1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. 2.Актуализа- ция знаний. Целеполагание урока. 3.Самоопределение к деятельности. 1.Введение в тему урока. Чистописание 2.Мотивация учебной деятельности 4.Физкульт минутка 5.Самостоятельная работа по теме урока: работа в парах (поисковая) 5.Закрепление новых знаний 6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. 7. Итог урока. 8. Рефлексия учебной деятельности | Долгожданный дан звонок! Кто готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Скажите, чему мы учимся на уроках русского языка? -А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? В результате обсуждения формулируется план урока: 1. Чистописание. 2. Давай подумаем. 3. Работа со словарём. 4.Запомни правописание. 5. Работа в парах. 6. Самооценка. - В конце урока мы вернемся к плану и оценим нашу работу на уроке. Чистописание букв л к у - Какое задание мы будем выполнять дальше? - Из каких элементов состоят эти буквы? - Что общего в написании этих букв? Какое слово можно составить из этих букв? Каково лексическое значение слова? - Ребята, перед вами на столе лежат по две карточки. Одна карточка копилка достижений, в ней вы будете отмечать свои успехи. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову. (небо, ночь, планета, луна). - А теперь, откройте глаза и нарисуйте на карточке предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать. - Итак, это слово «Звезда». -А теперь покажите, что вы нарисовали? - Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран. А что это за звёзды нарисованы на рисунках. (Каждый рисунок объясняется). Что интересное заметили? (слово одно «звезда», а значений у него много). - А где можно найти лексическое значение этого слова? - Откройте толковый словарь и прочтите лексическое значение слова «звезда». - Как вы считаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений? - Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются многозначными. - Запишите это слово: «звезда» у себя в тетради. звезда - Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Оцените свою работу. - Возьмите копилку достижений, отметьте знаком +, если вы нарисовали звезду, и -, если нарисовали что-то другое. А вот следующее задание у меня вот какое! - Придумайте слова, которые бы имели только одно значение. - А как вы думаете, такое слово, как «пенал» сколько имеет значений? - Давайте обратимся к толковому словарю и проверим. - Итак: Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными. - Запишите в тетрадь слово пенал. Поставьте ударение в этом слове и подчеркните гласную букву е. Запомните, как пишется это слово. - Кто может сказать, какая у нас тема урока, как вы думаете? (…) (Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».) - А как вы думаете, какие задачи урока мы с вами ставим? Задачи урока: 1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами. 2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в сторону развёл, Видно ключик не нашёл Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. Работа в парах (по карточкам): - Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждой парте лежит карточка, в которой написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу стрелочкой включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова. кисть | | колокольчик | | сойка | | грач | - Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы? - Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает… - А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные? - Читает… -Проверьте по образцу и оцените свою работу. - Возьмите копилку достижений, отметьте знаком +, если вы правильно распределили слова по группам, и -, если есть хоть одна ошибка. Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради. - Прочитайте однозначные слова. Это: сойка и грач. Обратите внимание на то, как пишутся слова сойка и грач. - Внимательно посмотрели? Запомнили слова? А теперь закройте эти слова из первой группы листочком и запишите их по памяти. - Откройте листочек, проверьте, правильно ли вы записали. Тоже самое выполните с многозначными словами. - Внимательно посмотрите, как пишутся слова кисть и колокольчик. Запомните их, закройте листочком и запишите в тетрадь. - А теперь откройте и проверьте, правильно ли вы написали. - Оцените работу друг друга в паре. - Возьмите копилку достижений, отметьте знаком +, если все слова написаны правильно, и -, если есть хоть одна ошибка. Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику. - А сейчас откройте учебники на стр. 26 и рассмотрите рисунки из упражнения 16. - Рассмотрите картинки. - Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение. (грач, карандаш). (Однозначные слова). - Назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений. (колокольчик, кисть). (Многозначные слова). - Ребята, составьте предложение с любым многозначным словом. Давайте запишем его в тетрадь. - Я сейчас прочитаю вам небольшое стихотворение из упражнения 17 на странице 27, а вы внимательно послушайте и подумайте, о чём в нём говорится. *** - Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? - А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят. *** -О чём говорится в этом четверостишии? -Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой. 1) сделанный из золота, драгоценного металла жёлтого цвета (например: золотое кольцо). 2) цвета золота, блестяще-желтого цвета. 3) качества человека: прекрасный, замечательный, умелый. - Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожь, золотые руки. - Ребята! Так сколько значений имеет слово «золотая» Значит какое это слово? Чтобы знания были впрок, Давайте кратко повторим урок! - Какие слова мы называем однозначными? - Какие слова мы называем многозначными? - Где мы можем узнать значение слова? - Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? -Мы их выполнили? Молодцы, ребята. - С какой новой темой мы познакомились на уроке? - Кому было трудно выполнять задания? - Кто хорошо понял эту тему? - Кому нужна помощь? - Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Возьми копилку достижений, если у вас три плюса, то на обратной стороне нарисуйте улыбающийся смайлик – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. -Если два или один плюс, то нарисуйте грустный смайлик – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь. | Подготовка класса к работе Готовность к уроку – поднятие руки Ответы на вопрос учителя. Составление плана работы на урок. Ребята прописывают буквы и сочетание букв. Подчеркивают лучшую букву. Составляют слово. Лук В толковых словарях. 1.Небесное тело, светящееся собственным светом. 2. Геометрическая фигура с лучами, исходящими от центра. 3. Человек, знаменитый своими талантами. 4. Названия животных и растений, похожих по форме на звёзды. Морская звезда. (Многозначными). Работа в тетради. Оценивают себя в копилке достижений. (Дети называют слова). (Одно) Работа в тетради. Ответы детей. Активный отдых (Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением). Оценивают себя в копилке достижений. Работа в тетради. Меняются тетрадями о оценивают работу соседа по парте. Работа с упражнением. Один работает у доски, остальные в тетради. Ответы детей. (Много). (Многозначное) Слова, которые имеют одно значение-однозначные. Слова, которые имеют два и более значений-многозначные В толковых словарях. (Познакомиться с однозначными и многозначными словами, и научиться их различать и употреблять в речи). Да (Однозначные и многозначные слова). Дети поднимают руки. Оценивают себя. | Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: волевая саморегуляция, настрой на урок. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Познавательные: умение из услышанной информации выделять главное. Регулятивные: умение сравнивать, обобщать, делать выводы, мотивация к учебной деятельности. Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Стимулирование исследовательской деятельности. Учатся находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. Целенаправленно ведется исследовательская деятельность. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Личностные: установка на здоровый образ жизни. Коммуникатив-ные: работа в парах по изучению учебного материала, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. Познавательныеобщеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Привлечение жизненного опыта к ответам на поставленные вопросы Познавательные, регулятивные: умение обобщать знания, учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах Формирование умения обобщать знания, делать вывод. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха, связывая успехи с усилием, трудолюбием. |