и глагола у причастия.

Содержательная цель: 

  • актуализация знаний о причастии (общее грамматическое значение, синтаксическая роль),

  • повышение теоретических компетенций обучающихся по русскому языку,

  • содействие формированию познавательной активности и самореализации обучающихся.

Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в группах, парах, учебный диалог, коллективная.

Методы и приёмы обучения: проблемные ситуации, самостоятельная работа, рефлексия учебной деятельности.

Формируемые УУД:

  • предметные: умение находить причастия; знать морфологические признаки прилагательного и глагола у причастия; уметь составлять словосочетания и предложения с причастиями.

  • личностные: осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правил делового сотрудничества.

  • познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

  • регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность

  • коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Система оценок: взаимопроверка, самопроверка по эталону, оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска; ментальные карты, составленные учащимися; карточки для исследования; звёзды и прямоугольник для оценивания.


Этап урока, 
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

ЭТАП 1. Мотивация к учебной деятельности


Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания Л.Н.Толстого:

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями своей мысли»

  • Как вы понимаете эти слова?

  • Можно ли данные слова взять эпиграфом к уроку? Почему?

  • Запишите эпиграф к уроку.


Подготовка класса к работе.



Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

ЭТАП 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

повторить понятие о причастии.



  • Прочитайте загадку:


Мы войдём в лесную чащу –

Бродит там медведь рычащий.

Там протоптанные тропки,

Ёж испуганный и робкий.

Там поющий соловей

И ползущий муравей.

В этих строчках, я замечу,

Есть особая часть речи…


  • О какой части речи говорится в загадке?

  • Что говорится о причастии?

  • Почему причастие – это особая часть речи?

  • Знаем ли мы, какие признаки прилагательного и глагола имеет причастие?


Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обучающей игре, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

ЭТАП 3. Целеполагание и построение выхода из затруднения


Цель этапа:

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

  • Над какой темой мы сегодня будем работать?

Признаки прилагательного и глагола у причастия.


  • Запишем тему в тетрадь.

  • Исходя из темы урока, сформулируем цель урока.

  • Определим этапы по достижению цели. Что сначала необходимо сделать?

  1. Повторить, что такое причастие, суффиксы причастий.

  2. Изучить теоретический материал.

  3. Применить на практике. .

  4. Подвести итог


Высказывают предположения, формулируют тему урока. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают, рассуждают. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм).

Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование.


Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.


ЭТАП 4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Цель этапа: формирование навыка правильного определения морфологических признаков прилагательного и глагола у причастия.


  1. Повторение:

  • Вспомним, что мы знаем о причастии.

  • Продолжите предложение «Знаете ли вы, что…»

  • Найдите в стихотворении причастия. Докажите.


  1. Работа в группах

1 группа – изучить теоретический материал, представленный в

§ 133. Составить ментальную карту.


2 группа - изучить теоретический материал, представленный в

§ 134. Составить ментальную карту.


3 группа - изучить теоретический материал, представленный в

§ 133. Провести исследование.

Прочитайте предложения. Найдите причастия и прилагательные. Определите морфологические и синтаксические признаки каждой части речи. Сделайте вывод.

  1. Давно опавшие жёлтые листья золотятся на солнце.

  2. Берёзы окрашены багровым отблеском зари.

  3. Как город прекрасен!

  4. Краем глаза я заметил движущуюся тень.


4 группа - изучить теоретический материал, представленный в

§ 134. Провести исследование.

Прочитайте предложения. Найдите причастия. Определите, от каких глаголов образованы причастия. Укажите признаки глагола и причастия. Сделайте вывод.

  1. Давно опавшие жёлтые листья золотятся на солнце.

  2. Берёзы окрашены багровым отблеском зари.

  3. Краем глаза я заметил движущуюся тень.


5 группа – стр. 30 (практика). Изучить орфограмму.

Провести исследование.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму. Сделайте вывод.

  1. Давно опавш… жёлтые листья золотятся на солнце.

  2. Краем глаза я заметил движущ…ся тень.


Оцените работу своей группы по данным критериям:

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3 ошибки

Вспоминают теоретические сведения о причастии



Принимают участие в коллективном составлении алгоритма, выступают с результатами работы группы

по заданию исследовательского проекта.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают

свою точку зрения.
















Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.



Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.



ЭТАП 5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях


Спишите предложение. Выпишите причастие. Определите признаки прилагательного и глагола у причастия.

Блестевший на солнце снег слепил глаза.

Блестевший – ед.ч., м.р, И.п., полная форма, невозвр., несов. вид, прош. время.

Взаимопроверка по эталону. Оцените работу одноклассника по критериям:

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3 ошибки

  • Чему мы учились, выполняя данное упражнение?


Решают типовое задание с проговариванием алгоритма вслух


Самопроверка по эталону.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


ЭТАП 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия


Замените часть предложения со словом который синонимичным словосочетанием с причастием.           

  1. Луч, который выглянул -

  2. Снежинки, которые сверкают –

  3. Море, которое бушует –

  4. Задача, которую решили –

  5. Небо, которое светлеет -                         

  6. Голос, который звенит –


Самопроверка по эталону. Оцените свою работу по данным критериям:

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3 ошибки


  • В чём согласуются причастия с определяемым словом?

  • Объясните орфограмму.

  • Чему мы учились, выполняя это задание?

Выполняют упражнение с последующей проверкой в интерактивном режиме.






Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения.


ЭТАП 7. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа:

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

контролировать выполнения заданий

  • Рассмотрите картину Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень». Составьте и запишите словосочетания или предложения, включив в них причастия.

Желтеющие берёзы красуются своим нарядом.

Убегающая вдаль дорога зовёт с собой.

Покрытое серыми тучами небо встречает золотую осень.

  • Кто желает представить свою работу?


Оцените свою работу по количеству составленных словосочетаний или предложений.


Рассматривают картину, составляют словосочетания или предложения, согласуя причастия с существительным.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в письменной форме.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.


ЭТАП 7. Рефлексия деятельности

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.


«Две звезды, одно пожелание»

  • Над какой темой мы работали?

  • Какие цели мы ставили в начале урока?

  • Вернёмся к словам Л.Н.Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли»

  • Какие знания приобрели усилиями своей мысли?

  • На одной звезде напишите, что я знаю, на другой, что я умею.

  • На прямоугольнике напишите, какие знания вы хотите ещё приобрести по теме.

  • Кто желает озвучить свой результат?


В течение урока каждый набирал баллы. Посчитайте все баллы и по критериям выставите итоговую отметку за свою работу:


0-11

12-14

15-17

18-20

«2»

«3»

«4»

«5»




Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности.


ЭТАП 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель этапа: осознание новых знаний, полученных на уроке.


§ 133, 134 (запомнить), упр. 73 или написать сочинение –миниатюру «Чарующая осень»

Осмысливают информацию о д/з, записывают в дневник.

Познавательные: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.



Оценочный лист

ФИ ученика

Работа в группе

1 задание

2 задание

Работа по картине

Общее кол-во баллов

Итоговая отметка










2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Засухина Лариса Александровна

Дата: 14.02.2019

Номер свидетельства: 499806

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "193806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427698666"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства