kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Тайна исчезновения знаков препинания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС 2 поколения и направлен на то, чтобы выявить роль знаков препинания в тексте и в речи в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Тайна исчезновения знаков препинания"»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Тайна исчезновения знаков препинания»



Тема урока

Тип урока

Дата

Образовательные ресурсы

Цели урока

Формы и

методы обучения

Основные термины и понятия

Планируемые образовательные результаты

Деятельностные

Содержательные

«Тайна исчезновения знаков препинания»

Урок комплексного применения знаний и умений (закрепление и углубление знаний)


Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2-х ч. /

Т.А. Ладыженская,

М.Т. Баранов,

Л.А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2012.

-Создание условий для усвоения темы;

-развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности;

-развитие

мыслительных операций школьников;

-развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления;

-развитие навыков адекватной самооценки.


Образовательные:

Расширение (углубление) представлений о функциях знаков препинания, известных учащимся 5-х классов;

-формирование умения пользоваться знаками препинания на письме;

Воспитательные:

- содействие в ходе урока воспитанию уважения к родному языку;

Развивающие:

- развитие навыков устной и письменной речи;

-развитие познавательного интереса учащихся.



Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.


Пунктуация, точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки, функция

Научатся видеть и правильно расставлять знаки препинания в готовом тексте, использовать знаки препинания в своих текстах.


Организационная структура урока

Этап

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формы организации взаимодействия на уроке

Планируемые результаты (Личностные, предметные, метапредметные УУД)


IОрганизационный этап.

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

-Ай-ай-ай! Здравствуйте, ребята! Вы меня не знаете. Зовут меня Мария Владимировна. Я пришла к вам за помощью!

Подготовка класса к работе.




фронтальная

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель этапа:

Постановка целей учебной деятельности.

Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности.


















-Только что мне пришло письмо из города Знакова, в котором сообщается о преступлении. Давайте его прочитаем и выясним, что же у них случилось.

Уважаемые сыщики!

В последнее время в нашем городе творится что-то странное – исчезают знаки препинания!

Сначала мы потеряли проворную труженицу Запятую – стали бояться сложных предложений, искали фразы попроще.

Не справившись с эмоциями, исчез и наш чувствительный друг Знак восклицательный, и все жители начали говорить тихо, с одной интонацией. Нас уже ничто не радовало и не возмущало, мы ко всему относились без эмоций.

Затем не стало и вечного почемучки Знака вопросительного. Мы перестали задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали у нас любопытства.

Ещё через пару дней мы потеряли нашу блюстительницу порядка Точку, а вместе с ней и сон. В городе началась настоящая паника!

Просим вас разыскать наших друзей и навести порядок в городе.

С уважением, знаковцы.

(А.М.Каневский «О пользе знаков препинания»).

- Друзья, что же произошло в городе Знакове?

- Какое интересное словосочетание: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ! Давайте его исследуем.

Какая буква в нем пропущена?

-Проверим с помощью волшебной лупы.

-Узнаем значение словосочетания из толкового словаря (читаю).

-Поразмышляем: почему знаки препинания в тексте - это препятствия.






-Сколько знаков препинания в русском языке. Посчитайте их (про себя). Покажите на пальчиках. Назовите.

-Какие из них пропали в городе Знакове?

- А вам когда-либо приходилось терять знаки препинания? В каких ситуациях?



-Представьте себя на месте тех, кто читал ваши работы и сообщения. С какими трудностями они столкнулись?

- Значит, знаковцы не зря забили тревогу.

Чем же мы можем им помочь?

- В таком случае я предлагаю вам стать сыщиками детективного агентства и раскрыть это громкое дело под названием «Тайна исчезновения знаков препинания».

-Но прежде прошу каждого ответить на вопрос:С какой целью я буду искать знаки препинания? Зачем они мне нужны? (Записывает версии на доске)


- Вернемся к этому в конце расследования и, возможно, дополним нашу запись.

Ставят цели, формулируют

Проблему (затруднение) и пути её решения.






























-Знаковцы потеряли знаки препинания.


- Е



-При произношении мы делаем паузу после ЗП, останавливаемся. Они разделяют, проводят границу между предложениями и частями предложений.



- 10

,!?.

- В письменных работах, при общении в соц.сетях, в смс-сообщениях и т.д.


- Скорее всего, им не всегда был понятен смысл написанного.


- Мы разыщем знаки препинания.





- Знаки препинания помогают мне грамотно выразить свои мысли, они делают текст понятным, наполненным смыслом.


фронтальная

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)


III Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Можем ли мы, не зная правил постановки знаков препинания, разыскать их в тексте?

