Конспект урока русского языка, составленный для занятия с учащимся, имеющим задержку психического развития, обучающимся индивидуально.
На уроке также используются технологии: здоровьесберегающие технологии, информационные компьютерные технологии, развивающие технологии коррекционного обучения.
формирование функции программирования и контроля собственной деятельности через регуляцию двигательных актов;
формирование умения анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образцом.
уметь излагать содержание близко к тексту, используя план, опорные слова и вопросы.
уметь решать орфографические задачи в процессе самостоятельной записи текста, используя изученные ранее правила;
уметь пользоваться планом, инструктивной карточкой, карточкой-помощницей при записи текста изложения.
уметь осуществлять самооценку успешности в овладении языковыми средствами в письменной речи, сопоставлять её с оценкой учителем.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
Урок 1 Организационный этап | Проверяет готовность учащегося к уроку. | Настраивается на активную работу на уроке. | Регулятивные: навыки саморегуляции |
| | | |
Коррекционно-развивающая работа | Предлагает выполнить специальное упражнение на развитие зрительного внимания и памяти. | Выполняет предложенное учителем задание, подготавливаясь тем самым к работе с текстом изложения. | |
Постановка задач урока | -Сегодня ты будешь писать изложение. Подумай, какие задачи стоят перед тобой на урок. (Дополняет, уточняет, конкретизирует высказывания учащегося) | Формулирует задачи урока под руководством учителя. | Регулятивные: умеет ставить задачи урока под руководством учителя |
Работа с текстом 1 этап Просмотровое чтение | (Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, создание мотива для чтения) Предлагает открыть учебник на стр. 124 Работа с названием текста и иллюстрацией к нему. -Прочитай название текста. -Какое животное изображено на картинке к тексту? -Что ты знаешь об этом животном? Что можешь о нём рассказать? -Как ты думаешь, о чём этот текст? -Ты хотел бы его прочитать? -Оцени своё настроение. Задание перед чтением -По ходу чтения расставь в тексте сигналы. | Открывает учебник Читает название текста «Переправа» +Медведь + Высказывает предположения. + Работает со смайликами, выбирает смайлик настроения. Вспоминает, о каких сигналах идёт речь (работа со слайдом 1) | Коммуникативные: грамотно строит речь при оформлении своих мыслей в устной форме Личностные: осуществление самооценки Регулятивные: воспринимает задание учителя |
Физкультминутка для органов зрения | -Перед чтением подготовь глазки к активной работе. Физминутка «Винни-пух и Пятачок» | | |
2 этап Во время чтения | (Изучающее чтение, диалог с автором) Первичное чтение Текст читает учитель. (Целесообразно прочитать текст 2 раза, 1 раз для того, чтобы учащийся понял, о чём текст, 2 раз для того, чтобы ученик имел возможность расставить сигналы) Эмоциональный отклик на прочитанное -Оцени своё настроение. -Насколько близки оказались твои предположения? -Определи тип этого текста. -Докажи, используя признаки текста-повествования. -Что нового ты узнал из этого текста? -Что показалось тебе самым интересным? -Какие вопросы к автору возникли у тебя по ходу чтения? -Нашёл ли ты ответы на свои вопросы? Если нашёл, покажи, в каком месте ты поставил сигнал «О». -В каком месте ты заглянул в волшебное зеркало (пофантазировал)? -Подтвердились ли твои фантазии? Покажи место в тексте, где находится проверка твоих предположений. -Что привлекло автора в сцене переправы медвежьей семьи через реку? -Кто был помощником медведицы? -Как автор называет его? (Работа с глаголами) -Найди в тексте глаголы, которые называют действия медведицы. (открывает слайд 2) -Почему пестун получил оплеуху? -Какую оплеуху получил старший? -Найди и прочитай, как вели себя медвежата на другом берегу? -Какие глаголы употребляет автор? (Работа с глаголами слайд 3) -Как должен был сделать пестун? -Почему он не сделал так, как должен был? -Исправился ли пестун? +Прочитай об этом. (Работа с глаголами) -Найди и назови, какие глаголы употребил автор. (слайд 4) -Действительно, вёл себя как старший. -Как повела себя мать на берегу? -О чём это говорит? -Как шествовала медвежья семья? Прочитай об этом. -Почему пестун шёл последним? | Следит по тексту и расставляет в тексте сигналы Выбирает смайлик настроения Выбирает соответствующий кружок: зелёный – так и думал, жёлтый – не совсем угадал, красный – не угадал. +Текст-повествование + Показывает, где поставил в тексте сигнал «В» Показывает сигнал, если поставил. Показывает, где в тексте поставил сигнал «З». Показывает, где в тексте поставил сигнал «П». + +Старший +Пестун +подошла, возложила, перебралась +Не выполнил обязанности старшего. +увесистую +метались и скулили + +Вероятно, забылся +Да + +понял, вернулся, загнал, поплыл, подталкивал +Облизала каждого. +Медведям тоже свойственна материнская забота, медведица воспитывает, заботится о своих медвежатах, переживает за каждого, как это бывает у людей. + +присматривать, чтобы никто из медвежат не отстал, чтобы всё было в порядке | Познавательные: формирование нового знания Предметные: умеет расставлять сигналы в тексте: вопрос, ответ, зеркало, проверка Регулятивные: удерживает цель учебной деятельн. Личностные: осуществляет самооценку Предметные: умеет определять тип текста по изученным признакам Коммуникативные: корректно вести диалог с учителем Регулятивные: ориентируется в собственных сигналах Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя полными предложениями Регулятивные: умеет находить нужный отрывок в тексте для ответа на поставленный вопрос Предметные: умеет находить глаголы в заданном фрагменте текста |
