II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель этапа: Постановка целей учебной деятельности. Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности. | -Только что мне пришло письмо из города Знакова, в котором сообщается о преступлении. Давайте его прочитаем и выясним, что же у них случилось. Уважаемые сыщики! В последнее время в нашем городе творится что-то странное – исчезают знаки препинания! Сначала мы потеряли проворную труженицу Запятую – стали бояться сложных предложений, искали фразы попроще. Не справившись с эмоциями, исчез и наш чувствительный друг Знак восклицательный, и все жители начали говорить тихо, с одной интонацией. Нас уже ничто не радовало и не возмущало, мы ко всему относились без эмоций. Затем не стало и вечного почемучки Знака вопросительного. Мы перестали задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали у нас любопытства. Ещё через пару дней мы потеряли нашу блюстительницу порядка Точку, а вместе с ней и сон. В городе началась настоящая паника! Просим вас разыскать наших друзей и навести порядок в городе. С уважением, знаковцы. (А.М.Каневский «О пользе знаков препинания»). - Друзья, что же произошло в городе Знакове? - Какое интересное словосочетание: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ! Давайте его исследуем. Какая буква в нем пропущена? -Проверим с помощью волшебной лупы. -Узнаем значение словосочетания из толкового словаря (читаю). -Поразмышляем: почему знаки препинания в тексте - это препятствия. -Сколько знаков препинания в русском языке. Посчитайте их (про себя). Покажите на пальчиках. Назовите. -Какие из них пропали в городе Знакове? - А вам когда-либо приходилось терять знаки препинания? В каких ситуациях? -Представьте себя на месте тех, кто читал ваши работы и сообщения. С какими трудностями они столкнулись? - Значит, знаковцы не зря забили тревогу. Чем же мы можем им помочь? - В таком случае я предлагаю вам стать сыщиками детективного агентства и раскрыть это громкое дело под названием «Тайна исчезновения знаков препинания». -Но прежде прошу каждого ответить на вопрос:С какой целью я буду искать знаки препинания? Зачем они мне нужны? (Записывает версии на доске) - Вернемся к этому в конце расследования и, возможно, дополним нашу запись. | Ставят цели, формулируют Проблему (затруднение) и пути её решения. -Знаковцы потеряли знаки препинания. - Е -При произношении мы делаем паузу после ЗП, останавливаемся. Они разделяют, проводят границу между предложениями и частями предложений. - 10 ,!?. - В письменных работах, при общении в соц.сетях, в смс-сообщениях и т.д. - Скорее всего, им не всегда был понятен смысл написанного. - Мы разыщем знаки препинания. - Знаки препинания помогают мне грамотно выразить свои мысли, они делают текст понятным, наполненным смыслом. | фронтальная | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
III Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Можем ли мы, не зная правил постановки знаков препинания, разыскать их в тексте? -Значит, что нам поможет в расследовании? -Вы правы. Наше первое испытание – вспомнить правила постановки знаков препинания. - Возьмите в руки рабочий лист, подпишите его. Ознакомьтесь с таблицей. Сейчас вы будете заполнять второй столбик таблицы. Сколько вам понадобиться, 2-3 минутки? - Внимание. Сейчас в паре с соседом обсудите свои ответы, допишите то, чего у вас нет. -Проверим записи по эталону. Я зачитаю то, что должно быть, а вы допишите то, что не вспомнили, в 3 столбик «Узнал о правилах постановки знаков препинания следующее…». -Оцените свою работу по указанным критериям. Поставьте баллы в пункте № 1. | -Нет. - Знания! Выполняют задание. Дополняют материал таблицы. Ставят баллы. | фронтальная, парная, индивидуальная | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
IV Первичное закрепление | - Вооружившись знаниями, отправляемся на поиски знаков препинания. У нас есть 3 отдела: следователи, криминалисты, психологи. - Вручаю начальникам отделов конверты с заданиями. (Роли распределены на перемене: начальник отдела, регистратор, аналитик, докладчик). - Вскройте конверты, раздайте задания, прочитайте их. Всё понятно? Определимся еще раз, кто что делает! Давайте определимся со временем! (5 мин.) Приступайте к работе. 1.Отдел следователей отправляется на поиски Запятой. Работают со стихотворением Б. Заходера. (Карточка). + слайд с мультфильмом. → Обсуждение того, как меняется смысл сказанного в зависимости от постановки запятой (вместе). 2. Отдел криминалистов отправляется на поиски Точки. Разгадывают кроссворд. (Карточка). 3.Отдел психологов отправляется на поиски Восклицательного знака. Работают с отдельными предложениями (Карточка). ! (По мере того, как ребята выполняют задания, знаки появляются на доске в виде героев-игрушек). - Прошу докладчиков сделать отчет о проделанной работе. Задача остальных групп внимательно слушать и отвечать на вопросы. | Выполняют задания по группам, обмениваются полученными результатами. | фронтальная, групповая, индивидуальная | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
V Творческое применение знаний в новой ситуации Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | - Какой знак остался? Друзья, про вопросительный знак стали часто забывать, он обиделся и сам ушёл из города. Но без него мы не сможем завершить наше дело. Что мы можем сделать, чтобы он вернулся? - Я предлагаю каждому отделу посовещаться и придумать способ, как вернуть вопросительный знак. Сколько это займет времени, 3-4 минутки? Выступление докладчиков. - В рабочем листе в пункте № 3 оцените свою работу в баллах по тем же критериям. | - Вопросительный. Предлагают варианты. Выполняют и презентуют свои работы. Возвращают вопросительный знак. Оценивают свою работу. | групповая | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
VI Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Уважаемые сыщики, наша миссия выполнена: знаки препинания найдены. Мы искали их, чтобы .. (зачитывает с доски). Чему же мы научились? Подсчитаем сумму баллов, заработанных за 3 задания. - Друзья, дело закрыто и отправляется в архив! - А напоследок предлагаю вам такое замысловатое высказывание: Учиться _ нельзя _ лениться! Где поставить в нём запятую – решать вам! Спасибо за работу! | Обобщают сказанное. Подсчитывают | фронтальная, индивидуальная | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) |