-Значит, что нам поможет в расследовании?

-Вы правы. Наше первое испытание – вспомнить правила постановки знаков препинания.

- Возьмите в руки рабочий лист, подпишите его. Ознакомьтесь с таблицей. Сейчас вы будете заполнять второй столбик таблицы. Сколько вам понадобиться, 2-3 минутки?

- Внимание. Сейчас в паре с соседом обсудите свои ответы, допишите то, чего у вас нет.

-Проверим записи по эталону. Я зачитаю то, что должно быть, а вы допишите то, что не вспомнили, в 3 столбик «Узнал о правилах постановки знаков препинания следующее…».

-Оцените свою работу по указанным критериям. Поставьте баллы в пункте № 1.


-Нет.

- Знания!




Выполняют задание.







Дополняют материал таблицы.


Ставят баллы.

фронтальная, парная, индивидуальная

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)


IV Первичное закрепление

- Вооружившись знаниями, отправляемся на поиски знаков препинания. У нас есть 3 отдела: следователи, криминалисты, психологи.

- Вручаю начальникам отделов конверты с заданиями. (Роли распределены на перемене: начальник отдела, регистратор, аналитик, докладчик).

- Вскройте конверты, раздайте задания, прочитайте их. Всё понятно? Определимся еще раз, кто что делает! Давайте определимся со временем! (5 мин.)

Приступайте к работе.

1.Отдел следователей отправляется на поиски Запятой. Работают со стихотворением

Б. Заходера. (Карточка). + слайд с мультфильмом. → Обсуждение того, как меняется смысл сказанного в зависимости от постановки запятой (вместе).

2. Отдел криминалистов отправляется на поиски Точки. Разгадывают кроссворд. (Карточка).

3.Отдел психологов отправляется на поиски Восклицательного знака. Работают с отдельными предложениями (Карточка).

! (По мере того, как ребята выполняют задания, знаки появляются на доске в виде героев-игрушек).

- Прошу докладчиков сделать отчет о проделанной работе. Задача остальных групп внимательно слушать и отвечать на вопросы.









Выполняют задания по группам, обмениваются полученными результатами.



















фронтальная, групповая, индивидуальная












Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)


V Творческое применение знаний в новой ситуации

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

- Какой знак остался?

Друзья, про вопросительный знак стали часто забывать, он обиделся и сам ушёл из города.

Но без него мы не сможем завершить наше дело. Что мы можем сделать, чтобы он вернулся?

- Я предлагаю каждому отделу посовещаться и придумать способ, как вернуть вопросительный знак. Сколько это займет времени, 3-4 минутки?

Выступление докладчиков.

- В рабочем листе в пункте № 3 оцените свою работу в баллах по тем же критериям.

- Вопросительный.





Предлагают варианты.


Выполняют и презентуют свои работы. Возвращают вопросительный знак.

Оценивают свою работу.

групповая

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)


VI Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Уважаемые сыщики, наша миссия выполнена: знаки препинания найдены.

Мы искали их, чтобы .. (зачитывает с доски).

Чему же мы научились?

Подсчитаем сумму баллов, заработанных за 3 задания.

- Друзья, дело закрыто и отправляется в архив!

- А напоследок предлагаю вам такое замысловатое высказывание: Учиться _ нельзя _ лениться! Где поставить в нём запятую – решать вам! Спасибо за работу!

Обобщают сказанное.




Подсчитывают

фронтальная, индивидуальная

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)


Приложение.

Таблица. Правила постановки знаков препинания.

Знак препинания

Знаю о правилах постановки знака препинания следующее…


Узнал о правилах постановки знака препинания следующее…


.

- Ставится в конце повествовательного или побудительного предложения, которое требует спокойной интонации;

- отделяет предложения внутри текста;

-указывает на законченность мысли.


,

-Разделяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного; выделяет обращения;

-указывает на незаконченность мысли;

-требует умеренной паузы.


!

-Отделяет предложения внутри текста;

- указывает на законченность мысли;

-указывает на конец восклицательного предложения, требующего определенной эмоциональной окраски.


?

-Отделяет предложения внутри текста;

-указывает на конец предложения, в котором заключен вопрос;

-требует вопросительной интонации.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Тайна исчезновения знаков препинания"

Автор: Мария Владимировна Шалыгина

Дата: 13.08.2020

Номер свидетельства: 555730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Тайна исчезновения знаков препинания "
    ["seo_title"] => string(42) "taina-ischieznovieniia-znakov-priepinaniia"
    ["file_id"] => string(6) "132393"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416331821"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства