II. Постановка цели и задач урока. III. Мотивация учебной деятельности. IV. Актуализация знаний. | действие по цепочке словарный диктант | «Кто последним положит мелок». Слова разминки: вокзал, салют, воротник, ракета, планета, герой, ремень, тренер, горизонт, партер. | Диктует слова, контролирует правильность записи на доске. | Ученик выходит к доске, записывает слова, если он ошибается в слове, садится на место, к доске выходит другой. Остальные записывают слова в тетрадь, контролируют правильность записи на доске. |
беседа самостоятельная работа в тетради | Значение какого слова вам непонятно? (Партер). Где, от кого можно узнать значение этого слова? (словарь, учитель, сеть интернет). Откроем толковый словарь и запишем, что же значит это слово, оформляя запись одним предложением. (Один ученик работает у доски). Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики. Как называется запись в тетради? (Предложение). Без чего невозможно предложение? (Без грамматической основы). Замените слово партер другим словом (он) Какая часть речи? Мы на уроке должны: Выяснить, каково общее значение местоимения как части речи? Докажите, что местоимение изменяемая часть речи. Какую синтаксическую роль могут выполнять местоимения в предложении? А теперь пришло время сформулировать тему нашего урока и его цели. | Организует диалог. Подводит обучающихся к правильному выводу. Актуализирует у обучающихся имеющие теоретические знаний для последующего использования их в усвоении нового знания. Организует диалог. Координирует мыслительную деятельность обучающихся, помогает сформулировать тему и цель урока. | Вступают в диалог. Делают умозаключения. Вспоминают терминологию, необходимую для усвоения новых знаний. Вступают в диалог. Высказывают своё мнение. Формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетради. |
фронтальная | Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте. Разряды местоимений по значению Выделяют 9 разрядов местоимений по значению: 1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они). 2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали). 3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен). 4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.),оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов. 5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета. 6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество. 7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова). 8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака. 9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь. Из истории языка: В древнерусском языке некоторые местоимения имели две формы: мене – мя, тебе – тя, себе – ся, вас – вы и т.д. Из одних форм возникли современные формы местоимений: мене – меня, тебе – тебя, себе – себя, васъ – вас. Другие практически исчезли, слабые следы этих форм сохранились лишь в некоторых выражениях, например: иду на вы (предупреждение врагам о походе на них войной), я те дам, вот те на, вот те раз. Встретить устаревшие формы местоимений можно в художественных произведениях, в некоторых фразеологических оборотах: в оные времена – в давние, когда-то давно, оный – этот, сей отрок – этот, азъ воздам – я и т.д. Кроме того, следы некоторых форм местоимений можно найти в составе слов современного русского языка: ся(сь) – в глаголах(умываюсь, собирался и т.п.), ти – в междометии ахти. | Сообщает дополнительные сведения о местоимении. | Упражняются в выразительном чтении предложения. Воспринимают информацию учителя. |
III. Первичное усвоение новых знаний. | фронтальная самостоятельная работа в тетради | Где мы можем встретить местоимения? Неужели мы о нем сегодня только это и узнаем? Мы хотим большего. Давайте посмотрим презентацию о местоимении | Демонстрирует презентацию о местоимении Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. Подводит обучающихся к созданию схемы «Разряды местоимений» | Преобразуют сложные предложения в простые предложения с грамматической основой, Записывают предложения в тетрадь, выделяют грамматическую основу, определяют способ выражения главных членов предложения. Анализируют языковой материал, делают вывод. |
IV. Первичная проверка понимания. | самостоятельная работа в тетради работа в паре взаимопроверка по образцу | Вспомним самые первые понятия , которые мы Узнали о местоимении Все вспомнили. Выполним упражнение (Один ученик читает задание к упражнению, дополнительно учитель предлагает определить, чем выражены подлежащее и сказуемое). Дается на выполнение 5 минут. Проверим. Правильно выполненное задание выводится на экран. Дети проверяют друг друга в паре. Если два предложения выполнены правильно и главные члены предложения подчеркнуты, пишем в тетради карандашом «Молодец!» Вывод: Ответим на вопросы, которые мы задали в начале урока. | Оказывает индивидуальную помощь обучающимся во время самостоятельной работы. Организует взаимопроверку, проводит инструктаж. Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. | Выполняют задание учебника самостоятельно. Обмениваются тетрадями в паре, проверяют работу соседа по образцу. Высказывают своё мнение. |
V. Первичное закрепление. | групповая работа хоровая проверка | Я раздам каждой группе текст о театре Японии. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии, и найдите предложение, соответствующее нашей теме. Театр Кабуки. Театр Кабуки (танцующие и поющие) сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев. Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором. Прочитаем вслух. Нашли предложение, в которых присутствуют местоимения? А сейчас по моей команде, все начинают читать это предложение. Молодцы! Почему именно это предложение нас заинтересовало? Вывод: местоимение употребляется в предложении вместо существительного. | Организует работу малых групп. Организует хоровую проверку. Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. | Читают текст в группе. Анализируют текст, находят предложение с тире между подлежащим и сказуемым. Хором читают предложение с местоимением. Высказывают своё мнение, делают вывод. |