Физкультминутка на снятие общего утомления | Предлагает учащемуся выполнить комплекс двигательных упражнений на регуляцию актов. -Правой рукой дотронься до кончика левого уха. -Помаши левой рукой. -Положи правую ногу на левую ногу. -Левой рукой дотронься до левого плеча. -Пальцами правой руки дотронься до кончика носа. -Моргни левым глазом. -Моргни правым глазом. | Выполняет предложенный комплекс упражнений. | |
3 этап Работа с текстом после чтения Орфографическая подготовка | (Определение главной мысли) -Зачем автор написал этот текст? Что он хотел сказать читателям? (Составление плана) -Сколько частей в тексте? -Как они обозначены в тексте? -Воспользуйся планом в учебнике, который нужно достроить. Возможен такой вариант плана. Первой переправилась через реку медведица. Пестун переплывал реку один. Старший вернулся к малышам. Шествие медвежьей семьи. Работа с орфограммами 1.Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением. (слайд 9) 2. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. (слайд 10) 3.Безударные гласные в приставках. (слайд 11) | +У животных свои законы и порядки. Они не просто так ведут себя так или иначе, а руководствуются имеющимся порядком поведения. У них ведётся целенаправленная воспитательная работа. +4 +С помощью абзацев Составляет план, пользуясь инструктивной карточкой. (Приложение 1) (слайд 5) Рассматривает иллюстрации на слайдах (слайды 6, 7, 8) Читает слова со слайда, называет пропущенную букву. Читает слова со слайда, подбирает проверочное слово, называет пропущенную букву. Читает слова со слайда, называет приставку, называет пропущенную букву. | Предметные: умеет определять главную мысль текста Коммуникативные: строит высказывания корректно Предметные: умеет определять количество частей текста, их границы, озаглавливать части Регулятивные: умеет действовать по инструкции, предложенной учителем Предметные: умеет определять безударную гласную, используя изученные правила Регулятивные: использует изученные ранее правила, способы действий для решения орфографических задач |
Урок 2 Организационный этап | | Настраивается на работу на уроке. | Регулятивные: навыки саморегуляции |
Подготовка к написанию текста | 1.Просмотри весь текст. 2.Предлагает задание на определение правильного порядка предложений. 3.Предлагает карточку с опорными словами и вопросами. (Приложение 3) | Работает с деформированным текстом, восстанавливает нарушенный порядок предложений, номера предложений вписывает в пустые окошечки на карточке. (Приложение 2) Пересказывает текст, опираясь на план, карточку-помощницу. | Регулятивные: умеет удерживать цель учебной деятельности Предметные: уметь пересказывать текст с опорой на план |
Физкультминутка для мелкой моторики кистей и пальцев рук | Дружно пальчики сгибаем Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. (Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.) Только уставать начнём, Сразу пальцы разожмём, Мы пошире их раздвинем, Посильнее напряжём. (Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.) Наши пальчики сплетём И соединим ладошки. А потом как только можно Крепко-накрепко сожмём. (Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.) | Выполняет упражнения, подготавливает пальцы к письму. | |
Написание текста изложения | Предлагает учащемуся закрыть учебник и записать текст. В качестве коррекционной помощи позволяет использовать карточку-помощницу при записи текста. | Записывает текст в тетрадь. | Предметные: умеет письменно передавать содержание близко к тексту Регулятивные: применяет изученные правила при решении орфографических задач |
Физкультминутка для снятия общего утомления | У меня спина прямая У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.) Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.) Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.) Раз, два. три. четыре. Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.) Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.) Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.) Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.) Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.) Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.) Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.) И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.) Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.) Раз, два, три, четыре (Повороты туловища.) Три, четыре, раз, два. | Выполняет соответствующие движения. | |
Самопроверка | -А теперь открой учебник и сверь написанное с текстом. | Проверяет написанное, прочитывая каждое слово. Выполняет | Регулятивные: использует навыки саморегуляции и самоконтроля |
Рефлексия | Предлагает оценить успешность выполненной работы, используя шкалу успеха. | Осуществляет самооценку собственной работы. | Личностные: осуществляет самооценку |
Подведение итогов урока | Предлагает ответить на вопросы. (слайд 12) | Отвечает на вопросы, анализирует свою деятельность на уроке. | Коммуникативные: грамотно строит высказывания |